Мобильные гулливеры в стране лилипутов
Второй ключевой результат исследования — гиганты продолжают планомерно вытеснять своих менее крупных конкурентов. Так, «большая шестерка» производителей мобильных телефонов в 2005 г. обеспечила 79,4% мировых продаж. Причем только в IV квартале их доля увеличилась до 84% по сравнению с 78% за аналогичный период 2004-го.
Лидером сбыта с рыночной долей в 32,5% остается Nokia. Компании понадобилось два года, чтобы восстановить утраченные позиции (в 2004 г. они не смогли вовремя запустить модные модели «раскладушек»). Вернуться на олимп Nokia сумела путем вывода на рынок популярных линеек телефонов как в бюджетном, так и в премиум-сегменте. Об успехе этого производителя говорит хотя бы тот факт, что его ближайший конкурент Motorola отстает почти в два раза — ей принадлежат 17,7% мирового рынка. Впрочем, и американской компании удалость несколько упрочить свои позиции, в частности, благодаря удачному запуску популярной сверхтонкой модели Razr и разработке серии недорогих моделей телефонов для развивающихся рынков.
Третье место в мировой табели о рангах пока удерживает Samsung, при этом не делая особых попыток как-то изменить текущую ситуацию. И хотя у компании есть амбиции и огромный потенциал, эксперты не исключают, что в ближайшие годы позиция южнокорейской компании ослабнет. Причины тому — отказ от участия в ценовых войнах на рынках развивающихся стран и недостаточная продуманность модельного ряда. Тревожным звонком стало то, что Samsung в IV квартале потерял часть рынка (с 12,2 до 12,1%).
Между тем несколько упрочнила свои позиции LG. Причем аналитики предсказывают продолжение такой позитивной динамики, связывая свои прогнозы с согласием сотового оператора Vodafone продвигать модели телефона под брендом LG.
В то же время Sony Ericsson удалось добиться улучшения показателей до 6,3% за счет роста продаж телефонов со встроенными камерами и музыкальными плеерами Walkman. Как отмечают эксперты, компания имеет неплохие шансы в ближайшие 2-2,5 года попасть в первую тройку.
Слабым звеном «большой шестерки» аналитики называют концерн Siemens. Это единственный из крупных производителей, который в 2005 г. не сумел удержать снижение продаж. Доверие потребителей к бренду Siemens сильно пошатнулось после перехода его под контроль тайваньской BenQ.
В ближайшее время ожидать ослабления конкуренции на рынке мобильных телефонов вряд ли стоит — резюмируют эксперты Gartner. Основным полем битвы в нынешнем году станут развивающиеся страны. Причем в бюджетном сегменте продолжится война путем снижения цен, в секторе high-end основными факторами станут дизайн и технические инновации. В этих жестких условиях выживание возможно только в случае, если компания сможет повышать экономию на масштабах или осторожно выходить в нишевые сектора.
Катализатор для евро
Столь явная стимуляция европейской валюты на фоне относительно длительного периода «застоя» всерьез пошатнет курс доллара по отношению к евро. «Одним из последствий деятельности ЕЦБ должен стать приток капиталов в Европу, а с ним — и укрепление евро», — уверен Василий Юрчишин. Но поскольку Федеральная резервная система США повышает свою учетную ставку куда более быстрыми темпами (с 1 до 4% в 2005 г.), значительный положительный дифференциал между базовыми ставками в США и еврозоне сохранится в обозримой перспективе.
Впрочем, подорожание курса евро даст дополнительные возможности для экономического роста в Украине, учитывая, что львиная доля нашего экспорта направляется в ЕС. Еще одним следствием шагов ЕЦБ станет удорожание заемных средств в еврозоне. Это может сказаться на украинских компаниях, которые выходят на западный рынок путем получения там кредитов.
Quaero бросит вызов американским поисковикам
Объединенная Европа возлагает на Quaero большие надежды. Как ожидается, это будет действительно уникальная мультиязыковая система, обладающая многочисленными функциями, включая возможность перевода с одного языка на другой, идентификации и индексации изображений, звука и текста. Это, как отмечают некоторые аналитики, позволит Quaero бросить серьезный вызов именитым американским поисковикам — прежде всего Google. Если смотреть более широко — успехами в области онлайнового поиска информации Евросоюз намерен укрепить позиции в технологических отраслях экономики и догнать американских hi-tech-конкурентов.
Дорого и сетевито Причина вторая — необходимость внедрения новых технологий, которых пока нет у конкурентов. Quaero делает упор на интеллектуальном поиске графики, звука и голоса. К примеру, система позволит распознавать голос и искать голосовые сообщения через текстовую строку поиска. Еще один момент — Google на сегодня преимущественно англоязычный. Разрабатываемый же проект предусматривает технологию автоматического перевода источников. И все же я сомневаюсь, что Quaero сможет опередить Google. Он еще раньше начал работать над этими же технологиями. И если кто-то начнет его опережать, он просто привлечет больше ресурсов. Думаю, при наилучшем раскладе Quaero сможет обойти AOL и выйти на четвертое место с долей рынка 9-10%. Но в то же время европейцы замахнулись на нечто огромное. Как обычно бывает в Европе: компании «выбили» большое финансирование, однако конкретных результатов ждать можно очень долго. В Европе бюрократия более «тягучая», чем в США.
— О целесообразности запуска Quaero говорят две основных причины. Первая — мы получаем альтернативный источник ранжирования страниц (page rank). На сегодня тот же Google в ответ на запрос может представить веб-ресурсы в порядке, отражающем версию той страны, из которой «растут ноги» у этого поисковика. Британское радио делало опрос на тему: «Кто или что управляет Великобританией?». И на шестое место респонденты поставили Google page rank. Так что сегодня уже становится стратегическим вопросом для Европы создать альтернативу американским поисковикам, которая будет защищать ее интересы. Раньше парламенты вряд ли одобрили бы столь серьезное финансирование для такого проекта.