Новая постановка режиcсера-экспериментатора Живиле Монтвилайте — попытка максимального вовлечения современных технологий в сценическое действие.
Киевская премьера амбициозного проекта Shlem.com, объединяющего, по словам ее организаторов, сценическое искусство и современные мультимедийные технологии, с одной стороны — демонстрация возможных направлений развития театра, а с другой — показатель того, насколько авангардом интересуются публика и организаторы гастролей. Пока что возникновение подобных событий в Киеве — результат деятельности отдельных энтузиастов, а не устойчивая тенденция.
Трудности перевода
Организатор гастролей Shlem.com, директор компании «ОченьМьюзик менеджмент» Константин Хныкин не является увлеченным театралом. Скорее наоборот — его отношение к театру — это мнение зрителя, уставшего от академических форм искусства. Дискуссию о том, какой театр сегодня нужен театральным критикам, он готов проиграть, даже не начав. А организация киевской постановки Живиле Монтвилайте — выражение его личных вкусов, которое практически не совпадает с бизнес-интересами.
Константин Хныкин: Подобные мероприятия не являются пока что способом зарабатывания денег. Это своего рода самовыражение. Мне лично как человеку интересно то, что делает Жу (Живиле Монтвилайте. — Прим. ред.), и я хочу показать это в Киеве. Спонсоров для Shlem.com найти очень сложно. Когда ты привозишь, например, Харатьяна, то это понятный для всех персонаж. Что такое нетрадиционное искусство — объяснить гораздо труднее.
Неклассическое восприятие
К. Х.: О спектакле Shlem.com мне рассказал Алексей Горбунов. Я заинтересовался и специально поехал в Москву на премьеру. Первые 15 минут мне было трудно понять, что происходит, — настолько сильный эмоциональный посыл шел со сцены. Совершенно заворожило совмещение мультимедийности и театра. Все привыкли к классическому восприятию, а тут перед сценой возникает проекция текста из книги Пелевина…
«&»: С Живиле Монтвилайте вы уже работали до этого. Какое о ней создалось впечатление?
К. Х.: У нее потрясающая работоспособность и самоотдача. Но если ты знаком с ней поверхностно, ее сложно любить. Живиле достаточно колючая, и работать с ней не очень приятно. Эта страсть к совершенству в деталях (прибалтийская, наверное) делает ее очень требовательной. Несколько лет назад на этапе подготовки к гастролям «Паразитов» мы с ней очень сильно спорили. Наши мнения расходились. Но потом, узнав ее лучше, ты понимаешь, что то, чего она хочет и требует, — это не звездные капризы, а вещи, которые действительно необходимы, чтобы работа была сделана качественно.
Инструкция по эксплуатации спектакля
Все восемь героев постановки располагаются в кабинках-боксах, находящихся в глубине сцены. Время от времени в соответствии с развитием сюжета актеры будут покидать свои места и возвращаться обратно. В каждом из боксов установлена веб-камера, дополнительно транслирующая игру актера, сидящего в кабине, в компьютерную сеть. При отсутствии технических проблем зритель, который придет на спектакль с ноутбуком за час до начала (для настройки специальной оболочки), будет иметь возможность наблюдать за тем, что происходит с любым персонажем Shlem.com, а также обмениваться впечатлениями в специально организованном чате.
Текст из романа Пелевина «Шлема ужаса», который увидел Константин Хныкин во время премьеры, и другие изображения по ходу спектакля создаются двумя мощными проекторами на специальной сетке, натянутой перед сценой.
«&»: Постановку Shlem.com можно назвать технически сложной?
К. Х.: Очень сложной. Это меня очень беспокоит на данный момент. Живиле предлагала сделать обычный мультимедийный спектакль: без ноутбуков, Интернета, зрительского чата, использования веб-камер. Но в этом я ее не поддержал. Если уж замахиваться на что-то, то необходимо делать все по высшему классу.
«Скачать сон?»
Режиссер постановки Живиле Монтвилайте говорит о том, что время прививать высокие технологии высокому искусству уже наступило.
Живиле Монтвилайте: Shlem.com — на данный момент уникальный случай, когда специалисты по IT-технологиям оказались рядом с театралами. Сегодня в театре научились снимать видео и с помощью проектора что-нибудь показывать на экране. Это все. Мало кто знает о других технических возможностях. Но если ты хочешь делать современный спектакль, необходимо владеть хотя бы базовыми знаниями. Показывать видео на мятой тряпке — это не искусство, а дилетантизм. В Shlem.com нам не все удалось осуществить, что хотелось, но я уверена — за этим будущее. Когда актеру на сцене снится сон, а зритель получает запрос: «Скачать сон?» — это будет сделано.
«&»: Готова ли нынешняя публика к таким запросам?
Ж. М.: Премьера спектакля меня удивила тем, что очень много людей захотели прийти с компьютером, подключиться к Сети… Зрители показали, что они на самом деле этого хотят. Я сама этого хочу. Сейчас в театре мне говорят: «Сиди и смотри». Это скучно!
