Слияния и поглощения
NYSE откликнулась на зов новых технологий
Нью-йоркская фондовая биржа (NYSE) получила разрешение комиссии по ценным бумагам и биржам США на поглощение чикагской электронной торговой системы Archipelago Holdings с последующим IPO объединенной компании. Стоимость сделки составит $9 млрд. В результате слияния все акции NYSE с 8 марта будут свободно обращаться на фондовом рынке, а доля участников рынка в акционерном капитале конгломерата NYSE Group снизится со 100 до 70% (30% достанется акционерам Archipelago).
По мнению экспертов, пойти на кардинальное изменение биржевой структуры руководство NYSE побудило сразу несколько причин. Во-первых, необходимость перехода от традиционной («напольной») к автоматизированной системе торгов ценными бумагами. Это должно не только увеличить процент более дешевых электронных операций, но и отчасти решить проблему нарушений брокерами правил торговли в ходе ведения сессий «с голоса». К тому же изменения позволят NYSE догнать набирающие популярность электронные биржи и прежде всего своего главного конкурента — NASDAQ.
Во-вторых, союз NYSE с чикагской площадкой даст возможность расширить клиентскую базу за счет торговли опционами и акциями компаний, имеющих листинг NASDAQ. Сейчас Нью-йоркская биржа является крупнейшей по обороту, но уступает основному конкуренту по числу включенных в ее листинг акций. После слияния с Archipelago на бирже будут обращаться бумаги 25% компаний, участвующих сейчас в торгах на NASDAQ.
В-третьих, превращение NYSE в публичную компанию позволит сделать систему своего управления более открытой для общественности и регулирующих органов. Тем самым биржа хочет обезопасить себя от корпоративных скандалов, подобных тому, что привел в сентябре 2003 г. к отставке председателя NYSE Ричарда Грассо. Он ушел в отставку после того, как его уличили в получении необоснованно высоких вознаграждений.
Между тем на достигнутом руководство Нью-йоркской биржи останавливаться не намерено. По словам главы Джона Тэйна, NYSE заинтересована в объединении с европейскими биржами. Причина тому — треть из $21 трлн. суммарной капитализации компаний, чьи акции котируются на NYSE, приходятся на зарубежные фирмы.
Экономическим патриотизмом в ответ на российско-украинский конфликт
Объединение двух гигантов приведет к появлению не только одного из лидеров в области транспортировки и распределения газа в Европе, но и пятого по величине производителя электроэнергии в мире. Новая компания будет обслуживать около 214 млн. потребителей газа, воды и электричества. Ее ежегодная выручка достигнет 64 млрд. евро, а затраты сократятся минимум на 500 млн. евро в год. Капитализация конгломерата превысит $85 млрд., что позволит ему занять второе место в мировой табели о рангах. Это сведет на нет возможность его враждебного поглощения, по крайней мере, в обозримом будущем.
Инвестиции
BP достучался до китайского правительства
По мнению аналитиков, цель данной сделки для ВР — расширить свое присутствие в регионе со стремительно растущей экономикой и традиционно высоким спросом на нефтепродукты. На сегодня концерн уже является крупнейшим британским инвестором в Китае и в ближайшие пять лет намерен инвестировать в китайскую экономику еще 3 млрд. фунтов стерлингов. Наиболее масштабный проект ВР в стране — это химический завод, строительство которого также осуществлялось совместно с Sinopec. Теперь BP поможет китайскому партнеру еще и в продаже газа и нефти. В случае удачного завершения сделки BP сможет побороться с корпорацией ExxonMobil за первое место в мировом рейтинге ведущих предприятий нефтегазовой отрасли.
Не менее очевидны выгоды нынешней сделки и для Sinopec. Компания получит гарантированную помощь британской компании по проведению геологоразведочных работ. Эта сфера освоена специалистами Sinopec довольно слабо. Помимо этого, партнерство с BP позволит китайцам расширить свое международное присутствие.
По мнению экспертов, решение китайских властей — сигнал для других транснациональных топливных компаний. Они убеждены: если правительство КНР не возражает против столь крупных инвестиций зарубежных компаний в стратегическую отрасль, тем более не следует ждать противодействия в менее значимых вопросах.
Британцы подключились к Нью-йорку
Британский бизнес начинает масштабную экспансию на энергетический рынок США. Корпорация National Grid намерена приобрести американского дистрибьютора природного газа — компанию KeySpan. Сумма сделки составит $7,3 млрд. Вдобавок британцы согласились взять на себя долговые обязательства американской фирмы в размере $4,5 млрд. Для закрытия сделки требуется одобрение акционеров обеих компаний, а также регулирующих органов США. Все вопросы планируется урегулировать к началу 2007 г.
Таким образом, в результате нынешнего поглощения National Grid практически в четыре раза увеличит свой дистрибутивный бизнес в США и займет третье место в рейтинге крупнейших американских поставщиков газа и электроэнергии. Компании рассчитывают и на масштабный синергический эффект от слияния. Планируется ежегодно экономить до $200-280 млн. за счет сокращения затрат на обработку документации и информационную поддержку компании.
Производство
Bosch займется «реставрацией» ретроавтомобилей
Комплектующие от Bosch Automotive Tradition будут доступны через подразделения автопроизводителей, занимающиеся классическими моделями, а также независимые торговые учреждения. Запасные части для старинных автомобилей планируется выпускать небольшими партиями на специализированных предприятиях. Это позволит сохранить технологии и оборудование, кроме того, обеспечить доступность запасных частей оригинального качества в течение многих лет после прекращения серийного выпуска.
Новую инициативу представители компании объясняют бурным ростом популярности ретроавтомобилей в последние годы, что привело к увеличению спроса на комплектующие и обслуживание для машин этого класса. По данным Федерального автотранспортного агентства Германии, за последнее десятилетие число так называемых янгтаймеров (авто старше 20 лет) в стране выросло на 75%, а олдтаймеров (старше 30 лет) — почти на 250%. Общее число зарегистрированных в Германии старинных машин уже превысило 750 тыс. Причем каждый немецкий почитатель олдтаймеров ежегодно тратит около 1 тыс. евро только на запасные части. По мнению экспертов, предел этого рынка еще не достигнут: сегодня интерес к старинным автомобилям испытывают около 15 млн. немцев.