Украина начинает занимать все более значимое место в мире по продажам дорогих автомобилей, что вляется индикатором для многих ведущих брендов. И не только автомобильных.
Во все времена элита соперничала друг с другом в демонстрации собственной значимости и богатства, выставляя напоказ вещественные тому доказательства. И всегда в их перечне значились транспортные средства. Лошади, верблюды и слоны, колесницы, паланкины и носилки, кареты и портшезы — человеческое тщеславие демонстрировало на протяжении веков чудеса изощренности, давая работу тысячам ремесленников и торговцев. Но вот наступила эра автомобиля, и приоритетное пространство борьбы четко определилось — марка и класс машины!
Экзотический форсаж
Сегодня рынок экзотических авто чувствует себя совсем неплохо. Темпы роста сегмента люкс опережают увеличение среднего сегмента. Например, Maserati в 2005 г. увеличил мировые продажи на четверть, Bentley — на треть, в то время как Mitsubishi — всего на 8%, а Honda — на 10%. Учитывая перспективы машин категории люкс, даже производители традиционных автомобилей среднего класса пытаются отхватить свой лакомый кусок (например, модель класса суперлюкс VW Phaeton от Volkswagen).
Вместе с тем в самом сегменте ультралюкс борьбу за потребителя выигрывают машины стоимостью $100-200 тыс., тогда как продажи супердорогих авто (Maybaсh, Rolls-Royce Phantom и др.) переживают спад. Количество проданных Maybaсh в мире в прошлом году снизилось на 30%. Между тем Ferrari, Porsche и Jaguar зафиксировали рекордные продажи в предыдущие пять лет.
Причины такой ситуации очевидны. Новыми владельцами люксовых авто становятся, во-первых, топ-менеджеры, растущие доходы которых позволяют им менять свои автомобили премиум-класса на более престижные люксовые. Во-вторых, продажи растут за счет освоения новых азиатских и восточноевропейских рынков. Украина, к примеру, в 2004 г. стала второй в мире по количеству приобретенных Porsche. И те, и другие покупатели — целевая аудитория в сегменте до $200 тыс.
Всего, согласно прогнозу Немецкого института автомобильного бизнеса, мировой спрос на автомобили класса люкс увеличится на 20% к 2008 г. А это значит, что у производителей есть прочная база для дальнейшего стабильного развития.
Шик, блеск и красота на украинских дорогах
На этом фоне наша страна становится весьма привлекательным рынком для производителей экзотических автомобилей. Во-первых, украинский авторынок — второй по темпам роста (25% за 2005 г.) в Европе после Латвии. Во-вторых, рынок автомобилей люкс в нашей стране еще только начинает развиваться. В 2005 г. объем указанного сегмента составил около 1% общих продаж. Поэтому на данном этапе очень важно успеть захватить свою нишу и потенциального покупателя.
Мировые люксовые бренды так и сделали. В 2004-2005 гг. начали работать первые официальные автосалоны Porsche, Maserati, Bentley. Уже присутствующие марки активно расширяются. В конце прошлого года в Днепропетровске открылся самый современный концептуальный центр Audi. В декабре представлен новый официальный дилер Jaguar и Land Rover.
Появление новых эксклюзивных дистрибьюторов не замедлило сказаться на продажах ультралюксовых авто. В то время как общие продажи автомобилей класса люкс в Украине в 2005 г. резко уменьшились из-за сокращения показателей продаж Mercedes (спад на 62% по сравнению с 2004 г.), почти все ультралюксовые бренды демонстрируют рост. Причем самые большие продажи пришлись как раз на марки, которые недавно «обзавелись» официальными дилерами, — Bentley и Maserati. Всего продажи класса ультралюкс составили 83 автомобиля против 49 в 2004 г., или возросли на 70%.
Открытие данных салонов позволило полностью покрыть ценовой сегмент до 200 тыс. евро. Стоит заметить, что марки стоимостью выше этой черты, например Ferrari, Lamborghini, Maybaсh, пока не спешат в Украину.
Не следует игнорировать такой неценовой фактор, как рост культуры потребления. «Растет культура богатых слоев населения в стране, в частности, культура потребления. Клиент становится более просвещенным, что обуславливает современный выбор автомобиля», — отмечает Михаил Зарицкий, директор компании «Бритиш Моторс Украина», официального импортера Jaguar и Land Rover.
Девушки на миллион долларов атакуют
Участники украинского рынка прогнозируют, что в течение ближайших лет стремительные темпы роста в сегменте ультралюкс сохранятся. «Рынок этих автомобилей еще не вышел на прямую и тем более не подошел к спаду. Но он движется к насыщению. Пройдет около трех лет, прежде чем рынок достигнет своего пика, и продажи выровняются», — говорит Михаил Зарицкий.
Основную угрозу для столь стремительного развития сегмента могут составить только политические и экономические форс-мажорные обстоятельства. Как считает Михаил Зарицкий, уровень продаж люксовых машин в прошлом году пострадал из-за политических перипетий конца года. Стабильность как основной фактор выделяет и Геннадий Овчарук: «На динамику роста влияет в первую очередь политическая и экономическая стабильность. В качестве примера можно привести одного из диллеров Bentley: после ареста одного из известных бизнесменов на протяжении месяца в автосалоне Bentley в Москве не появился ни один клиент».