«&»: Насколько далеки сейчас от технического идеала русский и европейский театры?
Ж. М.: В мае прошлого года я была в Париже, посмотрела, что там происходит… Мне давно известно, что Европа в технологическом направлении пошла дальше. Но даже там такая технология — это больше прерогатива художников, которые создают свои перформансы. В театре, к сожалению, этого мало.
Дело, которым мало кто занимается
Живиле Монтвилайте начала с постановок по пьесам авторов, жизнь которых буквально соответствовала собственным произведениям. Вскоре она предложила и зрителю влиять собственной жизнью на то, что происходит на сцене. Интерактивный театр. Он содержит пустоты, которые постановщик предлагает публике заполнить своим содержанием. Не каждый режиссер может создать среду, располагающую к этому, и не каждый зритель готов ответить на приглашение к сотворчеству.
«&»: Интересен ли зрителю интерактивный театр?
Ж. М.: Интересен. Я думаю, мало кто вообще этим занимается, и я на самом деле не очень хорошо это делаю. Мой друг фотограф-художник сказал: «Мне не нравится в театре то, что ты не участвуешь в происходящем».
«&»: Вы идете по этому пути?
Ж. М.: Какое-то время мне было это интересно. Мы привыкли к тому, чтобы в театре нам показывали картинки, и не хотим, чтобы это сквозь нас проходило. Скажите, где черное, белое, правильное и неправильное. В «Э’Федре» было очень большое пространство, где очень много всего происходило. Тебе говорили: «Ты здесь главный! Сочини сам себе спектакль!». Многие отвечали: «Нет! Покажи мне картинку!». Мне кажется, это беда русского зрителя. Наверное, мы говорим про другое искусство, поэтому и подключаем такие технологии. Сейчас мне интереснее создавать какую-то среду, а не брать конкретного человека и что-то с ним делать. Вот говорят, что Монтвилайте — это техника, она не думает про внутренний мир человека. А по-моему, если у тебя есть душа, ты сам разберешься.
«&»: Вы чувствуете, что открываете что-то новое?
Ж. М.: Я открываю. У меня не всегда получается, но я это очень честно делаю.
Живиле Монтвилайте. Паспорт первопроходца В 2001 г. окончила ГИТИС. Нынешнее место ее работы и проживания — Москва. Статус авангардистки и экспериментатора Монтвилайте заслужила благодаря постановкам актуальных текстов современных драматургов и использованию новых театральных форм. После дипломного спектакля «Роберто Зукко» (история серийного убийцы-маньяка от французского драматурга Бернара Мари Кольтеса) Живиле впервые в России поставила пьесу Сары Кейн «Чистые». Кейн известна тем, что фактически описала свой суицид (драма «4.48. Психоз»), а затем убила себя на самом деле в госпитале Лондонского королевского колледжа. В 2002 г. Монтвилайте осуществила первую российскую постановку пьесы «Паразиты» молодого и популярного в Европе Мариуса фон Майенбурга, представляющего волну жесткой драматургии. В 2004 г. — работа «Э’Федра», составленная из отрывков пяти произведений о Федре, созданных Эврипидом, Сенекой, Расиным, Цветаевой и той же Сарой Кейн. Спектакль Shlem.com, созданный на основе пелевинского романа «Шлем ужаса», дебютировал в ноябре 2005 года на закрытии фестиваля Нового европейского театра NET. Как и все предыдущие работы Монтвилайте, он вызвал большой интерес и получил неоднозначные оценки.
Профессионалы и любители По словам режиссера Живиле Монтвилайте, Shlem.com — самостоятельная постановка, которая и не входит в пакет мероприятий по раскрутке романа российского писателя Виктора Пелевина «Шлем ужаса». Впрочем, одно другому не мешает — роман и спектакль оказывают услугу друг другу. Несмотря на определенные сложности, произведение, написанное Пелевиным, располагает к его театральной интерпретации. Основа сюжета, заказанного писателю эдинбургским издательством Canongate — греческий миф о Тесее и Минотавре. Восемь незнакомых человек вброшены автором в ситуацию, когда им приходится искать выход из лабиринта, устанавливая отношения друг с другом и с самим собой в рамках интернет-чата. Проект Shlem.com — молодежный, даже с учетом участия умудренного опытом Алексея Горбунова, которого еще во время работы над «Паразитами» младшие коллеги шутливо называли «дядей». Однако молодые участники — также уважаемые профессионалы: Мамадаков и Смольянинов снялись в «9-й роте», Квятковский играет в труппе Театра им. Моссовета, Великанова известна по роли в «Попсе», Конисевич — яркая андеграундная актриса. Ансамбль профессиональных актеров дополняют любители: уникальная алтайская певица Тандалай (4 октавы, горловое пение и шаманские мистерии) и известный художник, перфомансист и дизайнер Андрей Бартенев.