Мир современного кино невозможно представить без короткого метра. После открытия в Украине фестиваля Future Shorts это стало невозможным и для нас.
Фестиваль Future Shorts, который пройдет в Киеве («Баттерфляй-Ультрамарин») и нескольких крупных городах Украины с 7 по 10 апреля, отныне станет регулярной ежемесячной демонстрацией лучшего короткометражного кино, снятого в мире за последнее время.
Если учесть, что в лондонскую штаб-квартиру самой известной сети показов короткометражек каждый месяц поступает более 100 работ, можно сказать, что посещение фестиваля — один из самых оперативных способов узнать, что сегодня происходит в современном кино. Зачастую же речь идет о завтрашнем кинематографе, потому что короткий метр — обычное место дебюта его будущих звезд.
Ну и, помимо прочего, это особый вид кинематографического удовольствия, формирующий вокруг себя быстрорастущее сообщество интеллектуальных ценителей и слепых поклонников.
Альтернативы не существует
Денис Иванов, представитель Future Shorts в Украине, говорит: «По сути, проект Future Shorts должен вытащить короткометражное кино из той узкой фестивально-пилотной ниши, в которой оно оказалось. Короткий метр утратил свои позиции по сравнению с полнометражным не потому, что был плохого качества, а потому, что никто не занимался его дистрибуцией, продвижением и внедрением».
«&»: Кто эти люди, которые все придумали, и как вы с ними оказались вместе?
Д. И.: Future Shorts — единственный проект, связанный с короткометражным кино, существующий в глобальном масштабе. Отбирают кино для показа консультанты Лондонского и Эдинбургского кинофестивалей. Это молодые ребята из Великобритании, которые сначала работали только у себя на родине, а потом расширили свою сеть на половину Западной Европы. Год назад мы с ними связались, и оказалось, что наши вкусы и взгляды на концепцию во многом совпадают.
Здоровая коммерческая история
«&»: Чем отличаются программы Future Shorts от программ ведущих европейских кинофестивалей?
Д. И.: При формировании программ основных европейских фестивалей немаловажным фактором являются политические мотивы: «У нас модная страна Иран, так давайте возьмем что-нибудь оттуда». Поэтому, когда у фестиваля есть убеждения или амбиции, конкурс зачастую от этого страдает. Но вместе с тем есть фестивальные завсегдатаи, перед которыми организаторы имеют какие-то обязательства.
Future Shorts ориентирует программу прежде всего на публику разных стран и разных культур. Это кино должно быть того свойства, которое заставляет досмотреть программу до конца и прийти на следующий выпуск. Программа должна быть успешна, поскольку не поддерживается государственными структурами или спонсорскими фондами. Это здоровая коммерческая история.
Поэтому я принципиально не хожу в кинотеатр по пригласительным. Если мне хочется посмотреть фильм на самом деле, я куплю билет, досижу до конца и получу максимальное удовольствие.
Модные амбиции
«&»: Можно ли сказать, что короткометражное кино — это модно сейчас?
Д. И.: Это очень модно. Самое главное, что данная мода зарождается у нас на глазах. Мы фактически находимся в авангарде этого движения, а не получаем то, что где-то существует уже долгое время. Например, в Германии еще нет постоянно действующего фестиваля. Сейчас Future Shorts имеет незаконченный вид. Это не корпорация, хотя вполне возможно, что станет. Все предпосылки для этого есть.
«&»: Считаете ли вы, что открываете новый рынок?
Д. И.: У каждого рынка есть такое понятие, как объем. В данном случае он невелик. Деньги являются необходимой частью процесса, без которых он перестает двигаться, но изначально амбиции лежат дальше создания вечного двигателя для печати ассигнаций.
Украинские локомотивы
«&»: Что можно сказать о первом показе, который состоится в апреле?
Д. И.: В этой программе есть несколько хитов. В частности, и украинские, чем мы очень гордимся: «Шел трамвай 9-й номер» Степана Коваля («Серебряный медведь» 53-го Берлинского МКФ) и «Подорожнi» Игоря Стрембицкого («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах-2005). Для нас как организаторов они являются локомотивами в данной программе.
Общая тема отсутствует. Главный критерий — качество, а основная концепция — эклектика: разные страны, культуры, жанры, режиссеры разного возраста. В сущности, это отражает коллажность той культуры, в которой мы живем.
«&»: Насколько актуальна подборка фильмов?
Д. И.: Это январская программа, которую показывали в Европе. Первое время мы будем немного отставать, но когда работа наладится, все станет происходить оперативнее. Во всяком случае постараемся показывать то, что смотрят сейчас европейцы, а не коллекцию, собранную за последние годы.