Site icon Companion UA

Не газом единым

Территория Украины с экономической точки зрения является оптимальным путем транзита аммиака, что позволяет государственному предприятию «Укрхимтрансаммиак» не только сохранить существующие объемы перекачки, но и нарастить их.


Повышение цены на газ негативно сказалось на всей украинской промышленности. В том числе и на производстве аммиака, который является исключительно продуктом переработки природного газа. По территории Украины проходит аммиакопровод, от деятельности которого зависит экспортный потенциал и развитие крупнейших предприятий химической отрасли России и Украины. «&» решил проверить некоторые свои гипотезы относительно данного направления транзитных ресурсов Украины, поговорив о перспективах развития основного стратегического транспортного игрока на украинском рынке — государственного предприятия «Укрхимтрансаммиак», сумевшего не только расширить географию своей деятельности, но и планирующего ежегодно получать от этого 4-5 млн. дополнительной прибыли. На вопросы журнала ответил генеральный директор ГП «Укрхимтрансаммиак» Константин Кучер.


Гипотеза 1






В случае сохранения нормальных дипломатических отношений между Украиной и Россией последней нет смысла отказываться от транзитных возможностей Украины, поскольку экономически это нецелесообразно. Угроза состоит в другом.

«&»: Какова вероятность того, что Россия может отказаться от услуг Украины по транзиту аммиака?
К. К.:
Подобное развитие событий возможно, но маловероятно. Россиянам нет смысла заниматься перенаправлением маршрутов транзита, так как это экономически невыгодно. Даже несмотря на то что компания «ТольяттиАзот» заканчивает строительство комплекса по перевалке аммиака в порту «Тамань» (Краснодарский край), россиянам будет невыгодно перекачивать туда весь аммиак, потому что у них нет возможности перегружать необходимые объемы из-за неблагоприятных погодных условий (150 дней в году порт штормит). Там скорее всего будет осуществляться перевалка объемов аммиака, превышающих транзитные возможности Украины. Транзит же через порт Вентспилс (Латвия), через который транспортируется часть аммиака, обходится на $60/т дороже в сравнении с Украиной. А это колоссальные средства, если говорить об объемах транзита в 0,5-1,5 млн. т. К тому же фрахт судна в порту Южный обходится дешевле.


Поэтому территория — оптимальный с экономической точки зрения путь транзита аммиака, что позволяет не только сохранить существующие объемы перекачки, но и нарастить их. Подтверждением этого стала официальная просьба руководства компании «ТольяттиАзот» предоставить дополнительные возможности для перекачки аммиака в связи с введением в эксплуатацию новой производственной линии.


«&»: Изменится ли соотношение спроса и предложения аммиака в ближайшем будущем?
К. К.:
Все будет зависеть от цены на газ. При повышении цены производство сокращается, поскольку аммиак — исключительно продукт переработки природного газа. Основная угроза, существующая сегодня, — то, что в случае дальнейшего роста цен продукция украинских производителей станет неконкурентоспособной на внешнем рынке. Ввиду того что ежегодно для украинских и российских предприятий, подключенных к аммиакопроводу, определяется квота на экспорт, регламентируемая украинско-российскими соглашениями, то в случае дальнейшего роста цены на газ Украина начнет сокращать производство, а Россия, наоборот, — наращивать (так как в России цена на газ изменится незначительно), выбирая часть неиспользованной украинской квоты.


Гипотеза 2






Непродуманная государственная политика может привести к существенному снижению рентабельности транзитных предприятий, а то и к потере целых перспективных направлений транзита, которые способны приносить стабильную прибыль в казну.

«&»: Как отразилось на показателях рентабельности влияние изменений ставок ренты и стоимости транзита?
К. К.:
Изменения, произошедшие в законодательстве в 2005 г. в части повышения размера рентной платы за транзит аммиака и отчислений от чистой прибыли в доход госбюджета, существенно снизили прибыльность предприятия «Укрхимтрансаммиак» и лишили возможности проводить запланированную перспективную политику по обеспечению работоспособности и безопасной эксплуатации магистрального аммиакопровода.


Благодаря оптимизации деятельности компании «Укрхимтрансаммиак» объемы транспортировки в этом году вырастут на 20%.

С января 2005 г. рентная плата за транзит аммиака увеличена с $0,3 до 0,39, а с 31 марта — до $1,0 за т/100 км, то есть более чем в три раза по сравнению с предыдущим годом.


Кроме того, от чистой прибыли, которая оставалась в распоряжении предприятия, увеличились отчисления в общий фонд госбюджета с 15 до 50%. То есть тоже больше, чем в три раза.


Такой значительный отток средств в 2005 г. высокорентабельное предприятие превратил в низкорентабельное, а в 2006 г. привел бы к убыточности.


Благодаря совместной работе Министерства промышленной политики, комитетов Верховной Рады и компании «Укрхимтрансаммиак» на этот бюджетный год смог пересмотреть и принять размер рентной платы $0,73 (3,7 грн.), а также отменить действующую восемь лет (с 1998 г.) скидку $1,2 к установленному тарифу $3,2 за т/100 т.


В результате этой работы удалось сохранить предприятие и восстановить его возможности решать поставленные государством задачи, в том числе и по наполнению госбюджета.


