Site icon Companion UA

Трое в лодке, не считая заемщика

Дальнейшее развитие рынков страховых и кредитных программ способно за короткое время удвоить рынок новых автомобилей в Украине.


История знает случаи, когда на первый взгляд второстепенные или дополняющие услуги брали на себя инициативу и задавали тон «материнскому» рынку. Если бы в свое время банки и страховые компании не увидели за автомобилем серьезного будущего, вряд ли он так быстро стал бы массовым атрибутом повседневной жизни.


Взаимовыгодные альянсы


В то время как рост объемов продаж на автомобильном рынке в Украине составил в прошлом году 25%, объемы автокредитования росли значительно более быстрыми темпами.


«В целом по системе «Укрсоцбанка» в день выдаются несколько сот кредитов на покупку автомобилей. С учетом средней величины кредита около $10 тыс. в денежном выражении это составляет несколько миллионов долларов», — отмечает Андрей Онистрат, управляющий киевской областной дирекции АКБ «Укрсоцбанк». По его оценкам, доля автокредитов в портфеле «Укрсоцбанка» достигает 50%.


Создавая альянсы с автосалонами и дилерами, банки добиваются все больших объемов кредитования и как следствие — продаж автомобилей. В этом случае автосалоны и диллеры способствуют появлению и развитию спроса на автомобили (зачастую лишь потенциального и неплатежеспособного), а банки дополняют усилия продавцов, превращая потенциальных покупателей в реальных. Вместе с тем банки, предлагая заманчивые условия, и сами формируют спрос, придавая предложениям продавцов законченную форму. Роман Кузьмин, генеральный менеджер «Тойота Украина»: «Приход в Украину иностранного банковского капитала (который больший отечественного по объему и меньший по себестоимости) существенно повысит конкуренцию, что скорее всего приведет к снижению ставок и росту доступности кредитных программ».


Предложение, рождающее спрос


Автокредитование в большинстве случаев частично меняет структуру продаж автосалонов, стимулируя покупки одних марок и замедляя покупки других. По словам Сусанны Назаретян, менеджера по рекламе и PR компании «Атлант-М», благодаря кредитным программам увеличились продажи автомобилей класса Golf. «Та же тенденция повышения объема продаж характерна и для автомобилей класса люкс, таких как VW Touareg», — отметила она. В целом, по мнению экспертов, на сегодняшний день количество кредитных продаж в сегменте недорогих и средних по стоимости автомобилей составляет почти 50% от общего количества. В то же время, по информации компании «УкрАвто», «опыт 2005 года показал, что кредитные продажи для низшего сегмента пока не являются достаточно популярным инструментом. В отличие от среднего и бизнес-сегментов».


Автомобильные кредиты — практически безрисковый продукт, стимулирующий продажи.

Как отмечают специалисты, появление на рынке автокредитования новых предложений в виде кредитования без первоначального взноса, кредитования не только приобретения авто, но и оплаты расходов по его оформлению, постановке на учет и т. п. значительно увеличит количество продаж в кредит. Валерий Ильченко, генеральный директор компании «ИЛТА» (официальный импортер автомобилей Peugeot в Украине), говорит: «Предложив первыми на рынке в 2001 году кредитные программы без первого взноса, компания сумела привлечь дополнительный спрос, что дало ей возможность, например, в Киеве продавать в кредит 75% автомобилей». «Среди факторов, в значительной мере влияющих на популярность тех или иных автомашин, можно выделить проведение совместных акций банков и автодилеров. На рынке нередко отмечается всплеск спроса на определенные модели и марки, обусловленный, скажем, проведением акции, позволяющей покупать автомобиль в кредит без первоначального платежа», — рассказывает Андрей Онистрат.


Впрочем, у банкиров есть свои предпочтения. Как показывает практика, средний ценовой сегмент выгоден банку больше всего. «Это практически безрисковый продукт. На несколько тысяч кредитов приходятся 2-3 проблемных. Причем обычно они связаны с летальным исходом или потерей трудоспособности заемщика. Кроме того, поскольку такие кредиты нередко гасятся досрочно, банк получает дополнительную доходность за счет комиссий, — говорит Андрей Онистрат. — Кредитование дорогих автомобилей, как показывает практика, сопряжено с более высокими рисками. Со стороны банка они закрываются, как правило, более высокими авансовыми платежами».


Пройдя кредитование без первоначального взноса, некоторые финучреждения готовы двигаться дальше, идя на дальнейшие уступки. Так, некоторые банки начали предоставлять кредиты на покупку у физических лиц транспортных средств, бывших в использовании. Например, банк «Надра» развивает программу Trade-in, суть которой заключается в возможности приобретения нового легкового авто в обмен на подержанный. При этом стоимость последнего принимается в зачет стоимости нового.


