Выражение «автомобиль — лишь средство передвижения» сегодня безнадежно устарело. «Отдельная потребность — отдельный автомобиль» — вот главная мысль автомобильной маркетинговой политики.
Прямо в яблочко
При сегодняшнем многообразии автомобильных марок исключительно важным является четкая имиджевая отстройка каждой. Цель имиджевой рекламы — донести до потребителя ясное представление о территории, покрываемой брендом.
К примеру, всем известно, что BMW акцентирует внимание на удобстве управляемости, Volvo — на повышенной безопасности человека, Volkswagen «бьет» по надежности и практичности. Toyota целенаправленно формирует образ незаменимого помощника («Я люблю все, что ты делаешь для меня, «Тойота!», «Твой мир — твоя «Королла»). Hyundai делает акцент на легкости («Легковая жизнь», «Движение, опережающее мысль»).
Особо проницательные производители учитывают национальные особенности рынков и создают для них национальные кампании. Так, для США кампания Volkswagen проходила под слоганом «Фольксваген. Разыскиваются водители». Для Великобритании же автомобиль продвигался с лозунгом «Удивительно заурядные цены».
Сегодня потребитель уже не приобретает Toyota или BMW. Он ищет более тонкой настройки. Именно высокая дифференциация потребностей, сопровождающих выбор автомобиля, приводит к тому, что автоконцерны активно пытаются разграничить бренды, входящие в продуктовый портфель компании. Volkswagen, например, разделил все свои марки на две группы: «консервативную» (Volkswagen, Skoda и Bentley) и «агрессивную» (Audi, Lamborghini, Bugatti и SEAT). General Motors, которому часто ставят в упрек обилие марок, также поставил себе цель четко дифференцировать каждый бренд. Справедливо рассудив, что люди путают бренды, только если компания применяет одни и те же методы ко всем, General Motors начал с того, что «почистил» модельный ряд каждой марки, избавившись от похожих.
Портрет автовладельца в интерьере
Клиентоориентированная стратегия предполагает знание о своем клиенте до мелочей, а главное — осведомленность о ментальных отличиях нации. Существует достаточно заметное различие между европейским и украинским покупателем легкового автомобиля. На первом месте для автомобилиста из Европы будет стоять практичность и технические параметры автомобиля, его стоимость (как цена, так и стоимость послепродажного обслуживания), а также экономичность расхода топлива. «Условия рынка Западной Европы таковы, что на первом месте при выборе машины для клиента стоят экономичность и компактность, так как две самые главные проблемы Западной Европы — дороговизна топлива и поиск места для парковки», — комментирует генеральный директор «АвтоКапитала» Валерий Анохин.
Для украинца же наиболее важной ценностью машины остается соотношение «цена/функциональные характеристики». Дилеры наиболее продаваемых торговых марок успешно усвоили эту особенность отечественного потребителя. При продвижении новых автомобилей европейские бренды чаще подчеркивают технические характеристики и новинки конструкции машин.
В целом маркетологи определяют автомобиль как high involvement product, то есть принятие решения о его покупке не является сиюминутным, а требует длительного времени для анализа. С развитием Интернета человек получил возможность сравнивать разные модели, не выходя из дома, и получать любую информацию о машине, включительно с ее амортизацией (стоимостью на вторичном рынке после 2-3 лет эксплуатации). Как рассказал Дмитрий Сафонов, «во время контакта с автосалоном покупатель проходит своеобразную цепочку: человек ничего не знает о нашем автоцентре — покупка первого авто — его сервис — решение воспользоваться системой trade-in или уйти».
Достучаться до сердец
Чем проще потребность, тем легче ее удовлетворить и тем безыскуснее ее продвижение. Для потребителя машин низшего ценового сегмента автомобиль — это транспорт. И интересует такого потребителя в первую очередь сумма «платы за проезд». Здесь маркетинговые пути продвижения ограничены в основном скидками.
И производители, и дилеры успешно играют на безопасности и надежности. Так, в Украине официальный импортер Mitsubishi компания «Нико Украина» объявила о предоставлении шестилетней гарантии на все автомобили марки. «Интеркар» привлекает полным КАСКО за одну гривню, а компания «ИЛТА» — возможностью оформить кредит, включающий затраты на страховку и другие выплаты.
Без пяти минут европейский тип отечественного покупателя все больше требует персонального подхода. Это подталкивает операторов автомобильного рынка уделять особое внимание индивидуальному подходу к каждому потребителю, цель которого — «подружиться» с клиентом и зарядить его на более длительное сотрудничество. Достигать этого компании стремятся с помощью различных программ лояльности, установления тесных личных связей. «Стратегия нашего предприятия заключается в создании клиентоориентированного подхода. Мы смещаем фокус с товара на клиента. Это отчетливо видно из нашей рекламы, проектов, — говорит Дмитрий Сафонов. — Наши проекты мотивируют клиента рекомендовать нас своим друзьям и знакомым. Как один из инструментов мы рассылаем корпоративное издание лично каждому клиенту со всей необходимой информацией. Он делится ею с другими, и мы получаем новых клиентов». В свое время перед началом продаж автомобиля Toyota Yaris в Европе компания провела массированную рассылку информации о нем по адресам молодых людей, которые могли составить целевую аудиторию модели. В итоге уже за месяц до официального релиза машины было сделано около 14 тыс. заказов.
Согласно исследованию компании America’s Research Group, лояльность к используемой марке автомобиля в случае оправдания ожиданий при выборе будущей модели сохраняют 52% потребителей. Поэтому, например, Mitsubishi Motors в США в разгар бензинового кризиса запустила одномесячную рекламную кампанию, в ходе которой всем покупателям моделей 2005 года предоставлялись предоплаченные кредитные карты на покупку бензина на сумму $1,5-2,5 тыс. Иногда в формирование программ лояльности включается и производитель. К примеру, Toyota Motor Marketing Europe в прошлом году запустила единую стратегию специальных цен на автомобили Toyota для всех официальных дилеров торговой марки, причем независимо от ввозных пошлин. В результате официальные дилеры бренда Toyota в 2005 году продавали до 30% всех автомобилей этой марки в Украине.
Выставочные автомотивы По мере структурирования рынка растет конкуренция и в сегменте автомобильных выставок. К уже существующим — международному автосалону SIA и «Столичному Автошоу» — в этом году прибавится еще одно крупное мероприятие — специализированная выставка официальных автомобильных импортеров и дилеров Украины Automotive Ukraine. На сегодня о своем участии в автосалоне уже заявили компании, представляющие следующие автомобильные марки: Cіtroen, Nіssan, Volkswagen, BMW, Міnі, FІAT, Alfa Romeo, Hummer, Cadіllac, Chevrolet, Honda, Audі, Toyota, BAW, BYD, Brіllіance, Ford, Volvo, Porsche, Land Rover, Jaguar, Bentley, Great Wall. Целью создания выставки является объединение под одной крышей лишь официальных импортеров и дилеров. Существовавшие ранее форматы проведения выставочных мероприятий стали не совпадать со стратегиями и видением развития рынка импортерами. Автосалон SIA-2006 будет направлен преимущественно на украинских сборщиков, а также производителей продукции для обслуживания автомобилей. Выставка Automotive Ukraine 2006 сконцентрируется на импортируемых брендах с акцентом на ряде премьер (как украинских, так и европейских). А «Столичное Автошоу» будет существовать в формате ярмарки различных брендов и производителей, где можно не только приобрести автомобиль, но и отдохнуть и развлечься.