Site icon Companion UA

Теория и практика справедливого налога

«Федеральный» налог на корпорации в ЕС нужно рассматривать как налог выгоды, не связанный с текущей прибылью. Возможный вариант — налогообложение добавленной стоимости.


Доход компаний в ЕС в настоящее время облагается налогом по сильно отличающимся национальным правилам, базирующимся на раздельном учете доходов, заработанных в каждой стране. Заграничные сделки внутри компании вычисляются по рыночным ценам на подобные сделки — так называемый принцип «на расстоянии вытянутой руки».


Система сложная и может приводить к двойному налогообложению, потому что государства обычно не разрешают осуществлять полное списание со счета за убытки и налоговые обязательства, понесенные за границей. В этой системе также есть склонность к уклонению от уплаты налогов вследствие разных определений дохода компаний в государствах и многочисленных возможностей для обмана, не говоря уже о перемещении прибыли под юрисдикцию низких налогов.


Теперь Европейская комиссия предлагает, чтобы компании ЕС, работающие более чем в одном государстве, облагались налогом на основании общего определения производственной прибыли — так называемое общее консолидированное базовое налогообложение. Производственная прибыль станет вычисляться по единым правилам и затем «распределяться» среди государств согласно формуле, отражающей вклад каждой организационной единицы в общий доход группы.


При таком подходе подоходный налог определяется со сводных счетов на основе международных стандартов бухгалтерского учета (МСБ). Предполагается полное списание налогов в пределах группы компании, а трансфертные цены больше не будут иметь значение.


Правда, два препятствия делают общее консолидированное базовое налогообложение безнадежным. Во-первых, МСБ отвечают информационным потребностям финансовых инвесторов, но не дают надежного определения дохода в целях налогообложения. Во-вторых, не существует общих правовых норм по консолидации групп, торговое право многих стран ЕС не содержит юридического определения группы. Приписывание компаний к общей группе должно быть основано на праве собственности над каким-то определенным количеством акций — 51% или выше. Часто достаточно иметь гораздо меньший пакет акций, чтобы обеспечить контроль де-факто, тем самым способствуя адаптации группами своих структур капитала для минимизации налоговых обязательств.


Безусловно, общее консолидированное базовое налогообложение обречено на неудачу. Но это не означает, что компании Евросоюза вынуждены жить с 25-ю разными национальными налоговыми системами. Однако необходимы радикальные изменения в подходе: понятие о доходе как основании для корпоративного налогообложения следует полностью пересмотреть.


Понятие о корпоративном доходе рассматривается исходя из точного измерения изнашивания основного капитала в течение каждого периода налогообложения. А это становится все менее и менее надежным вследствие возросшей важности нематериальной собственности в ценности компаний. Более того, любой налог, величина которого растет в соответствии с прибылью компании, мешает инвестициям. И страны, предлагающие инфраструктуру мирового класса, высококвалифицированный штат и простые деловые правила, вполне имеют право взамен попросить компании заплатить соразмерный налог.


В итоге «федеральный» налог на корпорации в Европейском Союзе нужно рассматривать как налог выгоды, не связанный с текущей прибылью. Среди различных возможных вариантов налогообложение добавленной стоимости, возможно, усредненной в течение нескольких лет, выглядит лучше всего, поскольку бухгалтерский учет и инфраструктуры такого налогообложения уже существуют.


Конечно, добавленная стоимость включает прибыль, и у компаний вновь может появиться стимул для манипуляции трансфертными ценами. Но этот стимул будет слабым, потому что валовая прибыль обычно составляет довольно небольшую долю от общей добавленной стоимости.


Эта модель оставляет оценку и управление налогами на корпорации полностью в руках отдельных государств и не требует согласования правовых норм и правил бухгалтерского учета. Она является прозрачной, простой и легкой в управлении. В проигрыше в Европе будет только огромная армия специалистов по налоговому праву и бухгалтеров по налогообложению.

Exit mobile version