Site icon Companion UA

Уроки торгового патриарха

Одесская продуктовая розница прошла длинный путь становления, который во многих регионах еще только предстоит пройти.


Москва перенимает западный опыт, Киев смотрит на Москву, украинские города-миллионники подсматривают за опытом столицы, адаптируя его под себя и делая ближе и понятнее для других городов — такова реальная стихия взаимообучения на рынке.


Этапы, через которые прошел продуктовый ритейл в Одессе, тенденции, которые действовали и действуют на рынке, с большой вероятностью повторятся в менее крупных городах страны.


Новая торговля начиналась в «батискафах»


В начале 1990-х розничной торговлей в Одессе занимались тысячи частных предпринимателей и юридических лиц. Ниша заполнялась в основном мелкими капиталами. Для открытия лотка в среднем могло хватить и $1000.


Экономика переходного периода всегда характеризуется как появлением новых форм, так и наличием старых. В первую очередь трансформации были подвержены уже существующие рынки, на территории которых создавалось вдвое-втрое больше торговых мест. Помимо старых рынков, возводились и новые. А в конце 1990-х тема создания рынков была в Одессе полностью исчерпана.


Для малоформатной розничной торговли характерно наличие не менее одного торгового предприятия в расчете на 1000 человек потенциальных покупателей. Поэтому рядом с многопарадным высотным домом быстро появлялось как минимум по одному ларьку или магазинчику.


Приморская специфика привела к появлению в Одессе своеобразной «точки» ритейла — «батискафа». Это стальная конструкция размерами примерно 3 х 3 х 3 м, но не кубическая, а со скошенными углами, что и придает ей сходство с подводной лабораторией. Половина этих точек работали круглосуточно, в том числе и потому, что ночью было проще продавать небесспорный товар. Заурядной была ситуация, когда возле универмага располагались один-два «батискафа», ибо они торговали разными товарными группами.


В первой половине 1990-х торговля практически разделилась на два потока. Продукты первой необходимости (молоко, хлеб, колбасные изделия) приобретались в государственных или бывших государственных магазинах, многие из которых еще снабжались централизованно. Бурно прогрессирующий импорт реализовался прежде всего через коммерческие ларьки и магазинчики.


Схема «производство (импорт) — оптовик (дистрибьютор) — розница» работала с таким количеством нюансов, что идентичные товары в одноформатных торговых точках могли вдвое отличаться по цене.


К 1995 г. одесский ритейл на 90% состоял из предприятий площадью до 50 кв. м, а оборот такой точки составлял от 10 тыс. до 100 тыс. грн. в месяц. Главными факторами успешности были месторасположение относительно потоков потенциальных потребителей, возможности по приобретению товаров и взаимоотношения с контролирующими органами.


Первый перелом — укрупнение торговых точек


Во второй половине 1990-х одесский ритейл стал преобразовываться — произошло первое укрупнение предприятий торговли и смена доминирующего формата. Причин тому было две. Во-первых, пришедшие в торговлю серьезные коммерсанты понимали, что «батискафами» потребителя не удержать. Ведь тот стремится отовариться полностью в одном месте, видеть перед собой лицо продавца и ассортимент хотя бы из 1500-2000 позиций.


Во-вторых, претензии на получение лицензии на продажу алкоголя законодательно ограничивались установленной минимальной площадью магазина. В ларьке, естественно, не могло быть искомых 20 кв. м. Потому почти половина из них была немедленно преобразована их хозяевами в магазинчики.


В результате количество предприятий торговли сократилось на 10-15%. Но предприниматели не понесли существенных потерь. И многие из них, возводя новые павильоны и обшивая их (все как один — белой вагонкой!) с оптимизмом смотрели в будущее.


В розничной торговле значительную долю оборота магазины все еще делили с рынками (примерно 50 на 50). Таким образом, в это время в Одессе существовали:
• дешевый и неудобный ритейл — рынки (наценка — 10-20%);
• несколько дороже, но с бо’льшими удобствами — небольшие магазины (наценка — 20-30%; средний оборот — до 1000 грн. в день);
• начинающая формироваться «элитная» розница для ценителей комфортного шоппинга (наценка — 30-50%).


