Site icon Companion UA

Слияние национализированных банков может увеличить проблемную кредитную задолженность объединенной структуры – эксперт

"В случае межбанковского объединения должники будут иметь дело уже с новым кредитором (…) Но если должник не был письменно уведомлен о замене, новый кредитор может попасть в неприятную ситуацию. Некоторые заемщики будут нарушать кредитные обязательства и пытаться избежать ответственности", – сказал А.Харитонов.

Как он пояснил, согласно Гражданскому кодексу Украины, процесс замены кредитора осуществляется без согласия должника, если иное не установлено договором или законом. В то же время А.Харитонов подчеркнул, что, согласно этому же документу, заемщик имеет право не выплачивать свой долг до тех пор, пока новый кредитор не предоставит ему доказательства перехода кредитных обязательства от "старого" банка.

"Таким образом, если решение спора будет осуществляться в судебном порядке, должник в оправдание неуплаты долга может ссылаться на то, что новый кредитор не является надлежащей стороной в споре", – отметил юрист.

Помимо того, законодательством четко не урегулирован вопрос замены залогодержателя (ипотекодержателя), отмечает А.Харитонов. В этом случае обязанность подтверждения права на предмет залога (ипотеки) возлагается именно на банк, пояснил он. "Чтобы уменьшить риски потери прав на заложенное имущество, необходимо заключать дополнительные соглашения к существующим договорам, которые обеспечат выплату кредитов заемщиками", – сказал А.Харитонов.

В свою очередь, по его словам, новая структура значительное время будет уделять преодолению несогласованности систем управления и других бизнес-процессов. При этом меньше внимания будет уделяться работе с клиентами по заключению различных дополнительных соглашений к договорам, чем наверняка воспользуются недобросовестные заемщики.

Как сообщалось, Кабинет министров Украины изучает возможность слияния банков, которые перешли под контроль правительства в 2009 году в результате реализации государственной программы по рекапитализации кредитно-финансовых учреждений.

В то же время в правительственной программе рекапитализации уже приняли участие Укргазбанк, банк "Киев" и Родовид Банк. В результате к началу апреля 2010 года Кабмин контролировал 87,719%, 99,9369% и 99,9907% их уставного капитала соответственно.

По данным Нацбанка, в 2009 году для увеличения уставных капиталов банков выпущены государственные облигации на суму 23,32 млрд грн. В 2010 году на капитализацию банков планируется направить за счет госсредств до 30 млрд грн: в текущем году, в частности, на бюджетные средства в размере 5 млрд грн претендует проблемный системный банк "Надра" (Киев).

Минфин Украины уже заявил о целесообразности дополнительного вливания капитала в Родовид Банк и Укргазбанк.

По данным НБУ, к началу апреля по размеру общих активов банк "Киев" занимал 46-е место (2,864 млрд грн), Родовид Банк – 18-е (12,795 млрд грн), а Укргазбанк – 19-е место (14,171 млрд грн) среди 175 действовавших кредитно-финансовых учреждений (874,965 млрд грн).

Полная версия комментария юриста доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version