Воспользоваться новым солидным статусом Кипра как европейского инвестора с низкими налогами, а не оффшорной зоны можно с помощью нескольких ключевых схем.
В международном инвестиционном и налоговом планировании Кипр занимает особое место на протяжении последних десяти лет. Однако за истекший год он стал направлением номер один для структурирования денежных потоков, в том числе и для многих украинских компаний (о чем недавно засвидетельствовал глава ГНАУ Александр Киреев). «После вступления в Европейский Союз в мае 2004 г. фискальное законодательство острова не просто претерпело изменения — можно даже сказать, что законы были написаны заново, — сообщил Фидиас K. Пилидес, главный исполнительный директор PricewaterhouseCoopers, на состоявшемся в конце марта семинаре «Кипр и Украина: Структурирование инвестиций после вступления Кипра в Европейский Союз». — В результате реформы был создан более привлекательный режим налогообложения для международного инвестора, использующего Кипр для международных операций в ЕС и странах Восточной Европы, включая Украину, и во всем мире. При этом мы должны были гарантировать соблюдение новым налоговым законодательством Кодекса поведения ЕС, содержащего основные принципы Европейского Союза, а также норм ОЕСР». Факторы в пользу Кипра — развитая деловая инфраструктура и географическая близость. Конвенция об избежании двойного налогообложения между Кипром и СССР, которую унаследовала Украина, — самая благоприятная из всех конвенций, заключенных нашим государством. Более того, у Кипра наиболее разветвленная сеть таких конвенций с другими странами.
Рай для эффективного налогового планирования
Кроме налоговых ставок, которые влияют на суммы уплаченных компаниями налогов, на Кипре создан особый режим и на этапе создания компании, и на этапе ликвидации бизнеса. Самая популярная форма организации бизнеса — Private Company Limited by Shares (частная компания с ограниченной ответственностью), которая может использоваться для создания холдинговых и финансовых компаний. Регистрация холдинговой структуры занимает не более двух недель, а требования к минимальному уставному капиталу — 1 тыс. кипрских фунтов (чуть менее 2 тыс. евро). Ликвидация компании на Кипре не влечет за собой никаких налоговых обязательств. Еще один момент, который очень важен, — отсутствие специальных правил для компании под иностранным контролем.
Таким образом, для создания холдинговых структур Кипр предлагает уникальные условия. «Используя кипрскую структуру, можно убить сразу нескольких зайцев: 1) уменьшить базу налогообложения в Украине (в особенности после недавнего исключения Кабмином Кипра из списка оффшорных зон); 2) переместить прибыль в юрисдикцию с более низкой налоговой нагрузкой, причем сделать это без дополнительных налоговых издержек (то есть без уплаты 15% налога на репатриацию в Украине); 3) существенно сэкономить на налогах при продаже собственником его украинского бизнеса, — объясняет существующие преимущества Светлана Мусиенко, менеджер по налоговым вопросам киевского офиса компании «Ernst & Young». — Преимущество подобных структур состоит в том, что при выплате доходов на Кипр в Украине не уплачивается 15%-й налог на репатриацию (при условии получения справки о том, что кипрская компания — получатель прибыли — является налоговым резидентом Кипра). Кроме того, украинская компания в соответствии с законом о прибыли может включать в состав валовых затрат расходы на выплату процентов по кредитам, а также роялти, тем самым снижая свою налоговую нагрузку. Выплаченная на Кипр прибыль облагается там налогом по низкой ставке или не облагается вообще».
Воспользоваться упомянутыми льготами эксперты рекомендуют с помощью нескольких ключевых схем.
Проводники прибыли
На примере инвестиций в недвижимость компания PricewaterhouseCoopers предлагает следующий алгоритм действий. Для структурирования инвестиций необходимо учредить холдинговую компанию на Кипре и учредить одну компанию в Украине для каждого объекта недвижимости, находящегося в нашей стране. Кипрская компания, владеющая акциями украинских компаний, инвестировавших в недвижимость, не облагается налогом на Кипре вообще, так как прибыль от продажи недвижимости превращена в прибыль от продажи акций в компаниях Кипра (см. схему «Холдинговые структуры недвижимости»).
