Слияния и поглощения
AT&T восстанавливает былую мощь
Готовящаяся сделка, как полагают эксперты, фактически приведет к возрождению старой AT&T. До 1984 г. корпорация с капитализацией в $150 млрд. представляла собой настоящую монополию на рынке телефонной связи США. Государственные власти постановили разбить единую структуру на семь «дочек», которые владели локальными сетями по всей стране. В 1996 г. конгресс США разрешил консолидацию бизнеса разделенной компании. Покупка BellSouth — очередной шаг в этом направлении. AT&T заявляет, что, объединяя сети, сокращая персонал (около 10 тыс. человек) и собирая компании под единым брендом, корпорация сэкономит до $2 млрд. Эксперты же считают, что поглощение приведет к монополизации рынка и, как следствие, повышению цен для потребителей.
NBC Universal вошла в Сеть
Готовящаяся сделка в который раз подтверждает желание крупных игроков медиарынка укрепить свои позиции в Интернете и использовать сетевые ресурсы для получения дополнительных конкурентных преимуществ в традиционных сегментах. Примером тому может служить агрессивная политика News Corp.: только в 2005 г. она приобрела молодежный портал MySpace.com и игровой сайт IGN. По прогнозам экспертов, вскоре в США не останется ни одной крупной независимой онлайновой компании.
Кризис-менеджмент
Альянс GM и Suzuki под вопросом
О возможности продажи доли GM в Suzuki аналитики предупреждали неоднократно: американский концерн несколько раз пересматривал программу капиталовложений не в пользу японской корпорации. К столь радикальным мерам концерн подтолкнуло неуклонное снижение финансовых и операционных показателей. 2004 финансовый год GM закончила с убытком в $8,6 млрд., тогда как годом ранее чистая прибыль составила $2,8 млрд. (рекордный показатель с 1992 г.). Подобный результат стал следствием падения объемов продаж: по итогам 2005 г., они снизились почти на $1 млрд. — до $193,5 млрд. Нынешнее решение GM приняла, даже несмотря на то что Suzuki в феврале объявила о 5,5-процентном повышении ежеквартальной текущей выручки за счет оживления продаж по всему миру.
Представители обеих компаний уверяют, что готовящаяся сделка вовсе не означает разрыв отношений между компаниями. Однако, по мнению наиболее скептично настроенных экспертов, такой шаг фактически означает распад альянса американского и японского концернов, просуществовавший с 1981 г. К тому же Suzuki активно рассматривает возможность продажи 11% акций южнокорейской Daewoo, которая является подразделением GM и входит в единую структуру американской корпорации — GM Daewoo Auto&Technology.
Volkswagen «обтесывает»свою структуру
На сегодня Europcar работает в 145 странах мира и владеет автопарком из 220 тыс. автомобилей. За последний год продажи компании выросли на 9% и составили 1,28 млрд. евро. Правда, эксперты уверяют: предел роста компании еще не достигнут, учитывая, что на рынках США и Китая она пока не представлена.
Продажа «дочки» — очередной шаг в рамках масштабной программы реструктуризации бизнеса Volkswagen, направленной на стабилизацию финансовых и операционных показателей. Только в первой половине 2005 г. продажи концерна сократились на 3,9%, а его чистая прибыль за три последних финансовых года упала на 77%. В рамках антикризисного плана Volkswagen уже заявил о намерении продать 15% акций немецкому производителю люксовых спортивных авто Porsche. Кроме того, к 2009 г. автоконцерн сократит приблизительно 20 тыс. рабочих мест (около 16% общего штата) на своих европейских предприятиях. Благодаря этим инициативам к 2008 г. руководство планирует утроить доналоговую прибыль Volkswagen (до 5,1 млрд. евро).
Кстати, Volkswagen пошел по стопам конкурента — американского Ford Motor. В конце прошлого года корпорация продала крупнейшее в мире агентство по аренде автомобилей Hertz Corp. Стоимость сделки с учетом задолженности убыточного подразделения составила $15 млрд.