Одесская продуктовая розница прошла длинный путь становления, который во многих регионах еще только предстоит пройти.
Москва перенимает западный опыт, Киев смотрит на Москву, украинские города-миллионники подсматривают за опытом столицы, адаптируя его под себя и делая ближе и понятнее для других городов — такова реальная стихия взаимообучения на рынке.
Этапы, через которые прошел продуктовый ритейл в Одессе, тенденции, которые действовали и действуют на рынке, с большой вероятностью повторятся в менее крупных городах страны.
Новая торговля начиналась в «батискафах»
Экономика переходного периода всегда характеризуется как появлением новых форм, так и наличием старых. В первую очередь трансформации были подвержены уже существующие рынки, на территории которых создавалось вдвое-втрое больше торговых мест. Помимо старых рынков, возводились и новые. А в конце 1990-х тема создания рынков была в Одессе полностью исчерпана.
Для малоформатной розничной торговли характерно наличие не менее одного торгового предприятия в расчете на 1000 человек потенциальных покупателей. Поэтому рядом с многопарадным высотным домом быстро появлялось как минимум по одному ларьку или магазинчику.
В первой половине 1990-х торговля практически разделилась на два потока. Продукты первой необходимости (молоко, хлеб, колбасные изделия) приобретались в государственных или бывших государственных магазинах, многие из которых еще снабжались централизованно. Бурно прогрессирующий импорт реализовался прежде всего через коммерческие ларьки и магазинчики.
Схема «производство (импорт) — оптовик (дистрибьютор) — розница» работала с таким количеством нюансов, что идентичные товары в одноформатных торговых точках могли вдвое отличаться по цене.
К 1995 г. одесский ритейл на 90% состоял из предприятий площадью до 50 кв. м, а оборот такой точки составлял от 10 тыс. до 100 тыс. грн. в месяц. Главными факторами успешности были месторасположение относительно потоков потенциальных потребителей, возможности по приобретению товаров и взаимоотношения с контролирующими органами.
Первый перелом — укрупнение торговых точек
Во второй половине 1990-х одесский ритейл стал преобразовываться — произошло первое укрупнение предприятий торговли и смена доминирующего формата. Причин тому было две. Во-первых, пришедшие в торговлю серьезные коммерсанты понимали, что «батискафами» потребителя не удержать. Ведь тот стремится отовариться полностью в одном месте, видеть перед собой лицо продавца и ассортимент хотя бы из 1500-2000 позиций.
Во-вторых, претензии на получение лицензии на продажу алкоголя законодательно ограничивались установленной минимальной площадью магазина. В ларьке, естественно, не могло быть искомых 20 кв. м. Потому почти половина из них была немедленно преобразована их хозяевами в магазинчики.
В результате количество предприятий торговли сократилось на 10-15%. Но предприниматели не понесли существенных потерь. И многие из них, возводя новые павильоны и обшивая их (все как один — белой вагонкой!) с оптимизмом смотрели в будущее.
В розничной торговле значительную долю оборота магазины все еще делили с рынками (примерно 50 на 50). Таким образом, в это время в Одессе существовали:
• дешевый и неудобный ритейл — рынки (наценка — 10-20%);
• несколько дороже, но с бо’льшими удобствами — небольшие магазины (наценка — 20-30%; средний оборот — до 1000 грн. в день);
• начинающая формироваться «элитная» розница для ценителей комфортного шоппинга (наценка — 30-50%).
Второй перелом — расслоение магазинов по категориям
По мере того как торговые заведения увеличивались в размерах и росла их численность, начало происходить их «расслоение». Стали появляться магазины, рассчитанные на покупателей различного достатка, магазины самообслуживания, супермаркеты, оптовые, оптово-розничные и др.
В оптовом звене дистрибьюторы и специализированные магазины медленно перехватывают инициативу у оптовых рынков и баз. В формате специализированных оптовых магазинов с 1996 г. и по сей день работает фирма, именовавшаяся прежде «Фортуна». Ее «Идеалы» и ее же дистрибуция поставляют до 5 тыс. наименований товара и обеспечивают до 20% всего оптового оборота в городе. «Идеалы» четко позиционируются как магазины для магазинов, отсекая розничного покупателя установлением минимальной партии товара и суммы закупки. Таким образом, эти магазины стали первыми в городе специализированными заведениями cash&carry.
В 1999 г. в Одессе появились первые супермаркеты, к каковым можно было причислить магазины фирм «Таврия В» и «Рорус». «Таврия В» была и остается прежде всего розничной компанией. Владея в течение 1990-х семью десятками мелких торговых предприятий, она постепенно начала их продавать и за вырученные средства приобретала большие помещения, переоборудывая их в супермаркеты.
В 2001 г. одесский ритейл также начал осваивать концерн «АЛМИ» — один из успешных городских и областных дистрибьюторов. Это предприятие и по сей день успешно совмещает дистрибуционную и розничную торговлю. Их супермаркеты «Копейка» получают отдельные товары по самой низкой в городе цене.
Третий перелом — появление торговых центров и сетей
По мере усиления конкуренции и развития рынка в городе стали формироваться торговые сети, строиться крупные заведения —– гипермаркеты и торговые центры, к местному рынку проявили интерес столичные операторы. А одесские операторы стали расширять свою деятельность на города области.
