Существуют три фактора, которые тормозят развитие Крыма как рекреационной зоны.
Крым — регион с высоким рекреационным потенциалом. Несмотря на слаборазвитую инфраструктуру и политическую нестабильность, он потихоньку тянется к европейским туристическим стандартам. Но существуют три фактора, замедляющие развитие этого перспективного региона. Микросоциальный фактор касается психологии крымского населения, которая ставит под вопрос развитие сферы обслуживания высокого уровня. Макросоциальный — затрагивает проблему политической и экономической нестабильности региона, вследствие чего уровень иностранного инвестиционного участия остается низким. Природный фактор относится к проблеме короткого сезона и существующим возможностям его растягивания.
Микросоциальный фактор. Мотивация персонала
Оказывается, для изменения подобной установки требуется изощренная мотивация. Крымский персонал быстро привыкает к финансовым поощрениям и воспринимает это как само собой разумеющееся. Василий Симутин, генеральный директор отеля Palmira Palace, признает, что эта проблема — одна из основных в их работе: «Самое главное было не построить отель и не сделать все, что мы сделали. Самое главное — «переломить сознание» персонала. Даже сегодняшнее молодое поколение до сих пор не до конца понимает, что клиент — самый главный человек. И над внушением этой простой истины приходится много работать».
Более того, часто круглогодичная работа в отеле за фиксированную ставку не вдохновляет потенциальных работников. Они предпочитают работать три месяца на себя, сдавая квартиры, а остальное время жить на полученные средства.
Обучение, «взращивание» персонала — это и есть первая крымская необходимость. Нехватка по-европейски квалифицированных кадров заставляет отельеров вводить «курс молодого бойца», в ходе которого знакомить будущих сотрудников с особенностями работы коллег по рекреационному бизнесу, а также со стандартами взаимоотношений «персонал-клиент».
Макросоциальный фактор. Активная конкуренция
Вместе с тем проблема заключается в том, что сети не приходят на пустое место. Если ситуация в регионе гарантирует стабильную окупаемость и низкий уровень рисков, то есть смысл говорить о появлении значительных иностранных капиталовложений. Чего нельзя сказать о Крыме. Высокая активность в сфере рекреационного бизнеса «подстегнула» бы регион. Но такая активность не начнется, пока регион настолько неповоротлив и неоднозначен. Таким образом проблема закольцовывается. Именно потому наиболее интересной и приемлемой для Крыма сегодня выглядит перспектива строительства небольших отелей и комплексов, т. е. проектов, кратко- и среднесрочных по реализации. На такой позиции стоит и Вячеслав Юткин, глава наблюдательного совета пансионата «Море»: «Приведение условий отдыха и уровня предлагаемых услуг в соответствие со стандартами четырехзвездочного отеля требует серьезных капиталовложений. Это значит, что здравница должна быть готова к реализации долгосрочного проекта. Нестабильность законодательства и общая экономическая ситуация в Украине и, в частности, в Крыму делают подобные проекты малопривлекательными».
Но отельеры не теряют оптимизма. «Полагаю, в ближайшие пять лет при условии политической стабильности в Украине произойдут такие качественные изменения в гостиничном секторе, что заставит задуматься многие развитые с точки зрения отельной инфраструктуры страны. Это будет огромный скачок», — считает Октай Алиев, генеральный директор компании «Класс-груп».
Природный фактор. Растягивание рамок сезона
Целевая красота — spa. В комплекс spa входят бассейны, тренажеры, различные виды косметических процедур с использованием специальных препаратов, многообразие массажных, бань, саун, парных, а также специальные процедуры для тела. Spa-курорты сегодня подаются как комплекс услуг с возможностью расслабиться и отдохнуть с пользой для собственной внешности. Эта концепция давно взята на вооружение многими мировыми курортами. Тропические spa-курорты базируются на местном колорите и местных же косметических процедурах, являющихся экзотикой для приезжих из других частей мира. Средиземноморье часто включает в комплекс талассотерапию, т. е. лечение морской водой. Крым может перенять этот опыт и включить в список услуг spa-программы и талассотерапию. Плюс данной концепции состоит в возможности соединить отдых на юге и процедуры по уходу за собой, которые, по большому счету, доступны и в городских салонах (это не касается талассотерапии, для проведения которой необходимо наличие моря, расположенного не дальше определенной границы). Такое «совпадение возможностей» должно привлекать как поклонников spa, так и тех, кто пока ничего об этом не знает, но хочет узнать.
