Эксперты утверждают, что сегодня создатели фильмов в Украине не получают ни копейки от выпуска и продажи не только на пиратском, но и на так называемом легальном рынке видеопродукции.
По мнению Национального союза кинематографистов Украины и Всеукраинской гильдии кинорежиссеров «24/1», все продающиеся в Украине видеокассеты, компакт- и DVD-диски с фильмами фактически являются контрафактными, а их показ по телевидению, в кинотеатрах, барах, ресторанах, залах ожидания, на станциях метро и т. п. противозаконен, так как нарушает законодательство об авторском праве.
Авторами фильма считаются пять человек
Авторами кинокартины, в соответствии с законодательством Украины, считаются: режиссер-постановщик, автор сценария (текстов, диалогов), автор специально созданной для кинокартины музыки (с текстом или без), художник-постановщик, оператор-постановщик. Все эти люди являются обладателями авторских прав, в том числе и имущественных.
Какие же выплаты полагаются авторам фильма? Законодательством установлено два вида оплаты: авторское вознаграждение и справедливое вознаграждение.
Свои имущественные права (то есть право использовать и право разрешать или запрещать использовать произведение) автор может передавать другому лицу (например киностудии или продюсеру) по авторскому договору. При этом организация или человек, который будет в дальнейшем продвигать и продавать фильм, фактически покупает данные права у создателей фильма за некую сумму, оговоренную обеими сторонами. Если автор не передавал своих имущественных прав, то он является исключительным их владельцем и собственником аудиовизуального произведения как объекта интеллектуальной собственности.
Плата за пользование авторскими произведениями должна стать такой же безусловной, как оплата электроэнергии.
Второй вид авторских прав — право на справедливое вознаграждение. Это право неотчуждаемо. Согласно п. 2. ст. 17 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», «за обнародование и каждое публичное исполнение, показ, демонстрацию или оповещение аудиовизуального произведения, его имущественную аренду и/или прокат его образцов за всеми авторами сохраняется право на справедливое вознаграждение».
Платить должны все, кто получает выгоду от использования
Итак, от любого использования аудиовизуального произведения автор имеет право получать справедливое авторское вознаграждение. Следовательно, деньги на его выплату должны поступать от: телерадиокомпаний, организаций кабельного телевидения, кинотеатров, производителей видеокассет и компакт-дисков с фильмами, от пунктов проката.
Закон об авторском праве предполагает, что сбором денег для авторского вознаграждения за использование произведения (в данном случае — фильма) и их распределением между авторами может заниматься организация коллективного управления имущественными правами авторов. В Украине такая организация существует. В 1999 г. члены Национального союза кинематографистов создали Всеукраинскую гильдию кинорежиссеров «24/1».
Лица, которые используют произведения, обязаны предоставлять организациям коллективного управления точный список использованных произведений вместе с документально подтвержденными данными о полученной прибыли от использования и должны выплачивать организации коллективного управления вознаграждение.
Корни проблемы находятся в советском прошлом
Понять причину, почему же авторам не выплачивают справедливое авторское вознаграждение, можно только заглянув в историю авторского права.
Государство «по привычке» продолжает считать себя обладателем авторских прав на кинопроизведения.
В СССР понятие авторского права существовало в весьма извращенном виде. Государство от своего имени продавало картины и скульптуры, присваивало доходы от гастролей, отбирало Нобелевские премии. Размеры гонораров утверждались директивно, поэтому доход автора не зависел от того, пользуется его произведение популярностью или же оно и никому не было нужно. В 1973 г. Верховный Совет принял решение присоединиться к Всемирной конвенции по авторскому праву, и законодательство срочно потребовалось привести хоть в какое-то соответствие с международными нормами. Именно тогда в СССР появилось Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Но созданная вроде бы для защиты авторских прав структура продолжала бессовестный государственный грабеж. ВААП само, порой без уведомления автора, заключало договора на использование авторских произведений, по своему усмотрению составляло сборники и графики концертов, распоряжалось тиражами. Точно так же и все советские фильмы принадлежали государству, а их авторы могли рассчитывать лишь на установленное государством вознаграждение от проката.