Второй перелом — расслоение магазинов по категориям


По мере того как торговые заведения увеличивались в размерах и росла их численность, начало происходить их «расслоение». Стали появляться магазины, рассчитанные на покупателей различного достатка, магазины самообслуживания, супермаркеты, оптовые, оптово-розничные и др.


«Элитная» розница создавалась в расчете на потребителя с достатком более $1000 в месяц на члена семьи, для которого вовсе не продукты питания являются главной статьей расхода. То есть для тех, кому заплатить за те же продукты больше на 10-20% не составляет проблемы. Кроме того, данной группе потребителей интересны высококачественные, а значит, дорогие продукты, что позволяло на тех же площадях (до 100 кв. м) получать значительно большие обороты и прибыли. Так в Одессе появилось первое сетевое розничное предприятие «Обжора», которое успешно развивается до сих пор. Также в 1996 г. был открыт первый магазин самообслуживания площадью 700 кв. м — «Троицкий». Он и вовсе стал «кусочком заграницы» на одесской земле — более 60% его ассортимента составляли импортные торговые марки.


В оптовом звене дистрибьюторы и специализированные магазины медленно перехватывают инициативу у оптовых рынков и баз. В формате специализированных оптовых магазинов с 1996 г. и по сей день работает фирма, именовавшаяся прежде «Фортуна». Ее «Идеалы» и ее же дистрибуция поставляют до 5 тыс. наименований товара и обеспечивают до 20% всего оптового оборота в городе. «Идеалы» четко позиционируются как магазины для магазинов, отсекая розничного покупателя установлением минимальной партии товара и суммы закупки. Таким образом, эти магазины стали первыми в городе специализированными заведениями cash&carry.


Критерий «цена» становится менее важным для все большей части одесситов.

В 1999 г. в Одессе появились первые супермаркеты, к каковым можно было причислить магазины фирм «Таврия В» и «Рорус». «Таврия В» была и остается прежде всего розничной компанией. Владея в течение 1990-х семью десятками мелких торговых предприятий, она постепенно начала их продавать и за вырученные средства приобретала большие помещения, переоборудывая их в супермаркеты.


В 2001 г. одесский ритейл также начал осваивать концерн «АЛМИ» — один из успешных городских и областных дистрибьюторов. Это предприятие и по сей день успешно совмещает дистрибуционную и розничную торговлю. Их супермаркеты «Копейка» получают отдельные товары по самой низкой в городе цене.


Третий перелом — появление торговых центров и сетей


По мере усиления конкуренции и развития рынка в городе стали формироваться торговые сети, строиться крупные заведения —– гипермаркеты и торговые центры, к местному рынку проявили интерес столичные операторы. А одесские операторы стали расширять свою деятельность на города области.


Так в 2000 г. в Одессу пришел первый столичный игрок — «Фоззи групп». И сразу решительно заявил о себе. Ведь под площадь гипермаркета «Фоззи», его автостоянку, распределительный центр для планируемой сети супермаркетов «Сельпо» на юге Украины была выделена площадь более 25 тыс. кв. м. «Фоззи» — первая из национальных сетей, пришедшая на одесский рынок, а потому и достигшая на нем гораздо большего, чем последователи (как, например, «Фуршет»).


С 2001 по 2005 гг. усилиями четырех основных сетей («Таврия В», «Рорус», «Фоззи-Юг» и «АЛМИ» («Копейка»)), а также некоторых других предприятий в городе было открыто более 30 супермаркетов и торговых центров. А это более 70 тыс. кв. м торговых площадей.


В этот период снова удачным инноватором проявила себя «Таврия В». В 2001 г. ею был возведен ТЦ «Аэропортовский». Он стал настолько удачным предприятием, что, по мнению одесских дистрибьюторов, спустя полгода после открытия и по сегодняшний день удерживает лидерство по розничному обороту.


Совершенствуясь и далее в категории «фешенебельный супермаркет», «Таврия В» в 2004 г. открыла трехэтажный торговый центр «Вузовский» общей площадью более 15 тыс. кв. м. Он был построен в составе строящегося жилого комплекса, а значит его аудитория будет расширяться.


