Гостеприимство от имени инвестора
В то же время в Европе перспективы развития отельной индустрии далеко не столь обнадеживающие. Хотя регион занимает одно из первых мест по суммарному значению показателя дохода на номер (RevPAR), темпы роста европейской отрасли по сравнению с другими регионами находятся на самом низком уровне — 4-5% в год. Правда, при этом расширение гостиничного бизнеса в 2005 г. зафиксировано в 40 из 44 европейских стран. Причем лучшие результаты показал регион Восточного Средиземноморья, за ним следуют страны Центральной и Восточной Европы. Связано это с тем, что недавнее вступление в Евросоюз десяти восточноевропейских стран дало серьезный толчок их экономическому подъему.
По мнению авторов исследования, в нынешнем году развитие европейского рынка пройдет под знаком следующих трендов:
• на рынок выходят инвестиционные фонды из США и Великобритании, в том числе фонды прямых инвестиций, располагающие существенными финансовыми ресурсами;
• гостиничные сети и инвестиционные фонды США будут стремиться захватить доли европейского рынка;
• рост заинтересованности в инвестиционных трастах недвижимости (REITS) как одной из форм инвестиций. Ожидается, что в ближайшем будущем REITS появятся в ряде европейских стран — Германии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Турции, Великобритании и др.;
• проведение в Европе двух крупнейших международных турниров (зимней Олимпиады в Италии и Чемпионата мира по футболу в Германии) повысит эффективность гостиничного сектора в принимающих странах.
В свете указанных тенденций прогноз аналитиков компании на 2006 г. остается благоприятным, несмотря на ряд вызывающих обеспокоенность факторов (прежде всего рост цен на топливо, терроризм и непредсказуемость погодных условий). Как ожидается, рост показателя RevPAR на европейском рынке будет скорее стабильным, чем значительным, и станет обеспечиваться за счет роста спроса со стороны делового и традиционного туризма. Хотя при этом эксперты предостерегают: международным инвесторам, которые хотят запускать масштабные проекты на развивающихся рынках, стоит быть начеку. «Наши специалисты на местах отмечают, что девелоперская деятельность нередко проходит в сложных условиях с точки зрения налоговых последствий, соблюдения законодательства и прочих сопутствующих затрат», — отмечает Майкл Фишбин, руководитель практики Ernst & Young в США по оказанию консультационных услуг компаниям гостиничного сектора.
Для розничников бизнес-климат грозит похолоданием
Как уверяют отраслевые аналитики, в обозримом будущем ожидать заметного улучшения ситуации не стоит: производственные цены на продовольственные продукты продолжат расти, а рыночная стоимость товаров по-прежнему будет иметь тенденцию к снижению. Война цен в Нидерландах и Великобритании, а также новое французское законодательство в сфере розничной торговли, направленное на снижение цен на продовольственные товары, должны привести к тому, что различие в стоимости продуктов будет компенсировано за счет покупателей. Последние же в свою очередь заинтересованы в снижении стоимости своей традиционной продовольственной корзины, особенно сейчас, когда суровая зима увеличила расходы потребителей на отопление. «Люди не стали меньше есть, они просто стали искать более дешевые альтернативы. Но это абсолютно не выгодно розничникам, поскольку неминуемо приведет к коренным изменениям привычного для покупателей распределения товаров», — разъясняет аналитик UBS в розничном секторе Эрик Тиби. По его словам, спрос на европейском континенте сейчас довольно слабый еще и потому, что люди все чаще начинают прибегать к услугам жестких дискаунтеров. Данная тенденция оказывает довольно существенное влияние на рыночные отношения. За последние семь лет рыночная доля дискаунтеров выросла на 6-7%, и сегодня дисконтные сети контролируют в Европе 15% рынка розницы. В ответ на это гипермаркеты и супермаркеты взялись снижать цены, что негативно повлияло на их прибыльность.
Эрик Тиби уверен, что в 2006 г. на смену дефляции придет инфляция, причиной которой послужит рост закупочных цен на продукты. Он считает, что растущие расходы на горючее и материальные затраты влекут за собой повышение производственных цен на брендированные товары. «Этот год будет намного сложнее минувшего. Инфляция приведет к снижению прибыли и увеличению расходов розничных сетей, — говорит аналитик. — Единственный выход для них — переподписать договоры с поставщиками на более выгодных для себя условиях».
Цена рекорда
Разговоры об учреждении серебряного торгового фонда, подобного золотому фонду, ведутся уже давно. Комиссия по ценным бумагам и биржам США ранее отклоняла решение о создании специализированного серебряного фонда, но в конце марта на рынке появилась информация, что предварительное одобрение она все же дала. На ожидании дальнейших новостей о создании фонда серебро растет все увереннее. Участники рынка считают, что с получением окончательного разрешения цены на серебро поднимутся еще больше. К тому же создание такого рода фонда сможет привлечь инвесторов в отрасль: ведь серебро в отличие от золота — не только биржевой, но и промышленный металл, и у него своеобразная специфика торговли. Впрочем, некоторые аналитики придерживаются мнения, что, хотя создание фонда — благоприятный фактор для рынка серебра, он все же не является преобладающим. «В конце концов это лишь инструмент для торговли серебром, а не новый способ использования металла, — отмечает Билл О’Нил из Logic Advisors. — И фонд не изменит базовые факторы на рынке». Правда, ряд экспертов полагают, что сразу после того как фонд будет учрежден, рынок серебра может остыть. «Мы ожидаем, — говорится в сообщении JP Morgan, — что до открытия фонда и в течение нескольких месяцев после того, как это случится, цены на серебро станут повышаться, но уверены, что месяца через три после открытия фонда они снизятся на 7-10%». Это в свою очередь может скорректировать весь рынок драгметаллов.