Подобные комплексы работают круглогодично, независимо от погодных условий. Но здесь существуют свои проблемы. К примеру, высокая цена на современное оборудование для spa-центров непременно выльется в повышение цены за проживание в отеле и высокие расценки на spa-услуги. Цена на них может вырасти до средиземноморского уровня. Но по инфраструктуре Крым пока остается далеко позади этих государств. Потому выбор за туристом — тратить ли деньги на крымский отель высокого уровня или точно такого же уровня отель, но, скажем, в Греции.
«В следующем году мы собираемся открыть spa-центр и этим продлить сезон. Для его растяжения планируем также такие мероприятия, как праздник улицы Рузвельта, международный охотничий фестиваль. Все эти акции должны проводиться в осенне-зимний период», — делится планами Вячеслав Курашин.
Целевое здоровье — минеральные воды. Крым не должен растрачивать свой потенциал здравницы. Полуостров был и остается известным легочным курортом. Эта слава прочно закрепилась за ним во времена царской России и позже — в советское время. Важно отметить, что возможность лечения никак не зависела от времени года или погодных условий. Потому что целебный крымский воздух хорош и зимой, и летом. Он не теряет своих свойств по причине похолодания. На этот факт опирается городская администрация Ялты, когда заявляет о разработке минеральных источников. Возможность подлечиться сыграет на ту целевую аудиторию, которая на зимние праздники отправляется в Трускавец пить минеральную воду. И на тех туристов, кому претит бесполезный пляжный отдых. А главная положительная черта заключается в том, что Крым возвращается к «старому» образу, выверенному десятками лет, который настолько органичен региону, что на продвижение не нужно будет тратить много сил и времени. Основные финансовые затраты по разработке минеральных источников ложатся на плечи городской администрации. Чиновники легче справятся с тяжелыми по исполнению планами. Потому что не ставят сами себе преграды. Все, что остается делать заинтересованным отельерам, — разработать систему оздоровительных процедур, основанных на городских минеральных источниках.
«Мы уже полтора года разрабатываем минеральные источники. Один из них дает железосодержащую воду, это полезно для почек. У нас есть возможность разработать три источника, имеющие разную клиническую направленность. Мы хотели бы быть не просто курортом общей направленности, но и минерально-лечебным курортом. И доступ к таким источникам будет свободным. Мы не заинтересованы в том, чтобы воду разливали в бутылки в закрытых пансионатах. Ведь открытый доступ к минеральным источникам привлечет дополнительный поток туристов, особенно в зимнее время», — уверен мэр Ялты Сергей Брайко. С подачи горадминистрации в Приморском парке Ялты в прошлом году был открыт первый «генеральный бювет».
«В межсезонье и любое другое время мы позволяем совместить работу с комфортным отдыхом. Люди, работающие в крупных корпорациях с множеством филиалов, сталкиваются с необходимостью периодически встречаться и интенсивно работать вместе, но при этом хорошо бы получать еще какой-то релакс. Потому система четко продумана. Днем идет работа на высоком технологическом уровне, с отличным питанием. Рядом находится spa-центр, где можно отдохнуть после восьми часов интенсивной работы. А вечером отправиться в ночной клуб, который находится здесь же. Это и есть сбалансированная система конференц-услуг. Все номера мы оснастили выходом в Интернет. Все сейфы сделали с учетом размеров ноутбука», — делится опытом Василий Симутин.
Целевой спорт — горнолыжные курорты. Горнолыжный отдых имеет огромное количество поклонников. И развитие соответствующей инфраструктуры автоматически привлекает большой туристический поток. Но для Крыма эта сфера финансово тяжелая. Реконструкция старых канатных дорог и подъемников, закупка нового оборудования — все это тянет за собой большие денежные затраты. Кроме того, потенциальные площадки для зимних видов спорта находятся на территории горно-лесного заповедника. Они неприкасаемы. И вряд ли заинтересованное лицо сможет получить возможность в скором времени организовать горнолыжные спуски. Скорее всего будущее крымских зимних курортов напрямую зависит от государственных деятелей, которые возьмутся за это дело. Но уровень тяжести проблемы освобождения земель от статуса горно-лесного заповедника и величина предполагаемых финансовых затрат скорее всего затормозят подобные проекты на долгое время.
