Site icon Companion UA

Торговля по карточкам

Требование КМУ к торговцам установить терминалы для приема карт вынуждает тех решать, как сделать это с наименьшими затратами. А банки — как стать их союзниками и заманить в сети картодержателей.


В конце марта 2006 г. Кабинет министров наконец-то утвердил постановление №377 «Об условиях перевода торговцев на обязательный прием платежных карт в оплату за проданные товары (услуги)». На разработку пролоббированного отечественными банками документа у правительства ушло почти полтора года (соответствующие изменения к закону приняты еще в 2004 г.). Им предусмотрен новый порядок работы торговых предприятий с платежными картами, стимулирующий их к приему карт в оплату за товары и услуги и обязывающий, начиная c 1 января 2007 г., обеспечивать возможность осуществления держателями платежных карт расчетов за проданные товары и услуги. Как рассчитывают банкиры, появление POS-терминалов в подавляющем большинстве торговых точек ускорит переход владельцев карт на безналичные расчеты, что сэкономит расходы на обслуживание наличных денег, а также повысит доходы банков от карточного бизнеса. Но чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися перспективами, финучреждениям придется привлечь в союзники торговые предприятия и заманить в сети картодержателей. Торговцы в свою очередь могут на этом сыграть и уменьшить издержки на установление и обслуживание POS-терминалов.


Безналичный резерв


Количество установленных в торгово-сервисной сети POS-терминалов в последние годы стабильно растет. Правда, как отмечают банкиры, этот рост был слишком плавным и не адекватным высоким темпам эмиссии платежных карт и потенциалу рынка в целом (исходя из опыта других стран). По информации Национального банка Украины, на начало 2006 г. в стране было установлено почти 42,5 тыс. POS-терминалов, что существенно меньше показателей даже восточноевропейских государств. Например, Польша еще в 2004 г. имела 100 тыс. POS-терминалов (или 2,5 тыс. на 1 млн. жителей), а торговый оборот по картам — 2 млрд. евро. В Украине же даже на начало 2006 г. на 1 млн. человек приходилось всего 1 тыс. POS-терминалов с оборотом в 520 млн. евро. Отрыв от развитых европейских стран, демонстрирующий возможный потенциал роста числа POS-терминалов в Украине в отдаленной перспективе, еще более впечатляет (см. табл.).


Естественно, подобная ситуация не устраивала отечественные банки, вынуждая их прибегать к лоббизму своих интересов. Во-первых, и сегодня далеко еще не все торговые предприятия, привлекательные для банков, хотят устанавливать у себя POS-терминальное оборудование. Главные причины — необходимость платить банкам 2-3% от оборота, проходящего через терминальную сеть, и зачисление многими из финучреждений выручки на счет торговца через 2-3 дня (инкассация налички стоит всего 1-1,5% и зачисление на счет происходит в тот же день). Во-вторых, ограниченность терминальной сети в какой-то мере сдерживает и темпы роста безналичных платежей, которые финучреждения рассматривают в качестве одного из важнейших резервов повышения отдачи от карточного бизнеса. Более того, наблюдающаяся за последний год в этой сфере динамика вызывает у банкиров серьезную озабоченность. Так, если в 2003 и 2004 гг. отмечалось хотя и небольшое, но все-таки повышение доли торговых транзакций в общем объеме операций с помощью платежных карт, то по итогам 2005 г. произошло ее резкое падение — с 5,3% (на 1.01.2005 г.) до 3,2% (на 1.01.2006 г.). В такой ситуации, по мнению директора ассоциации ЕМА Александра Карпова, во многом виноваты сами банки. «Именно они не предприняли всех тех мер, которые могли бы поспособствовать привлечению владельцев карточек в торговую сеть. Да и работа с торговцами не всегда была на высоте — не всегда эквайер оказывал им услуги того качества, которое позволяет держателю, не стесняясь намешливых взглядов из очереди, достать карту из бумажника и заплатить», — уточнил для «&» А. Карпов.


