Украинский рынок логистических услуг не стоит на пороге изменений — он уже меняется, как того требует жизнь. Те, кто не желает сворачивать бизнес, пока еще имеют возможность занять пустующие ниши.
По мнению экспертов, сектор транспортной логистики в Украине находится в относительно благополучном состоянии, тогда как основные проблемы существуют в секторе складской логистики, которая неспособна пока удовлетворить спрос. В действительности при сравнении уровня сервисов, предоставляемых большинством украинских логистических компаний, с европейскими оказывается, что лишь единицы из их числа способны удовлетворить запросы клиентов. В преддверии вступления в ВТО, активизации импорта и прихода крупных иностранных конкурентов у украинской логистики осталось совсем немного времени на то, чтобы выйти на качественно новый уровень работы и не стать в лучшем случае объектом «скупки по себестоимости».
Склад — отдельно, транспорт — отдельно
Согласно общепринятой классификации логистики, данный рынок разделяется на четыре уровня. И каждый из них имеет в Украине свои особенности.
Логистика четвертого уровня (fourth party logistics — 4PL) — внешняя и внутренняя логистика. Компания-провайдер, выполняя функции 3PL-провайдера логистических услуг, также принимает на себя выполнение функций планирования логистических операций, наем и координацию работы субподрядчиков других уровней, все связанные финансовые транзакции, ведение документации и т. д. Этот уровень развития логистического бизнеса является целью для всех крупных логистических компаний мира. По данным Берлинского технического университета за 2002 год рынок 4PL логистики составил лишь 3% от общего объема логистических услуг в базовых отраслях Германии (что соответствует объему свыше 4 млрд. евро). Тем не менее на украинском рынке уже присутствует компания, в структуру которой имплементирован 4PL-оператор — «Метро Кеш энд Керри» — METRO MGL Logistik GmbH. Но в Украине это подразделение не работает, обслуживая такие сети компании, как Real, Extra, за рубежом. В Украине же компания «Метро Кеш энд Керри Украина» использует систему поставок stock-on-line — товар принимается по количеству и качеству и немедленно поставляется на прилавок, складское хранение в системе отсутствует.
Маленькие стратегии
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день у украинских логистических компаний мало шансов на выживание перед лицом входящих на местный рынок 3PL- и 4PL-операторов. В дополнение к ранее описанным преимуществам они имеют огромные масштабы бизнеса и соответственно возможности давления на небольших конкурентов по цене (хорошей иллюстрацией масштаба является сделка Deutsche Bahn по покупке логистической компании BAX Global более чем за $1 млрд., что позволит ей только приблизиться к основным конкурентам — Deutsche Post и Kuehne&Nagel). Но, по словам экспертов, не все так печально. Согласно данным компании Capital Strategy Ltd., «несмотря на кажущуюся «глобальность», складско-логистический сегмент способен оставаться достаточно «локальным» и на стадии строительства, и на стадии операционной деятельности» (данные приведены по изданию «Горизонты», №2 за 2005 г.). Это становится возможным в том случае, если украинские логистические компании реализуют общую стратегию тесной связи с клиентами. Входящие на рынок крупные иностранные операторы не только не способны, но и не пожелают подстраиваться под среднего украинского клиента — для этого их бизнес слишком глобален. В то же время украинские компании, уже хорошо знакомые с местным рынком, способны перестроить свою работу в следующих направлениях, увеличивающих тесноту партнерства:
• Built-to-Suite — строительство складских мощностей под конкретные потребности клиента. Работа в данном направлении, активно реализуемая во многих других странах, не требует дополнительных инвестиций в строительство, кроме временных затрат на выяснение потребностей клиентов. Но она имеет то преимущество, что склады, построенные под заказ клиента, делают логистическую компанию монополистом в предоставлении услуг складирования — при качественном исполнении клиент никогда не перейдет на работу с другим оператором;
• SCM (Supply Chain Management) — данная концепция управления касается многих аспектов работы компании-заказчика. Для логистической компании определяюще важным является стать элементом этой цепи, который ответствен за исполнение работ, не являющихся основной деятельностью заказчика — логистических. Снова речь не идет о гигантских инвестициях — вместо простой доставки грузов под заказ логистическим компаниям следует стремиться стать партнером заказчика, который ответствен за все логистические операции от доставки входящих в производство ресурсов до доставки готовой продукции дилеру или даже конечному потребителю. Если сегодня большинство украинских компаний не выражают готовность к подобному сотрудничеству, то лишь по той причине, что качественное предложение в этой сфере отсутствует. И каждый вероятный клиент вынужден становиться профессионалом в логистике, инвестировать в непрофильную логистическую составляющую, осуществлять управление указанным процессом.
