Site icon Companion UA

Подарок конкурентам

Перспективы вступления Украины в ВТО пугают целые отрасли. Но отечественные логисты еще и помогают будущим иностранным конкурентам, поскольку «не тянут» на требуемый рынком уровень сервиса.


«Вы все еще занимаетесь тем, что другие умеют делать лучше? Тогда вы — труп!»
Кьелл Нордстрем


Перспективы вступления Украины в ВТО вызывают негативную реакцию в целых отраслях нашей экономики. Желание выжить, поставив перед возможными конкурентами непреодолимые законодательные препятствия, если не правильно, то объяснимо. На рынке логистических услуг несколько иная ситуация. Он настолько не удовлетворяет запросам клиентов, что уже сегодня сделал возможным появление иностранных конкурентов. Если до вступления в ВТО и активизации экспортно-импортных операций логистические компании в основном не перейдут к оказанию услуг класса 3PL и не укрупнятся, их будет ожидать даже не поглощение крупными иностранными конкурентами, а разрушение.


Позади рынка


Уже сегодня отечественные логистические компании не могут удовлетворить минимальных запросов своих клиентов в секторах складских услуг и транспортировки грузов. Еще хуже обстоят дела с возможностью предоставления логистическими компаниями комплексных услуг. Это позволило бы заказчикам отдать логистику на аутсорсинг и сосредоточиться на профильном направлении. «Стратегически мы идем по пути передачи логистических услуг провайдерам — крупным логистическим фирмам. Так, например, по транспортному направлению мы нашли поставщиков, которые соответствовали бы требуемому нашей компанией уровню сервиса. Поэтому сейчас 95% поставок продукции в группе «Сармат» осуществляется с помощью крупных логистических компаний. Но в складском секторе только 20% передано на аутсорсинг. В Украине есть достаточно большое число компаний, предоставляющих такие услуги, но, к сожалению, уровень этих услуг еще не соответствует требованиям крупных операторов рынка, и нас в том числе. Более того, комплексное обслуживание, которое позволило бы нам отдать всю логистику одному оператору, является пока лишь мечтой», — делится проблемой Вячеслав Эркер, директор по логистике, закупкам и планированию группы «Сармат».


«Благодаря» сложившейся ситуации уже сегодня иностранные производственные и дистрибьюторские компании «тянут» за собой в Украину логистические фирмы, а украинские — лишь усиливают эту тенденцию. Ведь, по словам экспертов, уже сегодня значительное число местных компаний хотят сосредоточиться на том, что умеют лучше всего, — производить и продавать свой продукт. «Многие украинские логистические компании, выросшие из логистических подразделений в полноценные транспортные компании, пока недостаточно качественно и комплексно предоставляют свои сервисы, — рассказывает Кирилл Руднев, руководитель проектов компании Innoware. — Если говорить о качестве, то клиенты FedEx или DHL могут в он-лайне наблюдать за движениями собственных грузов, быть уверенными во времени доставки, в полноценности сопроводительной документации. Если говорить о комплексности, то клиенты зарубежных 3PL-операторов могут быть уверены в комплексности логистических услуг — таможня, экспедиция, транспортировка, складское хранение; прием грузов без очереди, сохранность грузов и т. д. В Украине этого пока почти нет. А ведь у многих украинских компаний уже сформировано мнение, что логистик-оператор должен обеспечивать их по всей цепочке поставок: от доставки сырьевых материалов к месту производства до доставки продукции конечному потребителю». В числе компаний, готовых платить за такой сервис, находятся практически все иностранные фирмы, которые не готовы к инвестициям в логистику. Если украинские компании не могут дать такой сервис, они просто наймут других. Аналогичным образом поступят, вероятно, и ведущие национальные производители.


ВТО-тест на выживаемость


Операторов на логистическом рынке много, но требований клиентов по комплексности обслуживания они не выполняют.

Вступление Украины в ВТО быстро изменит незащищенные условиями вступления рынки (такие, например, как ритейл, промышленное производство и рынок услуг с некоторыми оговорками). Защищенные рынки будут иметь время на подготовку к полной либерализации. Логистика же относится к незащищенному и зависимому рынку, поскольку барьеров на вхождение в него нет уже сегодня. А существенная активизация иностранных конкурентов на отечественном рынке будет приурочена к либерализации таможенной политики Украины, увеличению экспортно-импортных операций и появлению на рынке значительного числа зарубежных компаний-производителей. «Уже сегодня мы ведем переговоры о совместной работе с рядом зарубежных компаний-производителей, например, бытовой техники, — делится перспективами Кирилл Руднев. — Их интерес в приходе на украинский рынок и переносе сюда производственных мощностей очень высок. И сдерживается только ожиданием вступления в ВТО и снижения таможенных пошлин». Поэтому в целом, по оценкам опрошенных «&» экспертов, у украинской логистики на подготовку к жесткой конкуренции осталось не более трех лет. По их истечении те компании, которые не выйдут на среднеевропейский уровень предоставляемых сервисов и не реализуют стратегию лучшего знания местного рынка, будут вынуждены просто уйти с рынка. То есть полностью свернуть деятельность, поскольку о слиянии или поглощении здесь речь даже не идет.






Завоевывать рынок будут свои


Вячеслав Эркес, директор по логистике, закупкам и планированию группы «Сармат»:
— Я не думаю, что со вступлением Украины в ВТО логистический рынок существенно изменится. Уже наблюдается приход крупных иностранных логистических компаний в Украину. И причины для этого есть, поскольку страна показывает высокие темпы развития производства, и наше государство нацелено на вхождение в перспективе в Евросоюз. Сейчас в Украину приходят те компании, которые намерены захватить часть рынка (купить землю, построить терминалы). Если они сделают это сейчас, им легче будет потом, когда уровень конкуренции усилится. Уже проявили заинтересованность в выходе на украинский рынок европейские и мультинациональные компании. Но активнее начнут завоевывать наш рынок российские и прибалтийские операторы. Им проще зайти на наш рынок, так как они хорошо понимают наш менталитет и развивались по той же схеме. Причем завоевывать рынок они будут агрессивно.


Рынок складской недвижимости характеризуется нехваткой качественного предложения


Валентин Советов, директор департамента венчурного инвестирования компании «XXI Век»:
— Можно прогнозировать, что со вступлением Украины в ВТО рынок логистических услуг выйдет на новый качественный уровень. В первую очередь это будет связано с активизацией экспортно-импортных операций и приходом на отечественный рынок новых иностранных компаний, которые сформируют потребность в складских помещениях, соответствующих современным технологическим и техническим характеристикам. По-видимому, многие европейские компании захотят перевести часть своего бизнеса в Украину для удешевления процесса производства и складирования товаров. Все вместе это приведет к резкому усилению борьбы за клиента.

Exit mobile version