Так в 2000 г. в Одессу пришел первый столичный игрок — «Фоззи групп». И сразу решительно заявил о себе. Ведь под площадь гипермаркета «Фоззи», его автостоянку, распределительный центр для планируемой сети супермаркетов «Сельпо» на юге Украины была выделена площадь более 25 тыс. кв. м. «Фоззи» — первая из национальных сетей, пришедшая на одесский рынок, а потому и достигшая на нем гораздо большего, чем последователи (как, например, «Фуршет»).
С 2001 по 2005 гг. усилиями четырех основных сетей («Таврия В», «Рорус», «Фоззи-Юг» и «АЛМИ» («Копейка»)), а также некоторых других предприятий в городе было открыто более 30 супермаркетов и торговых центров. А это более 70 тыс. кв. м торговых площадей.
В этот период снова удачным инноватором проявила себя «Таврия В». В 2001 г. ею был возведен ТЦ «Аэропортовский». Он стал настолько удачным предприятием, что, по мнению одесских дистрибьюторов, спустя полгода после открытия и по сегодняшний день удерживает лидерство по розничному обороту.
Совершенствуясь и далее в категории «фешенебельный супермаркет», «Таврия В» в 2004 г. открыла трехэтажный торговый центр «Вузовский» общей площадью более 15 тыс. кв. м. Он был построен в составе строящегося жилого комплекса, а значит его аудитория будет расширяться.
В исторической части города, где стоимость недвижимости особенно высока, в 2005 г. были сооружены два многоэтажных торговых центра, «якорным» предприятием каждого из которых является супермаркет «Таврия В».
Экспансия «Копейки» в Одессе ограничилась спальными районами. Но это была первая сеть, которая начала открывать супермаркеты в области — городах Измаиле, Котовске, Рени и др. Работа на перспективу обеспечит ей стабильные рынки сбыта.
Торговая группа «Рорус» сперва росла, как и другие одесские лидеры. В 2003 г. она открыла свой шестой магазин. Им стал торговый центр, получивший название «СемьЯ». На его площади более чем в 10 тыс. кв. м, помимо супермаркета, расположились более 30 других магазинов, фитнесс-центр, ночной клуб, заведения фаст-фуда и даже агентство недвижимости. Некоторые, уже бывшие сотрудники «Семьи», именно с неудачным запуском этого торгового центра связывают последовавшие вскоре трудности «Роруса». Темпы роста опередили финансовую отдачу. Это вылилось в многочисленные финансовые задолженности и прекращение поставок от немалого количества поставщиков.
В 2003 г. на покупку «Рорусов» претендовали киевляне — «Маркет-Плазо» («Фуршет») и «Фоззи-Юг». Но в итоге терпящие бедствие нашли поддержку у банка «Південний», что позволило сети выйти из кризиса неплатежей.
В 2004 г. группа снова начала расширяться, приобретя один супермаркет в Одессе и сеть из пяти магазинов в Херсоне. Этот рискованный шаг привел к еще одному кризису, после чего сеть перестала существовать. С конца 2005 г. она официально влилась в состав «Фоззи». Таким образом, «Фоззи-Юг» стал основным розничником в Одессе и на юге страны, владея 13 супермаркетами, гипермаркетом и торговым центром в Одессе, а также семью супермаркетами в Одесской области, Николаеве и Херсоне.
Медленно, но верно расширяется сеть компании «Виртус» — по одному супермаркету за 1-2 года.
Не отставали супермаркеты и в разряде «элита». «Обжора» расширялась числом. В любом микрорайоне существует категория населения, ищущая такого ритейла. А потому в сети уже насчитывается 14 супермаркетов площадью от 100 до 400 кв. м. «Наталка-маркет» же построила четыре супермаркета площадью 2 тыс. кв. м. Они рассчитаны на элитного покупателя, а их внутренний интерьер очень (если даже не слишком) изыскан.
Город ждет появления дискаунтеров
Пригодные для преобразования помещения в городе уже практически полностью задействованы под те или иные предприятия торговли. Надежды на дальнейший рост одесской цивилизованной розницы связаны с двумя основными факторами:
• рынки будут продолжать терять покупателей, поэтому появится возможность строительства супермаркетов в непосредственной близости от них;
• отдельные районы города будут расширяться, что потребует строительства новых торговых заведений.
Формат «супермаркет» в Одессе уже практически полностью исчерпал себя. Будущее за торговыми центрами и, возможно, за таким пока еще редким здесь форматом магазинов, как дискаунтер. Это магазин самообслуживания с ограниченным ассортиментом (не более 2-3 марок каждого вида товара) и наценкой не более 10-15%.
Новых маркетинговых изюминок не придумано Известно, что одним из возможных способов удешевления продукции является создание розничниками собственных брендов. В этом случае сеть берет на себя фасовку и продажу под собственным лейблом круп, муки, сахара и других аналогичных продуктов. Одесситы не остались в стороне от этих процессов. Дальше всех пошла «Таврия В», выпускающая под своей ТМ «Семерочка» даже молоко и кефир. Данный бренд не нуждается в дополнительной рекламе, достаточно того, что он присутствует и рекламируется внутри самой сети. Дисконтные карточки одесскими сетями предоставляются покупателям либо за большую одноразовую покупку, либо просто покупаются. Например, в «Сельпо» 3%-я карточка стоит на год 20 грн. Бесплатно оформить карточку, предоставляющую сниженные «пенсионные» цены, может любой предъявитель соответствующего удостоверения.