«Кипр часто используется в сочетании с другими юрисдикциями, — объясняет Светлана Мусиенко. — Например, Кипр может выполнять роль среднего звена, над которым можно выстроить компании, находящиеся в оффшорной юрисдикции. Таким образом, кипрские компании зачастую выполняют функцию проводников (conduit companies) украинских финансовых потоков для того, чтобы они могли осесть где-нибудь на Британских Виргинских Островах. При этом на Кипре может оставаться (попадая под кипрское налогообложение) лишь небольшая маржа от проведенной транзакции. К примеру, по процентам по кредитам кипрские налоговые власти в целом допускают маржу в размере 1%. В случае с роялти кипрские власти допускают 5%-ю разницу между ставками по входящим и исходящим платежам. Прелесть такой структуры состоит в том, что на Кипре нет налога на репатриацию доходов, выплачиваемых нерезидентам. Иными словами, удержания из исходящих денежных потоков, перечисляемых компаниям-нерезидентам Кипра, отсутствуют. Отметим, что Кипр используется и в сочетании с европейскими холдингами. Преимущество состоит в том, что некоторые выплаты будут освобождены от налогообложения и в стране получателя. Так, дивиденды, выплачиваемые из Кипра в другую европейскую юрисдикцию, при соблюдении некоторых условий не будут включаться в налогооблагаемый доход компании-получателя на основании европейской директивы Parent/Subsidiary Directive».
И хотя, кроме описанных льготных ставок, есть еще дополнительные налоги, их можно избежать, выполняя достаточно несложные правила инвестирования. «Существует также отдельный налог, называющийся special contribution for defence, который фактически представляет собой своеобразную составную часть налога на доходы компаний, — предупреждает Андрей Серветник, старший менеджер компании Deloitte. — В некоторых случаях данному налогу могут подлежать дивиденды (по ставке 15%) или проценты (по ставке 10%). Однако при соблюдении ряда простых условий указанного налога удается избежать. Например, для его применения к полученным кипрской компанией дивидендам из-за рубежа необходимо, чтобы доля получателя дивидендов в уставном капитале плательщика дивидендов составляла менее 1%. Или же чтобы дивиденды были получены из «налоговой гавани», в которой ставка налога на доходы меньше, чем на Кипре. И при этом представляли собой более чем на 50% доход от инвестиционной деятельности».
Кредиты без налоговых потерь
«Необходимо, чтобы существовала разница между процентными доходами и процентными затратами кипрской компании, то есть прибыль, — объясняет Андрей Серветник. — Правила обычных цен применяются, но не установлен минимальный уровень прибыли. Налог на Кипре составит 15% (налог на доходы по ставке 10%, применяемый к 50%-й прибыли + 10% special contribution for defence). Однако в случае если для кипрской компании финансирование является основным видом хозяйственных операций (например, компания специально создана для внутригруппового кредитования), налог составит только 10%. В Украине проценты будут относиться на валовые расходы бизнеса. Правда, в случае если кипрский получатель процентов будет связанным лицом с украинским плательщиком, расходы последнего будут определяться по специальной формуле. И часть суммы может вместо прямого отнесения на валовые расходы переноситься на будущие периоды».
На расстоянии «вытянутой руки»
«Правило обычных цен преследует цель не допустить манипулирования ценами (а значит, и налоговой нагрузкой) в операциях между связанными лицами, — объясняет Светлана Мусиенко. — Применительно к международным операциям этот механизм используется налоговыми органами для того, чтобы не допустить бесконтрольного перетекания прибыли в юрисдикции с низким уровнем налогообложения (например в оффшоры). В Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» есть правило определения обычности цен. На практике применение этого правила вызывает много вопросов. Прежде всего для установления уровня обычности цен необходимо проводить исследование цен на аналогичную или идентичную продукцию, которая продается в сопоставимых условиях на соответствующих рынках. Бремя доказывания того, что уровень цен по конкретной операции не совпадает с обычными (рыночными) ценами, лежит на налоговых органах. В идеале они должны провести исследование, собрать доказательства, обратиться в суд и отстоять там свою позицию. Все это не так легко сделать. Соответственно, практика применения налоговыми органами обычных цен пока находится в стадии формирования, равно как и связанная с этим судебная практика. Отметим, что во многих западных юрисдикциях именно налогоплательщик должен доказать то, что цена по его сделке является рыночной, при этом правила определения обычных цен — достаточно жесткие. Это пока что дает украинским налогоплательщикам возможности для «креативного» использования трансфертного ценообразования».
Еще одно важное предупреждение — все описанные льготные правила применяются только к компаниям, которые признаны резидентами Кипра. Компания является резидентом, если управление и контроль за ее деятельностью осуществляется на Кипре. Тогда она облагается налогом на доход, полученный как внутри страны, так и за ее пределами. «Успешное прохождение «теста на налоговую резидентность» имеет очень большое значение, — предупреждает Светлана Мусиенко. — Так, орган управления и контроля кипрской компании должен находиться на Кипре. При оценке, так ли это, налоговые органы Кипра будут принимать во внимание такие факторы, как место проживания большинства директоров компании, место принятия наиболее важных решений, ведение бухгалтерского учета, хранение документации, наличие офиса, набор персонала и проч. Совершенно необходимо обеспечить соблюдение этих условий». «Основной критерий для определения «резидентного» или «нерезидентного» статуса компании — так называемый управленческий. В случае если компанией управляют нерезиденты (например, на Кипре находятся лишь номинальные директора, заседания правления проходят не на территории Кипра и т. д.), такая компания не будет считаться резидентом Кипра и не будет подлежать налогообложению», — обобщает Андрей Серветник.
