IPO — не «разовое» мероприятие, а важный этап в развитии компании. И чтобы добиться его эффективности, как и всей последующей политики фирмы, необходимо строго придерживаться определенных правил.
После проведения IPO часто возникает вопрос: насколько оно было эффективным, можно ли было добиться более значимых результатов? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. IPO всегда индивидуально для каждой компании, и его результаты зависят от очень многих факторов — условий проведения, рыночной конъюнктуры, менеджмента, акционеров, состояния и перспектив развития бизнеса, состояния рынка, уровня профессионализма консультантов, «выводящих» компанию на IPO, а также множества других факторов. Тем не менее, каковы бы ни были условия проведения IPO, существует ряд правил, нарушение которых может однозначно снизить эффективность осуществления данного мероприятия.
Когда IPO эффективно
Специалисты говорят, что публичное размещение акций было проведено эффективно, если компания получила справедливую рыночную оценку. То есть она не была переоценена или недооценена при проведении IPO, свидетельством чего является отсутствие резких колебаний курса акций после размещения. Если курс акций после процедуры IPO резко растет, это означает, что компания была недооценена. И соответственно такое IPO нельзя считать эффективным, поскольку собственники «недополучили» значительную сумму денег. Если после размещения курс акций резко падает, это значит, что во время проведения IPO компания была переоценена.
Достаточно показательным может служить пример публичного размещения акций российской компании, занимающей лидирующие позиции в телекоммуникационной сфере. В течение трех лет после проведения IPO ее акции выросли в цене в 10 раз. Это — результат грамотного управления акционерной стоимостью компании и реализации стратегии взаимоотношения с инвесторами и инвестиционным сообществом. Продав 16%-й пакет акций за $13,3 млн. и получив при этом рыночную капитализацию в объеме $83,1 млн., буквально через три года фирма довела уровень своей рыночной оценки до $820 млн. При этом резких колебаний курса ее акций не наблюдалось — их рост был постепенным, вполне в рамках тенденций, которые превалировали в данном секторе рынка.
В то же время иллюстрацией не слишком эффективного IPO может служить недавнее размещение акций украинского эмитента. Сразу после проведения размещения, буквально в течение месяца, стоимость акций выросла на 20%, при том что в момент размещения спрос на них значительно превышал предложение (то есть на момент размещения компания была недооцененной).
За что инвесторы готовы платить дополнительную премию
Для того чтобы получить справедливую оценку при проведении первичного размещения акций, необходимо провести несколько простых и понятных действий.
Прежде всего подготовка к проведению IPO, как правило, сопровождается изменением структуры компании. Публичное размещение — это всегда признак зрелости организации, ее менеджеров и акционеров; показатель зрелости бизнеса. Принципиально IPO возможно и доступно исключительно для компаний, имеющих определенный уровень прозрачности. В данном случае прозрачность — понятие, не имеющее юридического характера. Оно состоит в том, что все акционеры компании известны, и становится прозрачным взаимодействие между аффилированными структурами.
Прозрачность в понимании инвесторов подразумевает три основных критерия:
• прозрачная и эффективная структура собственности компании;
• эффективная система управления компанией, соответствующая международным требованиям, предъявляемым к корпоративному управлению;
• прозрачные финансы, то есть понятная для инвесторов финансовая стратегия организации и стратегия ее развития в целом. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы любой инвестор понимал, что его ожидает в перспективе.
Как показывает практика, абсолютно все компании при подготовке к IPO проходят через какие-то этапы реструктуризации. К примеру, в настоящий момент, в рамках подготовки двух фирм к IPO мы проводим работу по программам их структурирования. Это происходит по двум главным направлениям. Первое — создание вертикально интегрированной холдинговой структуры с центром владения за рубежом. И второе — создание юридически определенной системы управления компаний, соответствующей международным стандартам корпоративного управления. Также разрабатываются положения о совете директоров с участием независимых директоров, о наблюдательном совете, о комитете по вознаграждениям и внутреннем аудите и т. д. и т. п.