«На данный момент логистические компании качественно предоставляют услуги по доставке, складскому сервису, таможенному оформлению. Но, как правило, качественно выполняется отдельно взятая функция, — объясняет проблему Вячеслав Эркес, директор по логистике, закупкам и планированию группы «Сармат». — И компаний, которые качественно предоставляют эти сервисы и готовы отвечать за свою работу, на сегодняшний день еще очень мало на нашем рынке. А ведь еще необходимо, чтобы к этим функциям добавилась информационная составляющая — то есть такой сервис, который позволял бы управлять информационными потоками компании».
Однако без серьезных инвестиций в собственный бизнес украинским логистическим компаниям все же не обойтись — уровень сегодняшних сервисов слишком низкий. Эксперты выделяют несколько важнейших направлений совершенствования.
Выход — в «разнопрофильном» укрупнении
Общим результатом совершенствования механизмов работы украинских логистических компаний должен стать переход к работе на уровне 3PL. Однако здесь выделяется направление, которое является критически важным для успешной работы на рынке, — оказание складских услуг. Если в области транспортной логистики украинские компании в целом справляются с грузооборотами и основным требованием здесь является развитие комплексного обслуживания клиентов, то в области складской логистики требуются более серьезные доработки.
По мнению Кирилла Руднева, руководителя проектов компании Innoware, главным направлением инвестиций в складской логистике (помимо наращивания объемов строительства складов) является повышение автоматизации процессов хранения и перемещения грузов. «Количественное решение проблемы складских помещений не может привести к качественным изменениям. От операторов логистических складов требуется увеличить автоматизацию процессов складирования — от приемки до отгрузки, — объясняет Кирилл Руднев. — Это означает автоматизацию приема товаров идеально — с помощью внедрения дорогостоящей, но эффективной технологии RFID-меток (RFID — radio frequency identification, радиочастотная идентификация). В хранении грузов обязательным становится адресное хранение. Сегодня многие, даже крупные склады, опираются в обработке запросов на выгрузку на память «кладовщика Василия Петровича» или в лучшем случае на базы данных Exel, которые также создаются вручную. Полноценное же адресное хранение с использованием современного оборудования — высотных стеллажей с подъемным оборудованием, гравитационных стеллажей, ERP-систем автоматизации потоков информации — позволяет при незначительном увеличении времени приема товара резко сократить срок и качество выгрузки». Стоимость автоматизации среднего склада может достигать сотен тысяч долларов, что является огромной инвестицией для сегодняшних украинских логистических компаний. На их осуществление требуются также значительные временные затраты, что в комплексе с финансовой составляющей и тормозит переход украинских логистических компаний на качественно новый уровень сервисов. Поэтому эксперты в прогнозировании будущего украинских логистических компаний сходятся во мнении, что оно обязательно должно быть связано с укрупнением. Слияния разнопрофильных логистических компаний (например, транспортной, складской, оказывающей услуги таможенной очистки и услуги экспедирования) позволят:
• увеличить масштабы бизнеса и возможности инвестирования в отстающие направления;
• создавать единую компанию, готовую к комплексному обслуживанию клиентов;
• использовать классическое преимущество слияний — синергические эффекты. В данном случае они, по прогнозам, будут высоки уже при переходе на комплексное обслуживание общих клиентов. С реализацией инвестиционных программ они позволят действовать более агрессивно по отношению к «неприсоединившимся» внутренним операторам.