Надежда на активность женщин и благоразумие государства


Схема автокредитования как услуги достаточно проста: в среднем банки предлагают кредиты, выдаваемые на покупку машины на срок от 1 до 6 лет. Существует правило, согласно которому максимальный срок кредитования покупок новых иномарок примерно на год превышает сроки по автомобилям из Украины и ближнего зарубежья. Стоимость и сроки кредитов наряду с размером первоначального взноса пока являются преобладающими при выборе клиентом того или иного предложения. Стоимость автокредита, как правило, не зависит от марки приобретаемого авто. Разброс предложений банков по стоимости колеблется от 10-15% в валюте до 15-18% в гривне. Помимо необходимости уплаты процентов за кредит, потребители платят комиссии, размер которых составляет несколько процентов от стоимости приобретаемого автомобиля и может существенно влиять на выбор банка.



Продуманный альянс автосалонов, банков и страховых компаний позволяет увеличить продажи на 25-100%.


Среди особенностей украинского автокредитования следует отметить то, что наиболее активными его потребителями являются женщины. Они могут выступать как реальным покупателем автомобиля, так и теми, на кого попросту оформлен кредит ввиду невозможности или нежелания мужчины по каким-либо причинам оформлять кредит на свое имя. В то же время, как отмечают эксперты, с началом продаж в кредит увеличилось количество повторных покупок. Такая тенденция может свидетельствовать как об обновлении покупателями своего автопарка или покупке второго автомобиля, так и о приобретении транспортного средства членам своей семьи.


Рынок автокредитования, равно как любой другой, сильно зависит от ряда внешних факторов. К числу таковых можно отнести, например, стоимость кредитных ресурсов и ожидания потребителей относительно будущего повышения или понижения цен на машины. Естественным и главным фактором, влияющим на данный рынок, а также на будущие ожидания покупателей, является общеэкономическая ситуация в стране. Если последний фактор для банка — форс-мажор, то стоимостью кредитных ресурсов все же возможно управлять. Эксперты отмечают, что в нынешнем году следует ожидать снижения стоимости автокредитов на 1-3%. Такие прогнозы связаны в первую очередь с привлечением украинскими банками более дешевых валютных ресурсов из-за рубежа.


Второе, без которого первое было бы затруднительно


Кредитование автомобилей напрямую связано еще с одной финансовой услугой, стремительно набирающей обороты, — автострахованием. В частности, с такими его сегментами, как страхование транспортных средств (КАСКО) и обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО). Именно КАСКО, выполняя свои прямые функции, минимизирует риски владельцев, а также кредиторов, для которых автомобили — это предмет залога. КАСКО дает возможность банкирам страховать риски повреждения, противоправных действий третьих лиц и угона заложенного авто. Банки, предлагая автокредит, как правило, одним из требований выдвигают обязательное КАСКО-страхование. Помимо этого, покупатель также должен приобрести ОСАГО-страховку. Это объясняется желанием банкиров застраховать не только объект залога, но и ответственность непосредственного заемщика. «Отсутствие достаточных средств владельца (водителя) транспортного средства не обеспечивает своевременного и полного возмещения ущерба потерпевшему. В этом смысле именно механизм обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволяет создать надежную систему социального обеспечения», — отмечает Виктор Суслов, председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг).


Среди негативных факторов развития «автогражданки» выступает тот факт, что, как отмечает Виктор Суслов, «на сегодняшний день владельцы автомобилей воспринимают обязательное страхование как вид дополнительного сбора в виде страховых платежей». Чтобы не отпугнуть клиентов, как выход из подобной ситуации банкиры готовы предложить снижение собственных комиссий.


В силу перечисленных причин страховщики особое внимание уделили страхованию КАСКО. «В последнее время наметилась динамика роста платежей по КАСКО, в то время как страхование ОСАГО идет несколько меньшими темпами», — отмечает Юрий Фидасюк, ведущий специалист отдела имущественного страхования и страхования ответственности страховой группы «ТАС»


Однако довольствоваться таким положением вещей страховые компании не собираются. Те из них, кто продемонстрировал страхователям высокий уровень своих услуг, надеются на дальнейший рост продаж. Подтверждение тому — факт, что при снижении количества проданных полисов наметилась тенденция роста выплат.


Вместе с тем страховщики изыскивают и другие методы популяризации своих услуг. На сегодняшний день банки, являющиеся активными игроками на рынке автокредитования, остаются наиболее действенным источником роста услуг автострахования. Поэтому страховщики ориентируются именно на них. К примеру, некоторые начали предлагать заемщикам приобрести страховые полисы в кредит. В этом случае заемщик погашает кредит как по стоимости автомобиля, так и по страховке на него. Помимо того, страховые компании могут предложить банку и/или автосалону страхование финансовых рисков, связанных с продажей транспортных средств в кредит. Это в свою очередь позволяет финучреждениям несколько смягчить свои требования к заемщикам и расширить объемы как автокредитования, так и автострахования.