Тем не менее, несмотря на удорожание транзита аммиака, его производство в России продолжает оставаться высокорентабельным за счет значительной разницы цен на готовую продукцию на мировом рынке и цен на исходное сырье в России.


«&»: Какие шаги предприняты для оптимизации деятельности предприятия?
К. К.:
Изменения в законодательстве и налогообложении потребовали кардинального пересмотра всей политики деятельности предприятия. Значительные усилия приложены для возвращения ему былой рентабельности. На данный момент компания «Укрхимтрансаммиак» — координатор поставок российского и украинского аммиака трубопроводом и железнодорожным транспортом, напрямую работает с трейдерами и производителями. Также ежемесячно проводятся совещания с участием украинских предприятий-экспортеров, на которых обсуждаются вопросы планирования поставок, экспорта, равномерного вывода аммиака из порта Южный. Только за счет этого во втором полугодии 2005 г. объемы прокачки аммиака выросли на 200 тыс. т, а за первые два месяца 2006 г., несмотря на неблагоприятные погодные условия, удалось перевалить 480 тыс. т аммиака. Есть вероятность, что в текущем году удастся достигнуть показателя в 2,6 млн. т.


«&»: Насколько сильно на ситуацию в отрасли может повлиять приватизация Одесского припортового завода?
К. К.:
После того как в конце июля прошлого года Кабмин поручил ФГИУ провести приватизацию Одесского припортового завода (ОПЗ), было решено провести его реструктуризацию, поскольку транспортные системы (в данном случае цех перегрузки аммиака) согласно законодательству не могут быть приватизированы. В октябре 2005 г. Минпромполитики и ФГИУ приняли решение о передаче цеха перегрузки аммиака на баланс ГП «Укрхимтрансаммиак», а в Верховной Раде — о снятии завода с приватизации. Так как сейчас завод остается в руках государства, вопрос о его разделении на две составляющие (завод по производству аммиака и перегрузочный комплекс) не рассматривается.


Гипотеза 3






Расширение и модернизация бизнеса позволяют не только увеличить денежные показатели, но и снизить риски, которые могут возникнуть в результате непредвиденного роста цен на сырье или изменений в государственных приоритетах.

«&»: В каких направлениях будет осуществляться дальнейшая политика деятельности «Укрхимтрансаммиака»?
К. К.:
На данном этапе наша главная цель — произвести полную модернизацию для обеспечения безопасности транспортировки аммиака по территории Украины. Производственным мощностям предприятия уже более 25 лет. Поэтому с каждым годом все больше средств необходимо вкладывать на поддержание аммиакопровода в состоянии, которое обеспечит его безопасную эксплуатацию. В переоснащение и модернизацию аммиакопровода (замену устаревшего оборудования, освоение новых технологий) реинвестируется существенная часть прибыли (до 75%).


В связи с чрезмерной опасностью аммиака для человека предприятие осуществляет значительные инвестиции в разработку мероприятий про предотвращению чрезвычайных ситуаций, проводятся охранно-разъяснительные работы среди населения, проживающего на расстоянии 2,5 км от трассы аммиакопровода. Для проведения диагностики трубопровода и разработки ряда мероприятий, необходимых для обеспечения его безопасной эксплуатации, мы заключили соглашения с научными институтами, в частности с институтом электросварки им. Патона и НИИ СК г. Киев.


Кроме того, предприятие готовится в этом году выступить трейдером на рынке, планируется не только обеспечивать транзит, но и закупать аммиачные продукты у заводов-производителей, а также самостоятельно осуществлять их реализацию на внешнем рынке. По нашим оценкам, это позволит ежегодно получать $4 млн. дополнительной прибыли. 







Курс на Запад


В связи с увеличением потребления минеральных удобрений сельским хозяйством спрос на аммиак в мире растет. Мировое производство за 2005 г. возросло на 1%, достигнув 115 млн. т, а экспорт увеличился на 6%. Основные потребители аммиака — США (46% мирового импорта), Индия, Корея, Турция, Таиланд и Китай. Самые крупные экспортеры на мировом рынке — Тринидад и Тобаго (около 27% совокупного экспорта), Россия (19%), Украина (10%), Индонезия (10%), Канада (9%).


Наибольшим мировым импортером аммиака были и остаются США: если в 2001 г. страна импортировала 4,6 млн. т, то в 2005 г. — около 6,5 млн. т. Потребность в импорте будет только возрастать по причине закрытия заводов, производящих аммиак во многих государствах Америки и Европы, что связано с высокими ценами на сырье. Потребителям дешевле покупать аммиак на Ближнем и Среднем Востоке и в СНГ, нежели производить его на месте. Мировые производственные мощности станут расширяться в будущем за счет введения в эксплуатацию 2009 г. заводов мощностью 1,5 млн. т в Тринидад и Тобаго и 1,1 млн. т в Алжире, а в 2010 г. — в Катаре (на 1 млн. т), Китае.


Через аммиакопровод перекачивается украинский и российский аммиак в соотношении 2:5. Продукция ОАО «ТольяттиАзот» (Самарская обл.) составляет около 80% транспортируемого российского аммиака.

Exit mobile version