Украинские ГОКи вынуждены конкурировать с россиянами, на стороне которых лучшие природные факторы. Поэтому ставку приходится делать на эффективность управления ресурсами.
ОАО «Северный горно-обогатительный комбинат» (СевГОК) и ОАО «Центральный горно-обогатительный комбинат» (ЦГОК) первыми в Украине и странах СНГ начали внедрение индустриального программного решения для управления горнодобывающими предприятиями SAP for Mining. К особенностям проекта можно отнести внедрение решения одновременно на двух предприятиях. Стоимость проекта — около 23 млн. грн. Окупить систему планируется в течение полутора лет после завершения всех этапов внедрения.
Немецкая компания SAP AG работает на рынке Украины с 1995 г. На сегодняшний день ее продукты — программные бизнес-приложения — адаптированы к украинскому законодательству и практике ведения бизнеса. В данном проекте генеральным подрядчиком по всем видам работ выступает сама компания SAP. Она и несет ответственность вместе с заказчиком за эффективность внедрения.
Специфическая отрасль требует специфических решений
Второй год подряд ЦГОК и СевГОК занимают лидирующие позиции по темпам роста производства в Украине. Рост производственных и финансовых показателей — результат инвестирования в предприятие основным акционером — компанией System Capital Management. Вложения прежде всего направляются в эффективное управление ресурсами.
Исходя из стратегической цели — удержание лидерства — определились и несколько тактических задач, требующих решения с помощью внедрения информационной системы:
• налаживание оперативного контроля по всем направлениям деятельности предприятия;
• формирование информационной базы для принятия решений на всех уровнях управления.
Выбор информационной системы проводился в 2005 г. на основе тендера. Кроме SAP AG, в нем принимала участие и компания Oracle. Победа SAP была обусловлена тем, что отраслевое решение SAP for Mining было признано более подходящим к специфике предприятий. Сопутствующим критерием выбора была возможность органичной интеграции с другими автоматизированными системами, используемыми на предприятии. Среди этих систем: диспетчеризация на основе GPS-систем, проектирование, моделирование и ведение горных работ в компьютерном виде и др.
На первом месте должна быть эффективность
Проект SAP for Mining для ЦГОКа и СевГОКа — это в первую очередь интегрированное решение для управления именно горнодобывающим бизнесом. Решение позволит объединить и проанализировать всю информацию по процессам закупок, поставок и своевременной доставке руководству данных, необходимых для реализации быстрых и адекватных ситуации действий.
При внедрении ERP-систем основной целью проекта называется обеспечение повышения эффективности работы комбинатов. В данном случае эта цель включала совершенствование процедур в следующих звеньях бизнеса: производственные процессы, техническое обслуживание и ремонт оборудования, улучшение сквозного анализа затрат в режиме реального времени, управление складскими запасами, минимизация производственных остатков, увеличение рентабельности и финансовых результатов деятельности. Но эффективность внедрения не будет полной, если ограничиться только экономическими показателями. Среди ожидаемых результатов проекта — улучшение дисциплины, повышение управляемости и прозрачности бизнеса.
Понимание необходимости оптимизации бизнес-процессов предприятия обострилось в условиях экономического спада 2005 г., когда горно-металлургическому комплексу пришлось особенно сложно. Выводить эффективность на должный уровень планируется за счет:
• снижения затрат на закупку товарно-материальных ценностей, используя долгосрочный прогноз потребления и рациональное использование закупаемых товаров;
• повышения эффективности использования оборотных средств и оптимизации товарно-материальных запасов.
Для достижения этих результатов благодаря внедрению проекта SAP for Mining планируется:
• организовать систему управленческой отчетности, основанной на оперативной и достоверной информации;
• построить единую информационную систему обоих ГОКов на базе унификации информационного отражения бизнес-процессов предприятий;
• разработать и внедрить новую концепцию расчета нормативной (плановой) и фактической себестоимости по каждому виду продукции;
• наладить контроль финансовых ресурсов и денежных средств ГОКов, то есть запустить такие проекты, как «бюджет», «платежный календарь», «входящие и исходящие платежи»;
• начать управление мероприятиями по ТОРО — снижению затратной части, связанной с техническим обслуживанием, ремонтами и переналадкой оборудования.
