Буквально ворвавшись в мировой туристический бизнес 15 лет назад, Турция освоила массовый сегмент, акрепилась на нем и нацелилась на новый уровень — эксклюзивный отдых.
Система AI как нельзя больше подходит именно Турции, которая до сих пор имеет славу самой дешевой страны на Средиземноморском побережье. «Все включено» помогает сократить затраты на отдых еще больше. Это привлекло в свое время в Турцию из Западной, а вскоре — и из Восточной Европы множество туристов, которые не могли себе позволить отдых в Испании, Италии или Греции. А также на многие годы закрепило за Турцией статус страны для массового отдыха.
Однако мировые туристические тенденции последних лет заставляют турецких туроператоров и отельеров вносить коррективы в этот образ. В частности, к изменениям подталкивает стремление все большего количества туристов к индивидуальному, не стандартизированному отдыху, чего, без сомнения, AI при всех его достоинствах обеспечить не в состоянии. Об этом в эксклюзивном интервью «&» рассказал Иса Горгулу, вице-президент турецкой туристической компании GTI.
All inclusive губит сервис
Изначально отели «все включено» создавали в пляжных странах, где отдыхающему особо некуда выйти с территории отеля. Отдыхать, например, во Франции или Италии и не выйти из гостиницы — это по меньшей мере странно. Поэтому-то европейцы и считают AI ненужным излишеством.
Кроме того, в гостиницах типа «все в одном» очень хромает сервис, уверены топ-менеджеры элитных европейских отелей: «Если мы захотим испортить сервис, то объявим, что наш отель работает по типу all inclusive. Эта система подрывает основу любого сервиса — личную заинтересованность персонала. В отелях с обычным обслуживанием персонал привык ожидать чаевые за свою работу, потому стремится сделать ее лучше. Здесь же туристы уже все оплатили и не собираются тратить дополнительные деньги на чаевые. Соответственно ожидать отличного сервиса в таких отелях, как правило, не приходится».
Есть еще одна претензия к системе AI — она напрочь лишает клиента отеля возможности импровизировать с отдыхом во время отпуска. Завтрак, обед и ужин у всех постояльцев гостиницы в одно и то же время, а также доступ к одинаковым услугам создают атмосферу коллективизма, ненужную многим на отдыхе.
«&»: Среди европейских туристов Турция считается лидером по количеству гостиниц, предлагающих AI. Насколько актуальна сейчас данная концепция?
И. Г.: Впервые система AI начала использоваться в Доминиканской Республике, которая около 10 лет назад внедрила ее для привлечения дополнительных туристов. На самом деле эта концепция, изобретенная изначально в качестве приманки, очень удобна для семейного отдыха: в отеле «все включено» намного легче спланировать отдых с детьми и при этом сэкономить деньги. К тому же это удобный PR-инструмент. 90% гостиниц в районе Анталии позиционируют себя как гостиницы семейного типа, где «турист забывает обо всех своих проблемах». Действительно, на Средиземноморском побережье не найти такого большого количества отелей, исповедующих семейную концепцию, как в Турции. Гостиничная сеть Riva (7 отелей 4-5 звезд), вместе с нами входящая в группу компаний Kayi Group, также предлагает пансион «все включено», ее отели приспособлены для семейного отдыха. Проводя подобную политику, сеть добилась уровня повторных посещений 35%.
Семейный AI до сих пор считается актуальным направлением развития гостиничного бизнеса в пляжных регионах. Именно данная система является основой массового туризма, от которого туристическая отрасль Турции получает львиную долю дохода. Эту тенденцию сейчас перенимают испанцы и греки. Кстати, возвращению туристического спроса на Испанию в туристическом сезоне-2005 способствовало, в частности, внедрение системы AI во многих отелях 3-4 звезды.
«&»: Тем не менее каким образом турецкие отельеры собираются соответствовать тенденции индивидуализации гостиничных услуг?
И. Г.: Как компания, которая работает не только в гостиничном бизнесе, но и активно развивает сеть туроператоров в разных странах, мы можем очень оперативно реагировать на изменения предпочтений туристов. Мы поддерживаем связь с нашими клиентами с момента бронирования гостиничного номера до момента их возвращения домой. Действительно, в последние годы мы почувствовали потребность некоторых отдыхающих в эксклюзивном сервисе, предложение которого на Анталийском побережье пока практически отсутствует. Сегодняшние туристы становятся все более требовательными. Это тренд, за которым будущее туристического бизнеса, соответственно мы не можем не следовать ему.
«&»: Какие новшества оправдывают такие расходы?
И. Г.: Мы решили отойти от популярной в Анталии концепции семейного отдыха. Название отеля предопределяет портрет его будущих постояльцев: это пары, ищущие уединения и приватности. Если оперировать маркетинговыми показателями, то это клиенты группы А (с высоким уровнем дохода), очень требовательные и солидные, которые любят, чтобы их обслуживали персонально. Для того чтобы обеспечить такую приватность и эксклюзивность обслуживания, «Адам и Ева» будет предлагать туристические пакеты по системе bed&breakfast (только завтрак) или halfboard (завтрак и обед).
К строительству отеля мы привлекли одного из известнейших турецких архитекторов и дизайнеров Эрена Талу, стиль которого можно вкратце определить как «эксклюзивный минимализм». По задумке архитектора сочетание белого цвета (в котором выполнен отель), обширных архитектурных пространств и минималистических форм должно создать эффект чистоты, легкости, элегантности.