Но в начале 1991 г. (еще до развала СССР) появился Закон «О собственности», который провозгласил право частной собственности на результаты интеллектуальной, творческой деятельности. А в первый же год независимости в Украине принимаются «Основы законодательства Украины о культуре». В ст. 9 этого закона говорится, что «произведения литературы и искусства являются интеллектуальной собственностью их создателей», а «защита права на интеллектуальную собственность, охрана авторских прав регулируется специальным законодательством и нормами международного права». К тому же и Конституция Украины (ст. 54) провозгласила гарантию защиты авторских прав: «Каждый гражданин имеет право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности; никто не может использовать или распространять их без его согласия, за исключением случаев, установленных законодательством».
Государство новое, но мышление старое
Как же в таком случае стало возможным распространение фильмов без согласия их создателей? А дело все в поразительной живучести советского образа мышления. Владельцем всех фильмов, созданных до 1994 г., продолжает себя считать государство. Телеканалы показывают любимое зрителями советское кино, продавая рекламное время до, во время и после показа. Распространители видеокассет и DVD получают прибыль, а создатели кинокартин или их наследники искусственно исключены из этого бизнес-процесса.
Кинооператор Михаил Иванов, сын Виктора Иванова — режиссера фильма «За двумя зайцами», первым подал иск в суд в связи с таким нарушением его исключительных авторских прав. Следующим, судя по всему, будет известный польский режиссер Эжи Гофман. На сегодняшний день в адрес организации коллективного управления авторскими правами пришло уже несколько писем от аналогичных зарубежных авторских обществ, вопрошающих о выплате авторского вознаграждения в связи с распространением в Украине видео- и DVD-продукции с их фильмами. Дело в том, что запущенный государством механизм продажи контрольных марок, легализующих тиражирование и продажу аудиовизуальных произведений без выплаты авторского вознаграждения, коснулся не только старого советского кино (где вопрос имущественных авторских прав автора, по мнению чиновников, раз и навсегда решен в пользу государства). Такие марки наклеиваются и на все без исключения кинофильмы, которые попадают на видеорынок Украины.
Контрольная марка — не гарантия от контрафакта
Более подробно о ситуации рассказывает Сергей Кулаков, директор Всеукраинской гильдии кинорежиссеров «24/1».
«&»: Каким образом в Украине могла сложиться такая ситуация, что за использование кинофильмов их авторы не получают вознаграждение?
С. К.: Государственный департамент интеллектуальной собственности, Минкультуры и Национальный совет по телевидению и радиовещанию по старинке принимали и принимают нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность, связанную с использованием фильмов и других аудиовизуальных произведений, без непосредственного участия уполномоченных представителей авторов. В результате в Украине был создан государственный механизм легализации использования контрафактной продукции.
По мнению госчиновников и прокатчиков, для показа на телевидении, тиражирования, выпуска и распространения видеокассет, компакт- и DVD-дисков с записанными на них фильмами (и другими аудиовизуальными произведениями) достаточно получить в Минкультуры государственное прокатное свидетельство. Хотя, в сущности, прокатное свидетельство — это не более чем цензурный документ, свидетельствующий о том, что фильм не содержит порнографии, призывов к насилию, жестокости, расовой, национальной, религиозной вражды и т. д.
Прокатное свидетельство — это не более чем цензурный документ.
Государство распоряжается фильмами, фактически ему не принадлежащими. У государства, как правило, нет «правильных» договоров с авторами о передаче (уступке) имущественных авторских прав. Заключенные же авторские договоры являются недействительными, поскольку содержат условия, ухудшающие положение автора по сравнению с тем, что установлено действующим законодательством. Так гласит ст. 33 ч. 5 Закона «Об авторском праве и смежных правах». А согласно международному законодательству (ст. 4 ч. 2 Директивы №92/100 ЕЭС от 19.11.1992 г.), авторы и исполнители не могут отказаться от права на получение справедливого авторского вознаграждения. То есть автор может передать свои права на созданный фильм или разрешить его использование, но право получать авторское вознаграждение за его использование остается за ним и его наследниками как пожизненная рента.
