Крупные компании Западной Европы и США еще в прошлом столетии после «дикого капитализма» и великой депрессии, ставшей фактически результатом политики рыночного абсолютизма, пришли к пониманию того, что не только государство, но и бизнес является ответственным за процессы, которые происходят в обществе. Причем обеспокоенность бизнеса жизнью общества не насаждалась сверху государством, как в Украине (подобно совершенно бездумным гостребованиям, на манер: каждый двадцатый работник – инвалид), а либо исходила непосредственно от компаний, либо рождалась в компромиссе бизнеса и профсоюзов. Сначала это отражалось на внутренней политике компаний относительно персонала (сокращение рабочего дня, повышение стандартов техники безопасности, увеличение заработной платы), потом и на их внешних социальных инициативах. Поначалу эти шаги делались в ущерб экономической эффективности предприятий, но в дальнейшем явились невероятным стимулом для роста и экономики в целом и компаний в частности. Так, например, предприятиям, переставшим экономить на зарплатах и соцпомощи, пришлось всерьез заняться снижением трудо- и энергозатратности оборудования, что вызвало рост спроса на научные достижения, значительный технологический рывок западных компаний и получение за счет этого огромных преимуществ на мировых рынках. К тому же повышение покупательной способности населения привело к увеличению спроса на многие товары потребления, что опять-таки позитивно сказалось на деятельности бизнеса.
Многие западные компании, приходящие на постсоветское пространство, приносят с собой идеи корпоративной ответственности. Так, компания «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лтд.» выделяет $60 тыс. на реконструкцию Одесского археологического музея, оказывает помощь в благоустройстве Приморского бульвара Одессы. Компания «Philip Morris Украина» передала Научному центру радиационной медицины АМН Украины уникальное оборудование и медикаменты стоимостью 2650 тыс. грн. Благодаря ее помощи в Центре радиационной медицины оборудована единственная в Украине молекулярно-генетическая лаборатория. А по убеждению представителей компании British American Tobacco (Украина), корпоративную социальную ответственность следует оценивать комплексно. «Скажем, если компания раздает продуктовые пайки неимущим, а ее производственная деятельность представляет экологическую опасность целому региону из-за отсутствия достаточных инвестиций в модернизацию системы очистных сооружений, то такая компания не может быть признана обществом как ответственная».
Опыт международных компаний начинают перенимать и на постсоветском пространстве. В феврале 2004 г. закончилась 18-месячная совместная программа фонда «Евразия» и НК ЮКОС по развитию малого бизнеса в Сибири. Глобальной целью кампании (стоившей организаторам $1,15 млн.) было уменьшить чрезмерную зависимость российской экономики от сырьевых отраслей. И хотя итоги проекта его организаторы еще не обнародовали, знаковым моментом можно считать уже тот факт, что эту миссию взялась финансировать именно сырьевая компания.
В Украине, где корни идей социальной ответственности восходят еще к ХIХ ст. (к меценатству Демидовых, Терещенко), некоторые украинские компании также уже готовы брать на себя корпоративную ответственность за ситуацию в обществе. Большое количество корпоративных инициатив связаны с подготовкой кадров, таким образом они не только косвенно улучшают будущую кадровую базу, но и вносят вклад в интеллектуальный потенциал всего общества. Так, например, летом 2003 г. при поддержке корпорации «Инком» начала работу Сетевая академия Cisco при НТУУ «Киевский политехнический институт», в которой студенты могут усовершенствовать свои знания компьютерных технологий. Многие фирмы выделяют средства на подготовку кадров Киево-Могилянской Бизнес-Школой (например, СК «Универсальная», АО «Фармак»). Инвестиционная компания «ХХI век» планирует в этом году начать спонсирование студенческих проектов КНЭУ в области инвестиционного менеджмента.
Концерн «АВЭК» через благотворительный фонд «АВЭК», разработал и финансирует программы «Защитим детство», «Жизнь без наркотиков», «Народное признание», КАРДИС (каждый ребенок должен иметь семью). Недавно концерн «Укрросметалл» передал инвалидам 240 инвалидных колясок.
ООО «ТД «ТНК-Украина» за 2003 г. потратило 8,3 млн. грн. на социальные программы в Луганской области. «Я убежден, что бизнесу нужно инвестировать в социальные программы, работать на повышение уровня жизни. Ведь этим самым ты косвенно в долгосрочной перспективе улучшаешь макросреду, что впоследствии увеличит и прибыль», – заявил «&» Александр Городецкий, президент ООО «ТД «ТНК-Украина». «Долгосрочный успех в бизнесе теперь определяется факторами политической стабильности, гражданского мира и социальным партнерством. Компании соперничают за рынки, клиентов, инвестиции, за лучших менеджеров и специалистов. Лидером в этой гонке с преследованием станет тот, чья деловая репутация, общественный имидж и рыночная стоимость будет выше. Так замыкается круг «стоимость бизнеса – социальная ценность компании – стоимость бизнеса+», – отметил «&» глава правления инвестиционной компании «ХХI век» Лев Парцхаладзе.