Слагаемые роста


С принятием упомянутого выше постановления правительства у банков появился дополнительный шанс исправить ситуацию. По словам банкиров, наиболее острая борьба между ними развернется за обслуживание тех неохваченных терминалами торгово-сервисных компаний, у которых годовой объем расчетных операций достигает нескольких миллионов гривен или средняя сумма чека значительно превышает точку безубыточности. (У каждого банка она будет иметь свое значение. Например, по оценкам эксперта одного из банков-лидеров рынка торгового эквайринга, для их финучреждения такой точкой по операциям в «чужой» торговой сети является сумма в 40 грн.) «Большая часть крупных торговых сетей уже занята ведущими банками, и на рынке остались в основном средние и мелкие торговые точки. В них объемы продаж несравнимы с показателями крупных торговых сетей, но они достаточно существенны. Эта ниша будет очень быстро занята, хотя на сегодняшний день торговые точки не очень охотно идут на установку платежных терминалов», — разъясняет «&» Анна Гришакова, экономист отдела развития карточных продуктов АКБ «Форум». В целом, как считает Владимир Шараевский, председатель правления ЗАО «Украинский процессинговый центр», «постановление Кабмина №377 спровоцирует рост количества POS-терминалов в Украине, и мы прогнозируем увеличение этого показателя на 25% в 2006 г.». Например, один только лидер карточного рынка — ПриватБанк — намерен в ближайшее время увеличить свою сеть POS-терминалов на 6,5 тыс.


По мнению отечественных экспертов, резкое расширение сети приема карт к оплате должно увеличить и количество торговых транзакций. «Анализ результатов использования карт украинских эмитентов за границей и в Украине показывает, что при наличии разветвленной сети активность использования карт для оплаты товаров превышает аналогичные показатели внутри страны в 4-6 раз, — делится наблюдениями Александр Карпов. — А это свидетельствует о потенциально неизбежном росте рынка торгового эквайринга. Кроме того, исследования, проведенные в 2002-2003 гг. на рынках более чем 50 стран Европы, Азии и Америки, показывают, что рост безналичных платежей с использованием платежных карточек на 10% приводит к дополнительному росту на 0,5% общего объема расходов домохозяйств. Этот дополнительный фактор также усилит заинтересованность торговли в массовом приеме к оплате платежных карт. Следовательно, можно прогнозировать, что рост использования карт в торговой сети составит не десятки процентов, а десятки раз. В ближайшие 3-4 года Украина может достичь соответствующего восточноевропейского уровня использования карт в торговле, составляющего до 30% от общего торгового оборота».


Но, учитывая украинские реалии, вряд ли одно лишь механическое увеличение POS-терминальной инфраструктуры заставит население сразу же перейти на безналичные расчеты. А ведь именно с резким ростом количества расчетов с помощью платежных карт банкиры связывают основные надежды на дополнительный заработок в указанном сегменте карточного бизнеса. «Для того чтобы количество торговых транзакций увеличилось, нужно решить две задачи — сделать для торгового предприятия продажу за безналичные деньги такой же выгодной, как и за наличные деньги, и повысить привлекательность данного платежного средства в глазах украинцев. Первого можно достичь, снижая комиссию за транзакцию. Однако таким административным методом, как обязательная установка POS-терминала, этого сделать нельзя. Ведь не стоит забывать, что предприятия, которым экономически выгодно осуществлять продажи с помощью POS-терминалов, давно их установили», — подчеркивает Владимир Шараевский.


В настоящее время большинство банков, работающих на карточном рынке, не отличаются особой активностью в плане повышения привлекательности безналичных расчетов в глазах рядовых сограждан. В лучшем случае финучреждения становятся участниками различных маркетинговых акций, инициируемых международными платежными системами Visa Int. и MasterСard Int. для стимулирования расчетов картами в торгово-сервисной сети. В такой ситуации банкиры особые надежды возлагают на наращивание в текущем году темпов эмиссии кредитных карт. «На рост оборотов и доходов украинской торговли в 2006-2010 гг. начнет влиять и активная эмиссия банками-членами международных платежных систем классических кредитных карт, с массовым внедрением которых заинтересованность торговой индустрии в обслуживании карт проявится в полном объеме», — считает Александр Карпов.