Обязательное условие удачного IPO — компания должна иметь эффективный менеджмент, опирающийся на юридически четко определенную систему управления. Причем она должна соответствовать стандартам, понятным для инвестора.
Существует несколько серьезных отличий общепринятых международных стандартов системы управления от практики корпоративного управления, сложившейся в украинских и российских компаниях. Во-первых, важен сам факт наличия формализованных правил, устанавливающих систему управления в компании. Во-вторых, в органах управления публичных компаний присутствуют независимые члены «правления», которые, пользуясь своей высокой репутацией, влияют на принятие стратегических решений в интересах акционеров. В-третьих, публичные компании отличает наличие формализованных процедур защиты интересов акционеров различного уровня, а также процедур принятия решений с учетом интересов всех групп акционеров. В-четвертых, должны существовать однозначные обязательства менеджмента компании действовать в интересах акционеров, а также процедуры, способные гарантировать исполнение этих обязательств.
Наконец, в компании должны работать эффективные механизмы контроля за деятельностью менеджеров вплоть до возможности блокирования тех решений менеджеров, которые противоречат интересам акционеров. Именно за прозрачность системы управления инвесторы готовы платить дополнительную премию, поскольку это значительно снижает риски инвестирования.
Репутацией компании необходимо целенаправленно управлять
Публичная компания должна иметь совершенно определенную и понятную стратегию развития, включающую в себя финансовую стратегию, которая позволяет понимать, как, когда, за счет каких ресурсов и без потери качества капитала компания будет реализовывать стратегию роста. Ведь инвесторы не покупают активы — они покупают рост. Все эти факторы однозначно должны быть направлены на формирование репутации фирмы.
Следует отметить, что в данном случае речь идет о репутации в инвестиционном сообществе — именно там она имеет значение для акционерной стоимости. Разумеется, имеет значение и репутация компании, сложившаяся в отношениях с поставщиками и контрагентами, но нужно понимать, что далеко не все инвесторы являются партнерами компании. Даже о достаточно крупной в масштабах Украины организации потенциальные инвесторы в Лондоне могут совершенно ничего не знать. Именно поэтому речь идет о необходимости формирования репутации фирмы среди потенциальных инвесторов. Ею (репутацией) можно и нужно целенаправленно управлять. Причем это не делается в течение одного дня и даже одного месяца. Кстати, в этом плане обязательно необходимо получить положительную аудиторскую оценку, желательно компании из «большой четверки». Кроме того, если менеджмент готовится к IPO впервые, у проекта должен быть авторитетный, грамотный и опытный «наставник» — так называемый nominee adviser. В этом качестве, как правило, выступает крупный инвестиционный банк. Его роль значительна во всей процедуре IPO, и как раз от него будет зависеть точность оценки компании и ее готовность к размещению.
Консультируя компании при подготовке к публичному размещению акций, мы столкнулись со своеобразной позицией у ряда собственников и менеджеров. Дескать, «мы будем готовиться к изменениям, мы будем публичными, прозрачными, мы изменим систему управления, но… сделаем это непосредственно перед IPO, с тем чтобы затраты на такие изменения были минимальными». Всегда в таких случаях хочется задать вопрос: «Господа! Неужели вы надеетесь, что, изменив структуру собственности и систему управления за один, два, три месяца до проведения IPO, вы моментально научитесь жить по новым принципам? И самое главное — тут же сможете убедить инвестиционное сообщество, что ваша компания изменилась и эти изменения кардинальны и необратимы?». Так не бывает! Репутацию публичной компании невозможно заполучить в течение двух-трех месяцев, она завоевывается годами. Именно поэтому публичной компания должна стать задолго до проведения IPO. Это позволит должным образом сформировать мнение у инвестиционного сообщества о компании и непосредственно будет влиять на результаты IPO. Чем выше окажется ее репутация, тем более высокую оценку она получит при проведении IPO, именно справедливую рыночную оценку.
