Site icon Companion UA

Сила автомобильного фактора

Автомобиль все больше становится техническим, технологическим и экономическим диктатором. Сегодня, выстраивая долгосрочную стратегию развития любого бизнеса, невозможно не учитывать «автомобильный фактор».


Автомобильной цивилизации всего 120 лет. И за этот относительно небольшой промежуток времени средство передвижения до неузнаваемости изменило не только жизненный уклад человека, но и его самого. Крупноформатная торговля, химия, металлургия, машиностроение и другие отрасли без влияния автомобиля имели бы совсем иной вид и структуру. Сегодня автопром — один из главных потребителей инноваций (новые двигатели, топливные системы, бортовые компьютеры, системы навигации, дизайнерские решения и т. п.). Кроме технического продукта, он создает для потребителя игрушку, знак социальной принадлежности, предмет выражения вкуса, средство развлечения. Не зря около 70% стоимости нового автомобиля приходится на его интеллектуальную часть, а объем доходов, полученных на послепродажном обслуживании и оказании финансовых и информационных услуг, растет и сегодня составляет приблизительно 40% первоначальной стоимости автомобиля.


Атрибут среднего класса


На протяжении ХХ века автомобиль превратился из доступного немногим технологического чуда в необходимый атрибут жизни человека. В развитых странах семья из четырех человек за свою жизнь покупает 18-20 автомобилей, меняя машину раз в 3,5-4 года. Он стал неотъемлемой характеристикой среднего класса, проникнув во все сферы жизни — от музыки до книг и фильмов.


Благодаря автомобилю изменилась планировка городов, увеличились их размеры, возникли и расширились отрасли промышленности, появились новые, доселе невостребованные виды услуг. Так, химическая промышленность, ранее рассматривавшая бензины как отходы производства, сумела приобрести многомиллиардный источник прибыли, производители металла получили громадный спрос на свою продукцию, возникла асфальтовая промышленность, а сфера услуг отреагировала развитием пунктов питания, сервисных станций, отелей, программ страхования и кредитования.


Сегодня в мире ежегодно производится более 60 млн. автомашин. Автомобильная отрасль дает работу миллионам людей, производит до 10% ВВП развитых стран, потребляет 50% мирового производства нефти и резины, 25% выплавляемого стекла и 15% стали.


Рост числа автомобилей привел к стремительному строительству новых дорог и расширению старых. По данным ООН, дороги уже занимают более 1% площади суши. Путешествия на дальние дистанции сократились до нескольких часов, а многие ранее недоступные участки Земли стали объектом внимания туризма.


Изменения произошли и в торговле. Возникновение крупных торговых центров стало возможным лишь благодаря автомобилю. Ведь без него поездка на окраины городов за недельным запасом продуктов была бы затруднительной. Видоизменилась даже реклама: учитывая высокую скорость перемещения по автомагистралям, она приобрела большие размеры (биллборды) для того, чтобы привлечь внимание водителей и пассажиров.


Инженерные гибриды


Являясь основным потребителем инноваций, автопром во многих направлениях опережал время и толкал вперед инженерную мысль. Учитывая ограниченность запасов нефти и рост цен на топливо, в мире активно развиваются разработки экологически чистых и экономичных моделей. Компания Daihatsu (подразделение Toyota) представила в прошлом году концептуальный образец, способный на одном литре топлива проехать свыше 70 км. А, как показал опыт продаж марки гибридного автомобиля Toyota Prius (с электрическим и бензиновым двигателем) в США, спрос на подобные авто настолько большой, что покупатели вынуждены ждать своей очереди по полгода. Планы запуска в серийное производство гибридных образцов огласили и другие ведущие автомобильные фирмы (Ford, GM, Honda). Так, Saab и Ford объединили свои усилия для исследований биоэтанола как нового вида топлива. А BMW и Opel эксплуатируют автомобили на сжиженном водороде. Opel использует топливные элементы, а BMW — водородный двигатель внутреннего сгорания. По словам главы концерна BMW Гельмута Панке, водородный гибрид будет запущен в серийное производство уже через два года.