Торговцы сыграют на конкуренции


В отличие от картодержателей торговцам банки готовы предъявить более конкретные аргументы, с помощью которых могут сделать их посговорчивее. А сами торговые предприятия вполне могут воспользоваться конкуренцией между ними и выбрать финучреждения с лучшими предложениями, что позволит оптимизировать затраты на выполнение предусмотренных постановлением Кабмина мероприятий. В первую очередь это касается тех компаний, которые должны установить POS-терминальное оборудование до 1 июля 2007 г. Именно большинству из них банки скорее всего будут готовы устанавливать POS-терминалы бесплатно, но за их обслуживание придется платить (ориентировочно 15% стоимости терминала, которая составляет от $350 и выше). Точно так же торговцам не стоит рассчитывать на снижение комиссии, поскольку вследствие жесткой конкуренции банковская маржа и так находится на минимальном уровне. Поэтому банки, вероятно, будут соблазнять торговцев неценовыми предложениями (которые коснутся и действующих клиентов).


Во-первых, многие лидеры рынка сделают ставку на зачисление средств на счет торгово-сервисной компании в течение одного дня с момента проведения транзакции. А, например, «Правэкс-Банк» анонсировал готовность внедрить в этом году услугу мгновенного зачисления денег на счет. Во-вторых, банки планируют добиваться повышения скорости обработки транзакции и соответственно сокращения времени осуществления операции с картой. Тут должна помочь установка GPRS-терминалов, пилотные проекты по которым прошли в 2005 г. Кроме того, проходит отработку программное обеспечение, которое позволит совместить POS-терминал с кассовым аппаратом (кассиру не будет необходимости дважды вбивать информацию об оплате). В-третьих, в резерве у банков — возможность проведения совместных акций с конкретными торговыми сетями по стимулированию использования в них карт для оплаты покупок. Такие акции в случае системного подхода к ним не только будут вызывать привыкание картодержателя расплачиваться картой, но и приведут к росту оборота самого торговца. Большие возможности в плане реализации совместных программ лояльности появятся после массового внедрения банками карт на чиповой основе (подробнее см. «&» №7 за 2006 г.).


И, естественно, особое внимание банки-лидеры готовы уделить обучению торговцев и повышению профессионализма их персонала. Ведь зачастую именно от действий последнего во многом зависит — захочет ли владелец карты расплатиться ею в этой точке в следующий раз.


Клиенты на перспективу


Банкиры не исключают, что менее престижные для них торговцы будут вынуждены самостоятельно устанавливать у себя POS-терминалы. Тем не менее при выборе банка-эквайера они вполне могут использовать приведенные выше «лучшие предложения». Естественно, что пока наиболее осторожно банкиры оценивают перспективы сотрудничества с торгово-сервисными предприятиями из райцентров и небольших поселков. «С каждым годом количество эмитированных карт резко увеличивается не только в Киеве, но и в регионах, — говорит Юлия Нариманова, заместитель начальника управления эквайринга банка «Финансы и Кредит». — Торговцы районных центров на сегодняшний день для банка — это клиенты на перспективу. Банку интересны торговые предприятия, имеющие нарастающие или, по крайней мере, стабильные обороты по платежным картам, наиболее популярные у клиентов-владельцев платежных карт. Таковыми со временем станут и торговцы районных центров». С ней соглашается и Анна Гришакова: «Райцентры можно рассматривать как перспективный регион. Для банка поставить банкомат стоимостью 70-85 тыс. грн. экономически нецелесообразно, а вот покрыть сеть магазинов терминальным оборудованием и предоставить возможность безналичных расчетов для держателей платежных карт — достаточно эффективный шаг. В таком случае банк достигает двух целей: качественно обслуживает клиентов-держателей платежных карт и получает доход по данному виду деятельности. Определяющим в этом плане будет процесс поиска и нахождения взаимного интереса банка и торговой точки, который может быть найден в комплексе услуг: кредитование торговых точек под покупку терминального оборудования, снижение затрат, связанных с наличными денежными средствами, и др. В целом же банки сами станут предлагать установку платежных терминалов в райцентрах при условии жесткой конкуренции на рассматриваемом рынке». Учитывая подобные комментарии банкиров, торговцам в регионах не стоит уже сейчас сокрушаться будущими расходами — в запасе у них еще есть 1,5-2,5 года. За это время они сами могут «подкачать мускулы», увеличив обороты. Так же и у банков могут подкорректироваться подходы к работе на карточном рынке.