Абсолютное большинство IPO компаний из стран СНГ в силу многих причин проводятся на зарубежных рынках капитала, в частности, на Альтернативном инвестиционном рынке (AIM, Alternative Investment Market) Лондонской фондовой биржи. Именно поэтому крайне сложно для не слишком известной на Западе компании из Украины заработать достаточно хорошую репутацию у иностранных инвесторов. К данному процессу необходимо готовиться заблаговременно — публиковать отчеты в западной прессе, которую читают тамошние инвестиционные аналитики, писать в этих отчетах о стратегии развития компании, о тенденциях рынка, на котором она работает, и этим формировать у аналитиков определенное мнение о себе.
Еще одним существенным моментом при выходе на IPO является то обстоятельство, что репутация бизнеса не может быть выше репутации страны, в которой он работает. При неблагоприятной политической конъюнктуре IPO не окажется эффективным по определению. Именно поэтому крайне важно, чтобы наше государство реализовывало стратегию создания благоприятной репутации Украины как страны и украинских эмитентов как компаний, привлекающих инвестиции. Ведь эти вложенные средства будут работать на украинскую экономику, а значит, и в целом на общество.
Диалог с инвесторами ведем постоянно
«&»: Работа каких людей в компании XXI Century Investments связана с ее публичным статусом, и в чем она заключается?
Н. Е.: Непосредственно за работу с инвесторами отвечает Ярослав Кинах, член совета директоров. Его работа — удовлетворение интереса инвесторов и инвестиционного сообщества к компании по любым вопросам. Ярослав Кинах имеет то преимущество по отношению ко всей команде XXI Century Investments, что он является гражданином Канады, имеющим 20-летний опыт работы в Toronto Dominion Bank, а также возглавлявшим украинское представительство ЕБРР. Кроме того, поскольку любой интерес инвестора обязательно переходит в плоскость финансов, в этой части на работе с ними сосредоточен финансовый директор компании Тарас Кутовой. Я — как генеральный директор, основатель компании — Лев Парцхаладзе, равно как и весь совет директоров, в большей степени контактируем с инвесторами в ходе их визитов в Киев, конференций и других официальных мероприятий. Также в работе службы по связям с инвесторами (пусть и сосредоточенной в руках Ярослава Кинаха) участвуют директора всех департаментов компании в меру их специализации — аналитика, комментарии по законодательным инициативам.
«&»: Планирует ли компания проводить новые размещения своих акций на биржи в ближайшее время?
Н. Е.: У нас нет планов вторичных размещений ни на этот, ни, возможно, на следующий год. Наиболее вероятно, что компания станет использовать для освоения проектов собственные средства и кредитные ресурсы. С момента IPO у компании уже появилось несколько новых проектов, о которых мы самостоятельно информировали инвесторов: выиграли три конкурса в Запорожье, покупаем два проекта в Киеве, приступили к строительству еще одного торгового центра «Квадрат» в Киеве. Это означает, что мы выполняем заявленные нами планы, а вот значительная часть вопросов, исходящих от инвестиционного сообщества, связана с окружающей компанию средой: «Что означает выступление Президента там-то?», «Что означает решение Киевсовета здесь?» и т. д. Сейчас количество подобных вопросов логично возросло, поскольку из-за выборов увеличился поток таких выступлений, они противоречивы, следовательно, инвесторы хотят разобраться зачастую в противоположной информации.
В качестве примера могу привести последнее выступление Президента, в ходе которого он заявил о том, что продажа жилья должна осуществляться только после ввода его в эксплуатацию. Вопросы возникли сразу, и множество. Ведь такой подход в корне изменил бы все финансовые потоки жилищных проектов, их рентабельность, сыграл бы на стоимости жилья.
Н. Е.: Мы являемся участниками информационной системы RNS (поддерживаемой Лондонской фондовой биржей). Также наши интересы в Лондоне представляет британская PR-компания, которая хорошо осведомлена о состоянии внутренней среды Великобритании и хорошо понимает, как информацию о компании стоит преподносить. На коммуникацию работает и корпоративный сайт. Например, XXI Century Investments подала в систему RNS сообщения о начале строительства нового торгово-развлекательного центра и о нескольких приобретенных проектах, которые автоматически отразились в сообщениях информационных агентств и были коммуницированы всем заинтересованным лицам. Другой пример — участие компании в конференции издания Financial Times Banking in Ukraine в феврале. Во-первых, на этом мероприятии выступил Ярослав Кинах. Во-вторых, использовав данный информационный повод, наша PR-компания организовала ряд интервью с заинтересованной бизнес-прессой, а также возможность прямого получения комментариев от имени компании. Открытость нашей компании перед зарубежными инвесторами мы подтвердили участием в середине марта в Международной выставке инвестиций в недвижимость MIPIM-2006 в Каннах, где представили крупнейшие инвестпроекты развития Киева.
