Site icon Companion UA

Порядок налоговых разъяснений в проекте Налогового кодекса будет сложно применить на практике – мнение

"В проекте Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые консультации и налоговые разъяснения, предоставленные контролирующими органами согласно соответствующему порядку, не являются обязательными для налогоплательщиков, и как результат налогоплательщик не обязан их выполнять и применять на практике", – сказал юрист Адвокатского объединения "Волков Козьяков и Партнеры" Руслан Малиновский.

По его словам, проект Налогового кодекса предусматривает новый порядок предоставления органами государственной налоговой и таможенной служб налоговых консультаций и разъяснений по вопросам практического применения конкретных норм налогового и другого законодательства, контроль за выполнением которых возложен на эти госорганы. В случае же несогласия налогоплательщика с налоговыми разъяснениями, такие разъяснения могут быть обжалованы в судебном порядке.

При этом, как отметил Р.Малиновский, консультации и разъяснения по своей природе не являются правовыми актами, а потому не могут быть обжалованы в суде.

"Как показывает практика, в судах могут обжаловаться только решения и действия органов налоговой или таможенной службы, которые порождают соответствующие юридические последствия", – пояснил юрист.

По мнению Р.Малиновского, без детализации порядка механизма предоставления упомянутых разъяснений и более четкого изложения норм их применения на практике может возникнуть путаница, конфликт интересов различных структур, либо порядок просто не будет работать.

В свою очередь, партнер юридической фирмы Magisters Владимир Диденко считает, что противоречивая практика применения НДС к экспорту услуг, заложенная в проекте Налогового кодекса, является препятствием для развития важнейшего сектора экономики.

Под термином "экспорт услуг" понимается продажа услуг заказчику-нерезиденту, который не имеет присутствия на территории Украины.

"Конкурируя с поставщиками услуг, в юрисдикциях с благоприятным налоговым режимом, украинские поставщики теряют ценовую конкурентоспособность", – сказал В.Диденко.

По его словам, если, например, заказчик из США выбирает поставщика программного обеспечения, он, при прочих равных условиях, с большой вероятностью предпочтет софтверную компанию из Польши, где поставщик не взимает НДС, компании из Украины, которая вынуждена добавить к стоимости услуг 20% НДС.

Проект Налогового кодекса не учитывает изменения принципа взимания НДС, применяемого в Европейском Союзе, и предусматривает налогообложение этим налогом, в частности, продаваемых нерезидентам услуг, что, по мнению В.Диденко, приведет к их существенному удорожанию.

В то же время юрист обратил внимание, что Украина обязалась обеспечивать гармонизацию своего законодательства с европейским.

Как пояснил В.Диденко, с 1 января 2010 года в ЕС вступили в силу изменения к Директиве ЕС 2006/112, регулирующей вопросы налогообложения НДС, относительно определения места поставки услуг. В результате изменилось базовое правило, и теперь место поставки определяется по месту потребления услуги, а не по месту регистрации поставщика услуги. По новым правилам, при поставках услуг любым хозяйствующим юридическим лицам, которые находятся за пределами ЕС (экспорт услуг) НДС не применяется в отношении любых услуг за исключением их закрытого перечня.

Как сообщалось, Верховная Рада 17 июня приняла за основу проект Налогового кодекса.

Полная версия комментариев юристов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version