В случае успеха выжившие и выросшие в объеме и качестве сервисов отечественные логисты останутся на рынке. В случае неудачи те компании, которые выйдут на уровень сервиса 3PL, смогут влиться в состав более успешных компаний, что, как свидетельствует опыт поглощений в отечественном банковском секторе и ритейле, также может быть эффективным выходом. Ритейл станет локомотивом изменений Рынок складской недвижимости характеризуется низкопрофессиональным предложением
— Вступление нашей страны в ВТО приведет к качественному развитию рынка логистических услуг. Причем локомотивом перемен станут увеличение импорта и развитие сетевой розницы. Процесс будет аналогичен тому, как развивались рынки Западной и Восточной Европы после вступления в ВТО. И если с импортом ситуация более-менее ясна, то на сетевой рознице остановимся подробнее. Развитие этого сегмента изменит конфигурацию многих сбытовых рынков, в том числе и рынка логистических услуг. На сегодня около 3% продаж товаров в Украине осуществляется через розничные сети. Тогда как, например, в России — 5%, а США — 80% (см. схему). Рентабельность капитала розничных сетей, как правило, существенно выше рентабельности логистических компаний, что обуславливает стремление к продаже непрофильных логистических активов сетевой розницы и аутсорсинг функции логистики. Это классический случай того, как спрос рождает предложение. Все больше и больше логистических операторов будут стремиться выйти на этот быстрорастущий рынок. Интересно, что если для крупных транснациональных логистик-провайдеров основная дилемма будет связана с рисковой составляющей инвестиций в нашу экономику и перспективами долгосрочного развития, то для местных дистрибьюторов ситуация будет выглядеть куда прозаичнее — это вопрос «жизни и смерти». Все, как в природе: новый биологический вид — розничные сети — развиваясь, меняет среду обитания оптовиков-дистрибьюторов. Сети вытесняют другие виды — небольшие магазины «за прилавком», которыми «питаются» дистрибьюторы. В то же время сами сети не хотят становиться для дистрибьюторов «пищей» — они хотят только прямых контактов с производителем. Что же остается делать оптовикам-дистрибьюторам как биологическому виду? Вымирать или измениться. Измениться в их случае — значит обеспечить смещение акцентов с оптовой перепродажи на предоставление качественных логистических услуг, предполагающих формирование специфических активов, таких как терминалы, подвижной состав, компьютерные системы обработки заказов. И специфических навыков, таких как отлаженная работа в цепи поставок.
— Рынок складских помещений Украины в настоящее время можно рассматривать исходя из его деления на три сегмента. Первый сегмент — современные профессиональные склады, соответствующие ряду технических характеристик. Их совсем немного (в Киеве их доля составляет приблизительно 10%, для других городов — еще меньше). Второй сегмент рынка с долей в 20% — полупрофессиональные складские помещения, созданные посредством реконструкции цехов и ангаров советских промышленных предприятий и уступающие по техническим характеристикам профессиональным складам. Третий сегмент (70%) представлен устаревшими зданиями советской эпохи низкого качества, несоответствующими современным нормам, расположенными, как правило, в промышленных зонах. Собственные центры логистики оборудовали в Киеве такие компании, как «Тетра Пак», «Акила», «Укрвино», Revival Express. Они имеют свои складские помещения высокого класса, оборудованные современной инженерией и складской техникой. Но общая площадь складов указанных операторов составляет не более 30 тыс. кв. м. Еще около 20-25 тыс. кв. м приходится на склады, принадлежащие крупным торговым операторам. Полноценный центр логистики представлен на киевском рынке в единственном варианте — это центр столичной компании «ОстВестЭкспресс», который включает одновременно офисные помещения, а также обычные и таможенные склады.