Сегодня автопром — основной потребитель инноваций и маркетинговых решений в мире.

В современных автомобилях инженерные находки играют все большую роль. Надежность автомобиля покупатели связывают с менее частыми обращениями на СТО, наличием систем активной и пассивной безопасности, качеством и характеристиками двигателя. Производители также пытаются снабдить современные автомобили новейшими электронными разработками, средствами связи и спутниковой навигации, системами ориентирования на местности, облегчения управления автомобилем и т. п. Например, одним из наиболее влиятельных изобретений последнего времени стала разработка компанией Bosch системы ESP (стабилизация автомобиля во время опасных ситуаций), которая позволяет на 30% сократить смертельные случаи во время автомобильных инцидентов.


А согласно рейтингу журнала Forbes, наиболее значимыми новинками, которые в ближайшем будущем войдут в обиход, являются: радары, регулирующие безопасное расстояние между машинами; системы навигации, способные корректировать маршрут в зависимости от заторов на дороге; двигатель мощностью 500 л. с.; настройка режимов подвески, коробки передач системы стабилизации; раздельные фильтры, способные улавливать до 95% несгоревшего топлива и др.


По прогнозам специалистов, переход на гибридные автомобили с преобладанием электроники над механикой продолжится. Конкуренция вынудит производителей осваивать новые сегменты, взять курс на сегментацию (авто для молодежи, женщин, пенсионеров, менеджеров и т. п.), сократить затраты рабочего времени и денег на изготовление одного автомобиля, вкладывать средства в развитие собственных брендов и каналов продаж. А это значит, что, как и раньше, автомобиль будет одним из основных потребителей инноваций, задающим направления развития многих сфер человеческой жизни. 







Качество в массы


С появлением автомобиля изменились и принципы ведения бизнеса. Желание сделать автомобиль доступным и дешевым породило потребность массового производства. Решением данной задачи стало изобретение Генри Фордом конвейера. Компания «Кадиллак» впервые применила принцип использования большого количества идентичных деталей, которые в случае необходимости могут быть заменены. Это продлило срок службы автомобиля, сделав его более привлекательным в глазах потребителя. А компания General Motors создала модель большой корпорации, которая стала доминировать в бизнесе с 30-х годов ХХ века. Этой компании также принадлежит разработка принципа планируемого старения продукции, когда за счет новинок в дизайне и технических параметров покупатель стремится покупать новые модели. На сегодняшний день производственным лидером является компания Toyota. Разработанная ею система производства (Toyota Production System, ТРС) стала ориентиром для многих фирм, причем не только автомобильных. В книге Джеффри Лайкера «Дао Toyota» описаны 14 принципов менеджмента компании, позволившие ей достичь высоких показателей качества.


1. Принятие управленческих решений с учетом долгосрочной перспективы, даже в ущерб финансовым целям.


2. Непрерывный производственный процесс.


3. Объемы продукции определяются потребностями заказчика, что позволяет снизить потребности в сырье, производственные затраты и объемы складских запасов.


4. Выравнивание графика производства, не всегда следуя порядку поступления заказов.


5. Остановка производства, если того требует качество.


6. Основа для совершенствования — стандартные задачи и делегирование полномочий сотрудникам.


7. Использование визуального контроля для выявления проблем.


8. Применение испытанных технологий.


9. Воспитание лидеров, досконально знающих свое дело.


10. Формирование команд, исповедующих корпоративную философию.


11. Уважение партнеров и поставщиков и оказание помощи в их совершенствовании.


12. Рассмотрение ситуации собственными глазами.


13. Принятие решений не торопясь, взвесив всевозможные варианты.


14. Превращение компании в обучающуюся организацию.

Exit mobile version