«&»: XXI Century Investments первой из компаний, прошедших IPO, столкнулась с потоками негативной информации о себе. Как была организована работа по минимизации ее последствий?
Н. Е.: Да, в нашем опыте есть два подобных прецедента. Первый из них — негативные заявления М. Бродского и Н. Томенко. Случай непростой. Заявления исходили от двух участников предвыборной гонки, а не от общественности, бизнес-структур или даже политических партий. Качество негативной информации обсуждать даже затруднительно из-за несостоятельности. Но что касается влияния, то оно оказалось негативным скорее для Украины в целом. Информация, например, о продаже нашей компанией земли в Лондоне, конечно, не заинтересовала инвесторов, но резко возрос от них поток вопросов о состоянии рынка в целом, об инвестиционном и внутриполитическом климате в стране. Думаю, сработал следующий мотив: если есть подобные заявления, тиражируемые прессой и обсуждаемые общественностью, значит рынок имеет проблемы, соответственно стоит задуматься о том, стоил ли входить в неустоявшийся рынок.
А рецепт против негативной информации прост — быть максимально открытыми. Открыто давать ответы на вопросы инвесторов о деятельности компании, о том, как развивается ситуация в политической жизни страны, в которой возможны подобные политические выступления; каков вес и возможен ли приход к власти в стране и городе подобных политических сил; следует ли готовиться к реакции на развитие ситуации корректировкой страновых и политических рисков?
«&»: Как вел себя курс акций компании в связи с вышеназванной информацией и предвыборной гонкой в Украине?
Н. Е.: Серьезных колебаний замечено не было. После первичного роста после IPO в декабре и объявления о приобретениях в Запорожье он еще вырос. Но, говоря о политической ситуации, следует отметить, что инвесторы заняли выжидательную позицию по отношению к Украине ввиду выборов, поскольку с началом избирательной кампании объем торгов резко снизился. От выборов будет зависеть дальнейшее поведение акций. А позитивным моментом является тот факт, что курс акций не снизился, то есть инвесторы пока не верят в поворот страны назад.
«&»: Какие уроки из кризисных ситуаций извлекло для себя руководство компании?
Н. Е.: Главный вывод, уже на сегодняшний день сделанный руководством компании: у публичных фирм, работающих в Украине есть проблема, которую невозможно решить за один день. Значительное число не только людей, не связанных с данной тематикой, но и бизнесменов, представителей прессы недостаточно осведомлены о том, что такое публичная компания, что такое IPO, какие достоинства и недостатки несет с собой процесс создания публичного рынка в целом. С одной стороны, в Киеве нет никого, кто хотя бы один раз не столкнулся с нашей компанией, посещая торговые центры «Квадрат» или наши рестораны. И каждый может самостоятельно оценить то, как мы работаем.
«Значительная часть вопросов, исходящих от инвестиционного сообщества, связана с окружающей компанию средой».
С другой — о публичном статусе и его значении люди знают мало, и их еще можно ввести в заблуждение негативной информацией. Поэтому мы пришли к выводу, что нам необходимо несколько абстрагироваться от непосредственных интересов нашей компании и значительное внимание уделить прояснению преимуществ развития публичных организаций, привлечения инвесторов и, как прямое следствие, ускоренных темпов развития экономики, легализации зарплат и доходов компаний. Все эти позитивы еще недостаточно известны, но я надеюсь, что уже через год мало кого можно будет ввести в заблуждение негативной оценкой публичного бизнеса.
Беседу вел Виктор Прудковских