Компании умерят IТ-аппетит
Во-первых, в оптимизацию систем управления ресурсами предприятия (ERP-систем). Эти решения, как ожидается, позволят компаниям эффективно определять финансовые показатели и повышать производительность специфических для отрасли процессов.
Во-вторых, важным приоритетом для своих компаний более половины опрошенных назвали модернизацию аппаратного обеспечения. В частности, намечено заменить традиционную телекоммуникационную инфраструктуру интернет-телефонией (VoIP). Это позволит сэкономить за счет использования существующих сетей — как для передачи данных, так и для голосовой связи. Планируется создание переносных сетей для повышения продуктивности мобильных сотрудников.
Третьим важным пунктом расходов CIO определили вложения в системы безопасности данных и их восстановление, предупреждение и ликвидацию последствий вторжений в компьютерные сети.
Как не стать палачом самому себе
Ситуация. Одна из медиакомпаний вместо определенного продукта предложила подписчикам ряд похожих, но более дешевых услуг. Такое решение руководство объяснило тем, что хотя оригинальный продукт и приносил высокие прибыли, он постепенно начал терять свою рыночную долю и не смог проникнуть в некоторые потребительские сегменты. Новые предложения решили эту проблему, однако более низкие цены отвлекли внимание потребителей от старого продукта, лишая компанию постоянных клиентов.
Сложности. Главный вопрос состоял в том, насколько агрессивно следовало продвигать на рынке новые предложения? Система управлений отношениями с клиентами (CRM) позволила маркетологам определить степень «каннибализации». Правда, для ее снижения система указала лишь упрощенный выход — отказаться от ряда новых предложений без учета их стратегической значимости.
Решение. Для выхода из непростой ситуации руководство обратилось к методам оптимизации данных, традиционно используемых в процессе планирования производства, распределения ресурсов и т. д. Эти методы опираются на математические формулы, позволяющие найти лучшие варианты разрешения кризиса в зависимости от поставленных задач и сдерживающих факторов. После расчета различных показателей (включая увеличение рыночной доли новых брендов) менеджеры нашли компромисс между краткосрочными выгодами и долгосрочными задачами компании. В результате данные бренды продемонстрировали десятипроцентный прирост прибыльности за последующие полгода. Таким образом медиакомпания не только решила проблему «каннибализации», но и открыла для себя несколько новых потребительских сегментов.
Опасности стандартизации правил управления
В последние годы кодексы корпоративного управления завоевывают все большую популярность. Практически все они провозглашают четыре фундаментальных принципа:
• равное отношение ко всем акционерам, чьи права должны соблюдаться;
• подотчетность совета директоров и менеджмента;
• своевременное и полное предоставление финансовой и иной отчетности (принцип «соответствуй или объясняй»);
• ответственность за соблюдение интересов миноритарных акционеров и других групп интересов, а также за неукоснительное соблюдение закона.
Эти документы не только защищают инвесторов от фальсификаций и небрежного управления их активами, но и могут сократить стоимость привлекаемого капитала. Вместе с тем увлеченность кодексами порождает определенные риски.
Риск 1. Страсть к регулированию. Поскольку кодексы улучшают корпоративное управление, многим кажется соблазнительным расширить сферу их действия и дополнить новыми деталями. Такой фанатизм может привести к игнорированию нововведений, что негативно скажется на доверии к кодексу в целом.
Риск 2. Преувеличенное значение принципа «соответствуй» в ущерб «объясняй». Все чаще попытки компаний объяснить, почему они отклонились от положений кодексов, отметаются с ходу. Данная тенденция подкрепляется желанием судить о качестве корпоративного управления путем простого сопоставления «исполняется — не исполняется», а не глубокого анализа.
Технологический трамплин для банков
По итогам исследования банки разделили на четыре группы, и каждой были даны рекомендации по совершенствованию IТ-менеджмента:
«Лидеры» — наиболее успешные банки, эффективно использующие информационные технологии при невысоком уровне расходов (8% операционной прибыли). Залог их успеха — внедрение стандартизированных приложений обработки информации и централизованных клиентских баз данных, а также открытие автоматизированных региональных отделений. Для дальнейшего укрепления своих позиций таким банкам следует сосредоточиться на автоматизации работы операционного отдела, использовании проверенных программных решений в ходе слияний и поглощений.
«Исполнители» сохраняют затраты на информационные технологии на уровне 10% операционной прибыли, однако не достигают ожидаемой продуктивности бизнеса. Банкам из указанной группы стоит задуматься над увеличением инвестиций в новые технологии, что поможет оживить бизнес-процессы.
«Расточители» — банки, для которых характерны высокие затраты на внедрение технологических решений (13% операционной прибыли) и непродуманный IТ-менеджмент. Исправить подобную ситуацию можно путем более избирательных инвестиций (прежде всего на установку централизованных клиентских баз данных во избежание дублирования данных) и приведения расходов в соответствие с заявленными целями.
«Преобразователи» тратят на информационные технологии около 15% операционной прибыли. Причем вложения направлены преимущественно на конкретные трансформационные бизнес-проекты. Таким банкам следует внимательнее следить за долгосрочными инвестициями, чтобы соответствовать рыночным колебаниям и одновременно обеспечивать эффективное внедрение информационных технологий в каждодневную деятельность.