Условия, в которых работают конкуренты — российские комбинаты, изначально лучше. В том числе из-за более богатых природных ресурсов.
В последнее время цены на сырье и топливо, используемые в отрасли, изменяются очень динамично. По этой причине предприятию необходимо своевременно получать информацию обо всех ценовых колебаниях, чтобы тем или иным образом отреагировать на них. Учитывая особенность украинского законодательства, а именно постоянные нововведения и поправки, очень важную роль играет использование функциональности контроллинга. В данном случае он подразумевает анализ и управление затратами. Модуль позволяет разделять затраты на отдельные составляющие. Выполняя постоянный анализ всех компонентов, можно не только уменьшить себестоимость продукции, но и оперативно реагировать на колебания переменных в режиме онлайн.
Важным условием успешного внедрения системы является построение системы передачи данных, объединяющей рабочие места отдельных пользователей в единую сеть. Работы по строительству сети стартовали в середине 2005 г. одновременно на двух комбинатах. Проложено свыше 50 км оптического кабеля, соединяющего 30 зданий структурных подразделений. В конце 2005 г. введена в промышленную эксплуатацию система диспетчеризации горно-транспортного оборудования.
От своевременности зависят результаты работ
Внедрение решения SAP for Mining на Северном и Центральном ГОКах проходит в соответствии с рекомендованной компанией-разработчиком методологии. Она разработана с учетом опыта ведения проектов в других странах.
Работы разделены на два этапа. Длительность каждого из них составляет около года. Сроки достаточно сжатые, так как при внедрении ERP-систем необходимо учитывать, что затягивание процесса может привести к устареванию системы уже к окончанию ее внедрения. В таком случае оптимизация управления потеряет не только актуальность, но и целесообразность. Каждый из этапов в свою очередь разбит на отдельные фазы. Первый этап состоит из следующих фаз:
1) подготовка проекта;
2) концептуальное проектирование;
3) реализация и заключительное тестирование;
4) подготовка к продуктивному запуску;
5) продуктивный запуск и поддержка проекта.
На сегодняшний момент завершена фаза 2 — «Концептуальное проектирование». На данном этапе, кроме разработки будущей модели информационной системы управления предприятием, проведен ряд подготовительных работ:
• выработан единый подход к формированию организационной структуры предприятий;
• унифицированы бизнес-процессы обоих ГОКов;
• разработана и введена единая методология учета;
• унифицирована управленческая деятельность.
Успешный старт — первый шаг на пути к результату
Процесс внедрения находится на промежуточном этапе, и говорить о количественных показателях эффективности еще рано. «На предприятиях, где были успешно проведены аналогичные проекты внедрения, рентабельность в результате возросла на 5-10%. Мы рассчитываем на аналогичные показатели», — говорит Александр Вилкул. Управление рисками внедрения SAP for Mining К возможным рискам проекта внедрения SAP for Mining на Северном и Центральном ГОКах можно было отнести следующие факторы: Внедряемая функциональность В рамках проекта SAP for Mining на ЦГОКе и СевГОКе реализуется такая функциональность:
— На начальном этапе проекта (фаза подготовки) оцениваются и прогнозируются факторы, влияющие на успешность реализации проекта внедрения решений SAP. После выполнения оценки рисков составляется план работ и перечень мероприятий по их исключению или минимизации.
• одновременное внедрение на двух предприятиях;
• неготовность коллектива пользователей;
• сложность требований;
• проблемы сотрудничества подразделений;
• неоперативное принятие решений;
• неоперативное выделение необходимых ресурсов;
• неопределенный перечень интерфейсов и др.
• «Управление финансами»,
• «Контроллинг»,
• «Управление материальными потоками»,
• «Управление сбытом»,
• «Управление производством»,
• «Управление техническим обслуживанием и ремонтом оборудования»,
• «Управление проектами»,
• «Управление качеством»,
• «Управление персоналом»,
• «Хранилище бизнес-информации».