В целом, как отмечает Александр Карпов, наличие в торговле разветвленной сети POS-терминалов в совокупности с растущим спросом граждан на товары и услуги, подкрепленным ростом кредитных программ банков, будет означать рост оборотов и повышение скорости оборачиваемости капитала. А это в свою очередь обеспечит торговым предприятиям несравнимо большие доходы. 







Каким банкам торговые предприятия доверяют установку POS-терминалов?


Юлия Нариманова, заместитель начальника управления эквайринга банка «Финансы и Кредит»:
— В первую очередь преимущество на стороне банков, напрямую предоставляющих услугу по установке и обслуживанию POS-терминалов, то есть тех, которые имеют собственный процессинговый центр. Это влияет на размер комиссии, взимаемой с торговой точки, на время зачисления средств на расчетный счет предприятия и, конечно же, на качество предоставляемой услуги в целом. Как показывает практика, торговцы отдают предпочтение банкам-членам международных платежных систем, которые имеют лицензию на эквайринг, опыт работы в карточном бизнесе, гибкую тарифную сетку, желание и возможность сотрудников банка общаться с представителями торговой точки для решения возникающих вопросов и обучения персонала, возможность быстрого дозвона до процессингового центра и скорость обработки операций, возможность предоставить полностью отвечающее запросам предприятия программное обеспечение терминалов, учитывающее специфику его работы. Всем этим требованиям отвечает и наш банк.


Приведет ли рост POS-терминальной сети к адекватному увеличению количества торговых транзакций?


Андрей Королев, вице-президент MasterCard Europe:
— Решение Кабмина должно способствовать возростанию количества транзакций в торгово-сервисной сети, а следовательно, и увеличению оборотов по карт-счетам, что впоследствии благоприятно скажется на росте доли безналичных расчетов в экономике страны. Однако для адекватного роста и популяризации данной формы расчетов недостаточно законодательных актов. От банков (и при участии платежных систем) потребуется колоссальная работа как среди клиентов (держателей карт), так и с торговыми сетями. Банки должны сконцентрироваться на обучении работников торговой сети, усовершенствовании и повышении качества сети приема карт (коммуникации, оконечные устройства: POS-терминалы, программные решения), обучении и стимулировании клиентов банка, в том числе при активном участии платежных систем. Главное — проводить внедрение данных услуг на основе заинтересованности всех участников процесса с учетом региональных особенностей и сложившейся бизнес-практики.


Анна Гришакова, экономист отдела развития карточных продуктов АКБ банка «Форум»:
— На первом этапе вряд ли мы увидим резкое увеличение количества торговых транзакций, так как все зависит от тех держателей карт, которые привыкли к наличным деньгам. Еще не скоро соотношение количества операций по снятию наличных в банкомате к количеству торговых транзакций будет на уровне 60:40. Нужно время, чтобы люди привыкли и научились использовать все возможности платежной карты.


Дополнительные действия для стимулирования торговых транзакций с помощью карт банки будут предпринимать обязательно. Например, проводить широкомасштабные акции для своих клиентов-держателей платежных карт, тем самым привлекая и приучая их к использованию карты в торговой сети.


Готов ли УПЦ к резкому росту числа POS-терминалов и увеличению торговых транзакций?