В целом оба вида страхования (КАСКО и ОСАГО) занимают значительную часть в страховых портфелях компаний, поскольку являются самыми востребованными и узнаваемыми среди потребителей страховой защиты. Следует отметить, что в некоторых компаниях их доля занимает около половины страхового портфеля. При этом доля КАСКО может составлять около 30%. «Как правило, портфель по КАСКО представлен автомобилями всех классов и ценовых диапазонов, — отмечает Юрий Фидасюк, — Максимальный рост по количеству застрахованных автомобилей наблюдается среди иностранных марок, сборка которых осуществляется в Украине». В общем, спектр портфеля страховых компаний по маркам автомобилей, чаще всего, определяется продуктовым рядом, представленным автосалонами и дилерами на автомобильном рынке. 







Симбиоз — это когда всем выгодно


Развитие автокредитования обуславливается в том числе возможностями страхования рисков и предложением автомобилей автосалонами и производителями. Автосалоны же во многом зависят от степени демократичности подхода банкиров к кредитованию своих клиентов на покупку авто и наличие приемлемых предложений со стороны страховых компаний.


Следует отметить, что эксперты пророчат бурный рост всем трем участникам «плавания».


На данный момент ключевой тенденцией на рынке продаж автомобилей является постепенное снижение «классических» продаж в пользу продаж в кредит. Новинки автосалонов, доступность кредита, его стоимость и наличие дополнительных услуг как со стороны банков, так и страховщиков, сыграют определяющую роль для всего автомобильного рынка. По мнению экспертов, рынок автокредитования не будет подвергаться значительным перепадам. «Существуют исследования, показывающие, что в структуре общих продаж в зависимости от конкретного бренда в кредит продается от 30 до 60% автомобилей. И предпосылок для изменения данного соотношения в будущем я не вижу. Таким образом, изменения на рынке автокредитования будут напрямую зависеть от роста/спада продаж в целом», — отметил Андрей Онистрат, управляющий киевской областной дирекции АКБ «Укрсоцбанк». Страховщики не заставляют себя ждать, заявляя о грандиозных возможностях страхования. Компании станут конкурировать между собой не только по стоимости услуг, но в первую очередь качеству покрытия и дополнительным условиям к основным «классическим» договорам.


В ближайшее время одним из главных новшеств развития рынка автокредитования будет развитие такого финансового инструмента, как лизинг. В Европе, США, Японии данной услугой активно пользуются около 40% потребителей. По словам Юлии Мандзюк, начальника бюро информации корпорации «Укр Авто» доля продаж в кредит в Украине, безусловно, может возрасти до 65% с учетом развития лизинга и непосредственно рынка кредитования.


Главным фактором, который в ближайшее время будет оказывать влияние на развитие рынка кредитования, является уровень процентных ставок, который напрямую зависит от политики НБУ в области рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, автокредитование и как следствие — автопродажи во многом зависят от оперативности создания благоприятной законодательной базы, доступа банков к дешевым ресурсам, прихода иностранных финансовых институтов и привнесения ими западных стандартов и методик работы.







Чем больше автомобилей среднего класса, тем больше автострахования сегодня


Александр Миколенко, заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина»:
— Сейчас КАСКО и ОСАГО становятся одними из весомых и динамично развивающихся видов страхования. Их доля в портфеле компании соответственно составляет 30 и 15%. Ежегодный прирост по КАСКО-страхованию превышает 40%, а продажи ОСАГО по сравнению с предыдущим 2004 годом возросли в 4 раза. В целом по компании динамика роста автострахования в 2005 г. превысила 150% по сравнению с 2004 г.


Структура автострахования в последние годы изменяется в сторону увеличения доли автомобилей среднего класса. В портфеле застрахованных легковых авто они составляют около 60%. Процент отечественных машин, как и в предыдущие годы, наиболее весомый, но в последнее время постепенно уступает позиции иномаркам.


Доля автострахования в портфеле страховой компании по итогам 2005 года составляет 54,7%. При этом сборы страховых премий по автомобильным видам превысили 103 млн. грн. Поскольку автострахование является высокорисковым, его доходность невысокая. Уровень выплат автострахования в 2005 г. составил 52% по сравнению с поступлениями соответствующих страховых премий. Наиболее значительные выплаты приходятся на страхование КАСКО (уровень выплат по данному виду превышает 60%).

Exit mobile version