«Здесь другой темп жизни» Персонал Конкуренция Spa-комплексы Минеральные источники Горнолыжные курорты
«По моему мнению, Ялта — регион, где люди не привыкли работать с постоянной полной отдачей, их избаловал сам город. В течение 2-3 месяцев, когда идет наплыв туристов, они сдают свои квартиры, и после этого год могут не работать. К примеру, в Москве, если приходилось решать какую-либо проблему, отдавать на согласование документы, на вопрос: «Когда будет сделано?» — вы получите ответ: «Скоро», то есть через неделю-полторы. А в Ялте, когда я впервые зашел в проектное бюро, работавшее над проектом нашей гостиницы, и спросил, когда будет сделано, получил тоже ответ: «Скоро». Интуиция подсказала, что надо бы уточнить, насколько скоро. Ответ был: «Месяц-полтора». Здесь другое отношение ко времени, иной темп жизни, соответственно и желание работать, и возможность работать».
«Так же, как и в Киеве, в Крыму конкуренция в отельном бизнесе низкая. И из-за этого существует очень большая разница в ценах между отелями. Пока, наверное, не появятся в Крыму сети. Здесь для них существует достаточно много рисков. Но чем больше будут открываться отелей высокого уровня, тем больше состоятельных людей будет приезжать в Крым и оставлять деньги не только в гостиничной, но и в сопутствующих отраслях. Соответственно город получит больше налогов, и если администрация направит их в нужное русло, то развитие пойдет не местечково, а системно. И наконец-то сделают нормальные дороги, а так называемую правительственную трассу Симферополь-Ялта сделают освещенной».
«Если бы мы просто сделали комфортабельные номера и даже если бы персонал работал идеально, а люди при этом не имели бы возможности в межсезонье купаться в бассейне, париться в бане, сходить на массаж, воспользоваться услугами косметологов, им было бы неинтересно ехать сюда. То есть spa-центр выполняет функцию привлечения дополнительного интереса к нашему отелю. Практически это способ растянуть сезон, активная фаза которого длится всего 2-2,5 месяца».
«Возможность для расширения комплексных услуг у нас есть, и если программа по разработке минеральных источников воплотится в жизнь, мы, конечно, будем это использовать. Сейчас в Ялте намечается хорошая тенденция. Многие отели высокого уровня переходят на воду, которая производится непосредственно в Крыму. Раньше же в наш комплекс, например, поступала вода из Донецка. А сейчас рекламируется и предоставляется людям местная вода. И это не из-за того, что она дешевле, а из-за того, что это правильно. То есть если вы находитесь в Ялте, то пейте, пожалуйста, ялтинскую воду. Она ничем не хуже, чем любая другая, а может, даже и полезнее».
«Как показала прошедшая зима, природа сейчас делает все для того, чтобы горнолыжные курорты в Крыму стали реальностью. В нынешнем году были робкие попытки реализовать данный проект, но пока нет ни подъемников, ни нового оборудования. И для того чтобы доставить лыжников наверх, используют снегоходы. К сожалению, пока нет людей, которые хотят вкладывать в горнолыжную инфраструктуру деньги. Все хотят при небольшом вложении получить наибольший эффект. В данном же случае речь идет вообще о неизведанной области в Крыму. Одно дело взять какой-нибудь отель на реконструкцию и на его базе создать серьезное предприятие. И совсем другое — сделать все с ноля, начиная со снеговых пушек, подъемников, оборудования и сопутствующих услуг. И это при том, что рекламу Ялты как горнолыжного курорта придется полностью взять на себя или, может быть, разделить с затраты с горадминистрацией. Пока не найдется сразу несколько инвесторов, пускай даже конкурирующих между собой, готовых вкладывать деньги в эту отрасль, она с мертвой точки не сдвинется».