Наполнение отеля и прилегающей к нему территории подчинено философии Think Big («Мыслить масштабно»). Например, площадь самого скромного из номеров гостиницы — 64 кв. м, а самого большого — 1000(!) кв. м. В каждом гостиничном номере главного корпуса и 25 персональных виллах — джакузи, душевая на двоих, паровая баня, в люксах — сауна, а в самом большом номере — собственный бассейн. Перечень услуг очень большой. Венчает его консьерж-сервис — личный консьерж для каждого гостя круглые сутки.
Философия «масштабного мышления» распространяется и за пределы гостиничного номера. На территории, прилегающей к отелю, расположены 29 бассейнов, самый крупный из которых 104 м в длину. Для многих наших гостей поводом для приезда могут стать профессиональные гольф-площадки. Они не принадлежат нам, но находятся в 5-10 минутах ходьбы. Для проведения деловых встреч, конференций предназначен подземный бизнес-центр площадью 10 тыс. кв. м.
«&»: Что дает вам основания считать, что концепция нового отеля будет востребована в Турции?
И. Г.: Несмотря на то что до официального открытия отеля еще три месяца, а также то, что мы еще не предоставляли туроператорам и агентствам прайс-листы на проживание в гостинице, много номеров уже забронированы потенциальными гостями. Цены для таких клиентов не слишком важны. Хотя мы предполагаем, что цена стандартного номера будет составлять $200-400 в сутки, а люкса или виллы — от $1000. Мы рассчитываем на состоятельных клиентов из России, Германии, Швейцарии, Англии, Франции, Турции.
Исследования, проведенные в 2005 г. компанией Accenture Consulting, подтверждают: для сегодняшних туристов важнейшим фактором при выборе отеля является то, что в нем доступны вещи, приборы, заведения отдыха, которые создавали бы домашний комфорт. В то же время ценовой фактор и программы лояльности все чаще отходят на второй план. Поэтому мы и постарались воплотить в отеле «Адам и Ева» наше представление о роскошном уюте.
Туристов будут «звать» вглубь полуострова
«&»: По оценкам многих туроператоров, Анталийский регион практически исчерпал резервы своего экстенсивного развития. Где будут возникать новые очаги турецкого туризма?
И. Г.: Действительно, земля на Анталийском побережье уже распланирована и застроена. Под «Адама и Еву» мы «отхватили», наверное, последний кусок свободной земли — больше нам не дадут разрешения на строительство в этом регионе. Хотя спрос на отдых в Анталии по-прежнему превышает предложение, и вместимость отелей намного меньше, чем количество потенциальных туристов. Этот район одновременно может принять лишь 5 тыс. гостей. Но за Анталией вглубь материка и дальше на восток министерство туризма планирует развивать новые неосвоенные территории. Возможно, наши следующие проекты появятся именно там.
Что касается Эгейского региона, для нас он менее привлекателен. Мы заметили, что Анталийский регион у туристов намного более популярный, чем Эгейский. Дело в том, что туристический сезон на юге Турции на 1,5-2 месяца длиннее, чем на западном побережье. Это фактически и определяет наш выбор.
«&»: Немцы и россияне у вас формируют более чем две трети иностранного туристского потока. Какие еще рынки турецкие туроператоры рассматривают как перспективные?
И. Г.: Мы находимся в постоянном поиске. В последнее время как вариант проведения каникул Турцию рассматривают многие испанцы и итальянцы, потому что отдохнуть у нас им дешевле, чем на родине. Но их поток очень незначителен и вряд ли существенно увеличится, поскольку отдых в Турции будет иметь тенденцию к удорожанию. Приоритетными рынками для нас все же останутся Германия, Россия, Англия, Франция, Голландия, Украина, Польша.
«&»: Каковы конкурентные преимущества Турции на туристическом рынке Средиземноморья?
И. Г.: В Средиземноморском регионе не так много стран, которые объединили бы в себе такое разнообразие: море, лес, горы, древние города.
Также в силу того что туризм в Турции начал развиваться сравнительно недавно, отели еще новы и удовлетворяют современным требованиям к комфортабельности. В то же время в некоторых странах, например Испании, уже пошел процесс обновления гостиничного фонда.
Более того, на сегодняшний день ни одно другое направление Средиземноморья не сможет предложить продукта аналогичного турецкому по соотношению цена-качество. Ни в одной другой стране нет таких условий для отдыха семьей, не уделяется такое внимание анимационным программам. Конечно, большое значение имеет легкость оформления турецкой визы. Надо сказать, столкнувшись с падением спроса туристов, Испания тоже взяла на вооружение некоторые факторы турецкого опыта: большую территорию отелей, серьезные анимационные программы и т. д.
И напоследок, в Турции цены на все развлечения вне отеля намного ниже, чем в европейских странах, которые перешли на евро.
«&»: Цены в Турции в прошлом туристическом сезоне выросли на 15-20%. Чем вы объясняете этот рост, и каков ваш ценовой прогноз на текущий год?
И. Г.: Несмотря на подорожание турецкого отдыха в прошлом туристическом сезоне и на прогноз 5-10-процентного подорожания в наступающем сезоне, Турция остается самой дешевой страной Средиземноморского региона. В дальнейшем цены будут иметь только позитивную динамику. И этому есть много объяснений. С развитием экономики возрастает себестоимость турецких услуг, в первую очередь за счет роста зарплат работников туристической сферы.
Большое влияние на туризм, особенно на авиаперевозки, имеет энергорынок. В Турции нет собственных источников энергии и топлива, а импортное топливо дорожает колоссальными темпами. В то же время объемы использования электроэнергии, газа, бензина туристическим сектором возрастают.
Еще одна причина того, что цены на турецкий отдых с каждым годом подтягиваются к европейским, — переговорный процесс относительно вступления Турции в Евросоюз. Когда Турция войдет в ЕС (мы предполагаем, что это случится через 8-10 лет), цены, очевидно, вырастут еще больше.