Владимир Шараевский, председатель правления ЗАО «Украинский процессинговый центр»:
— Основными задачами процессингового центра являются обеспечение работоспособности и качественной работы POS-терминалов, чтобы держателю платежной карты можно было осуществить покупку в торговой точке быстро и всегда, а также предоставление банкам-клиентам широкого спектра возможностей для их POS-терминальной сети (простота и удобство подключения POS-терминалов к процессингу, круглосуточная информационная поддержка, обеспечение новейшими программами по борьбе с мошенничеством, возможность внедрения программ лояльности), одним словом, обеспечение качественной работы терминальной сети на мировом уровне.


Увеличение эквайерской сети наших банков-клиентов не скажется на работоспособности центра и соответственно на качестве работы POS-терминалов наших клиентов. «Украинским процессинговым центром» запущена вторая серверная площадка, которая позволяет обрабатывать в 2-2,2 раза больше объема транзакций в пиковые дни, чем обрабатывается. Площадка также запущенна с целью повышения надежности и бесперебойности работы процессингового центра, чтобы в случае непредвиденных ситуаций не было потерь данных и центр продолжал работать в обычном режиме. Поэтому основными задачами на ближайшую перспективу УПЦ станет привлечение новых и качественное обслуживание имеющихся клиентов. Для этого будут совершенствоваться техническая база, создаваться новые решения и услуги с учетом пожеланий наших клиентов.


Стимулирование льготами безналичных платежей должно стать реальностью


Александр Карпов, директор ассоциации ЕМА:
— Дискуссия о том, что было или должно было быть раньше: яйцо или курица — в нашем случае государственный контроль или стимулирование — идет в Украине уже 4 года. Отдавая отчет в том, что налоговые преференции, безусловно, способны быстро запустить программу взрывного роста безналичных расчетов с использованием платежных карт, банкиры начали именно с них. В 2002 г. в парламенте были зарегистрированы законопроекты №3120 и 3121, предусматривавшие, что предприятия, розничный оборот которых не менее чем на 35% состоял из платежей картами, могли претендовать на уплату лишь 3/4 налоговой ставки по НДС и налога на прибыль. Законопроект №3120 об обязательном приеме карт прошел, а льготы — нет.


Второй подход «к снаряду» мы сделали в 2005 г. Законопроекты № 8035, 8036 также предусматривали льготы, в том числе для держателей, которые платят картами, — льготы по подоходному налогу на сумму (не большую, но сравнимую с нынешними суммами торговых оборотов по карточным счетам) платежей с использованием карт. В этот раз Минфин был против. Третий подход «к снаряду» с фиксацией и взятием веса будет предпринят, как только заработает парламент нового созыва. Почему я говорю об этом столь уверенно, да потому что рынок и государство сейчас хотят одного и того же — запустить маховик. Лучшим образом это можно сделать комплексно: если первый шаг сделан, то ничего не остается, как сделать второй. Сейчас это понимает и государство. Будет верстаться бюджет 2007 г. — вот здесь активная позиция банкиров и торговцев должна сыграть по полной.







Каждому торговцу свой срок


Принятие постановления КМУ «Об условиях перевода торговцев на обязательный прием платежных карт в оплату за проданные товары (услуги)» предусматривалось п. 14.7 Закона «О платежных системах и переводе денег в Украине», изменения в который ранее были подготовлены ассоциацией ЕМА и проголосованные Верховной Радой еще в 2004 г. Этим постановлением, в частности, предусмотрено:
• до 1 июля 2007 г. возможность рассчитываться платежными картами должны обеспечить торговые предприятия Киева, областных центров, Симферополя и Севастополя;
• до 1 января 2008 г. — торговцы в районных центрах с населением свыше 25 тыс. человек;
• до 1 января 2009 г. — торговцы в остальных райцентрах и поселках городского типа.


По оценкам банкиров и НБУ, сеть электронных расчетов с использованием платежных карт за счет уменьшения расходов на поддержку денежного наличного обращения и общее уменьшение расходов на бумажную технологию обработки платежных документов смогут сэкономить украинскому торговому и банковскому бизнесу (и в целом национальной экономике) 1% ВВП. Это уже к концу 2007 г. может составить не менее 4 млрд. грн.

Exit mobile version