Сейчас мы готовим исковые требования о восстановлении нарушенных прав авторов аудиовизуальных произведений и прекращении таких нарушений при выдаче лицензий и прокатных удостоверений. Когда телеканалы воруют фильмы друг у друга, в хозяйственный суд немедленно подаются иски. В то же время все без исключения телеканалы бессовестно обкрадывают авторов фильмов, так как никто не спрашивает у них разрешения ни на показ, ни на перевод кинофильма в цифровой формат и т. д. Значит, нарушители должны также отвечать за это в суде.
«&»: Кто может исправить положение?
С. К.: Например, налоговая инспекция. Она ответственна за исполнение субъектами предпринимательства норм ст. ст. 8, 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», за своевременность выплаты авторского вознаграждения. Я общался с ответственными специалистами налоговой администрации и простыми ее работниками… К сожалению, многие из недавно назначенных на руководящие должности людей в налоговом ведомстве настолько неопытны, что вообще с трудом понимают, о чем идет речь. Они умеют считать оборот материальных объектов (станков, машин и т. д.), измеряемый в тоннах, литрах, машинокомплектах и т. п., а как перевести в объективные показатели и цифры бухгалтерского учета такую абстракцию, как нематериальные объекты интеллектуальной собственности, не ведают. Но разве государство может зарабатывать на «мозгах», если не способно оценить интеллектуальный потенциал в своей стране и его значимость для экономики?
«&»: Каким же вы видите выход?
С. К.: Если говорить о кино, то считаю, что в кратчайшее время необходимо привести все существующие отношения, связанные с созданием и использованием кинофильмов, в строгое соответствие с нормами национального и международного законодательства об интеллектуальной собственности. Нужно обеспечить государственный контроль за начислением пользователями (независимо от формы собственности) сумм справедливого авторского вознаграждения за использование аудиовизуальных произведений и установить ответственность за неисполнение нормы ст. 47 ч. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Роль и участие авторов фильмов в товарно-денежных отношениях должна перестать быть только декларацией их прав на бумаге. Держатель имущественных прав на использование фильма (киностудия, Минкультуры) должен получить это право у авторов фильма, творческим трудом которых фильм создан, на условиях, которые не были бы принудительными для последних. Но так как вернуться к индивидуальному заключению авторских договоров на старые советские фильмы уже невозможно, то государство должно обеспечить правомерность приобретения прав на эти фильмы у авторов или их наследников при обязательном участии организации коллективного управления имущественными правами.
Телеканалы не хотят платить дважды
Андрей Танчак, юрист Индустриального телевизионного комитета:
— Проблема выплаты авторских вознаграждений существует отчасти из-за того, что в действующем законодательстве не описан целостный и логичный механизм таких выплат.
Естественно, за авторское право нужно платить. Но почему телеканалы должны платить дважды? Ведь, покупая фильм у дистрибьютора, мы покупаем не просто пленку, а именно право на показ. Телекомпании-члены ИТК уже проводят переговоры с авторскими агентствами о выплате вознаграждения авторам музыки, звучащей в фильмах. Мы будем платить авторское вознаграждение, но прежде хотели бы получить гарантии, что заниматься сбором вознаграждений будет одна организация управления коллективными правами авторов.
Опыт соседней Польши показывает, что на первом этапе возникает множество организаций, представляющих интересы авторов. При этом автор теряется и не заключает договор ни с одной из них или же, наоборот, заключает с несколькими. В результате сбором справедливого авторского вознаграждения занимаются несколько структур.
Кабинет министров Украины, действуя по старым советским принципам, установил, что все авторы имеют право на авторское вознаграждение в размере не менее 2% от валового дохода. Кроме того, что валовой доход телекомпаний уже включает в себя затраты на покупку фильма, получается, что мы должны заплатить еще 2% неизвестно кому. Ведь с требованием выплаты могут обратиться сразу несколько организаций управления коллективными правами.
Нужно выработать четкий и понятный механизм выплат. Такой механизм может сложиться только путем переговоров всех участников процесса — авторов, пользователей и государства.