В исторической части города, где стоимость недвижимости особенно высока, в 2005 г. были сооружены два многоэтажных торговых центра, «якорным» предприятием каждого из которых является супермаркет «Таврия В».


Экспансия «Копейки» в Одессе ограничилась спальными районами. Но это была первая сеть, которая начала открывать супермаркеты в области — городах Измаиле, Котовске, Рени и др. Работа на перспективу обеспечит ей стабильные рынки сбыта.


Крупные форматы торговли — ближайшая перспектива для городов-миллионников.

Торговая группа «Рорус» сперва росла, как и другие одесские лидеры. В 2003 г. она открыла свой шестой магазин. Им стал торговый центр, получивший название «СемьЯ». На его площади более чем в 10 тыс. кв. м, помимо супермаркета, расположились более 30 других магазинов, фитнесс-центр, ночной клуб, заведения фаст-фуда и даже агентство недвижимости. Некоторые, уже бывшие сотрудники «Семьи», именно с неудачным запуском этого торгового центра связывают последовавшие вскоре трудности «Роруса». Темпы роста опередили финансовую отдачу. Это вылилось в многочисленные финансовые задолженности и прекращение поставок от немалого количества поставщиков.


В 2003 г. на покупку «Рорусов» претендовали киевляне — «Маркет-Плазо» («Фуршет») и «Фоззи-Юг». Но в итоге терпящие бедствие нашли поддержку у банка «Південний», что позволило сети выйти из кризиса неплатежей.


В 2004 г. группа снова начала расширяться, приобретя один супермаркет в Одессе и сеть из пяти магазинов в Херсоне. Этот рискованный шаг привел к еще одному кризису, после чего сеть перестала существовать. С конца 2005 г. она официально влилась в состав «Фоззи». Таким образом, «Фоззи-Юг» стал основным розничником в Одессе и на юге страны, владея 13 супермаркетами, гипермаркетом и торговым центром в Одессе, а также семью супермаркетами в Одесской области, Николаеве и Херсоне.


Медленно, но верно расширяется сеть компании «Виртус» — по одному супермаркету за 1-2 года.


Не отставали супермаркеты и в разряде «элита». «Обжора» расширялась числом. В любом микрорайоне существует категория населения, ищущая такого ритейла. А потому в сети уже насчитывается 14 супермаркетов площадью от 100 до 400 кв. м. «Наталка-маркет» же построила четыре супермаркета площадью 2 тыс. кв. м. Они рассчитаны на элитного покупателя, а их внутренний интерьер очень (если даже не слишком) изыскан.


Город ждет появления дискаунтеров


Пригодные для преобразования помещения в городе уже практически полностью задействованы под те или иные предприятия торговли. Надежды на дальнейший рост одесской цивилизованной розницы связаны с двумя основными факторами:
• рынки будут продолжать терять покупателей, поэтому появится возможность строительства супермаркетов в непосредственной близости от них;
• отдельные районы города будут расширяться, что потребует строительства новых торговых заведений.


Формат «супермаркет» в Одессе уже практически полностью исчерпал себя. Будущее за торговыми центрами и, возможно, за таким пока еще редким здесь форматом магазинов, как дискаунтер. Это магазин самообслуживания с ограниченным ассортиментом (не более 2-3 марок каждого вида товара) и наценкой не более 10-15%.  







Новых маркетинговых изюминок не придумано


Известно, что одним из возможных способов удешевления продукции является создание розничниками собственных брендов. В этом случае сеть берет на себя фасовку и продажу под собственным лейблом круп, муки, сахара и других аналогичных продуктов. Одесситы не остались в стороне от этих процессов. Дальше всех пошла «Таврия В», выпускающая под своей ТМ «Семерочка» даже молоко и кефир. Данный бренд не нуждается в дополнительной рекламе, достаточно того, что он присутствует и рекламируется внутри самой сети.


Дисконтные карточки одесскими сетями предоставляются покупателям либо за большую одноразовую покупку, либо просто покупаются. Например, в «Сельпо» 3%-я карточка стоит на год 20 грн. Бесплатно оформить карточку, предоставляющую сниженные «пенсионные» цены, может любой предъявитель соответствующего удостоверения.

Exit mobile version