Анонимность гарантируется
Несмотря на то что в реестре компаний указываются номинальные держатели акций, власти Кипра могут все-таки потребовать раскрыть истинных владельцев компании. Если собственники хотят остаться инкогнито во что бы то ни стало, эксперты советуют передать активы в доверительное управление, учредив траст. При этом гарантируется не только анонимность владельцев, но и повышается эффективность использования активов, которые будут находиться в профессиональном управлении — наличие лицензии для управляющего трастом обязательно. Особенность траста в том, что он может защитить переданные в него активы от правового взыскания, например, при процедуре банкротства. Сроки действия траста, методы контроля за управляющим, который распоряжается имуществом в интересах собственника, а также получаемое управляющим вознаграждение — предметы обсуждения, результат которого фиксируется в договоре.
«Трастовые схемы, будучи привлекательными простотой создания, льготным налогообложением и анонимностью, гарантированной собственникам, достаточно часто используются в международном налоговом планировании, — рассказывает Светлана Мусиенко. — Кипрский международный траст — не исключение. Собственники могут быть уверены в сохранении анонимности. Единственным исключением является разглашение данных о бенефициариях траста по решению суда в случае уголовного или гражданского производства». С коллегой соглашается и Андрей Серветник: «Кипрские трасты достаточно популярны. Доходы траста также освобождаются от налогообложения, однако в отличие от обычной компании траст «непрозрачный»: бенефициары траста, получающие от него доходы, не являются его владельцами (акционерами). В связи с этим инвесторы, не желающие официально приобретать корпоративные права в компаниях, могут использовать трастовые структуры». Единственный налог — налог на доходы с вознаграждения, которое получает управляющий трастом. Налога на имущества и налога на прирост капитала нет.
Однако компаниям необходимо учитывать, что известны случаи, когда нужно открыто выступать собственником активов. «Трастовую схему вряд ли стоит использовать, если кипрский холдинг рассматривается в качестве инструмента для выхода на иностранные рынки капитала. И особенно для первичного размещения ценных бумаг на бирже (IPO). В этом случае создание траста для сохранения конфиденциальности данных бенефициариев не имеет смысла, поскольку требования о раскрытии информации о собственниках компании, выставляющейся на листинг, очень жесткие, и информацию о конечных собственниках придется раскрыть», — резюмирует Светлана Мусиенко.
Необходимо разделять разумное и законное налоговое планирование и злоупотребление Не вполне понятно, какие методы борьбы со «злоупотреблением оффшорами» надеется еще получить налоговая администрация. В арсенале ГНАУ уже есть законное средство для борьбы с оффшорными злоупотреблениями. Это обычные цены. Разумеется, применение обычных цен сопряжено с необходимостью исследовать каждый конкретный случай, проводить экономический и юридический анализ. И к тому же ГНАУ должна быть готова доказывать обоснованность своей позиции в суде (бремя доказывания — на налоговой). А она часто к этому не готова — не хватает квалифицированных сотрудников. Создается впечатление, что эта инициатива — не что иное, как попытка оправдать собственное бессилие и неспособность эффективно действовать в рамках существующих законов. Заявление главы ГНАУ больше несет статистический характер и отображает анализ локализации инвестиций У ГНАУ особое мнение Кипр является не оффшором, а обычной юрисдикцией с низкими ставками налогообложения Особо привлекательный налоговый режим холдинговой деятельности! Плюсы работы с кипрскими компаниями: Источник: PricewaterhouseCoopers, Кипр.
— Кипр как традиционная холдинговая юрисдикция действительно очень часто используется для репатриации прибыли. Грех не воспользоваться столь привлекательным внутренним налогообложением Кипра, а также прелестями советско-кипрской конвенции об избежании двойного налогообложения, которая досталась в наследство Украине. При всем этом оптимизационные транзакции, проходящие через Кипр и другие оффшорные юрисдикции, вовсе нельзя назвать незаконными только на том основании, что вовлечены оффшоры. С этим, похоже, согласны и представители власти (судя, например, по высказыванию министра внутренних дел Юрия Луценко). Нельзя действовать по принципу «раз используешь оффшор — значит, ставим метку «злостный уклонист». Совершенно очевидно, что нужно разделять разумное и законное налоговое планирование и злоупотребление. Для этого необходимо оценивать конкретные обстоятельства произведенной операции.
— Все внешнеэкономические операции независимо от резиденции внешнеэкономической стороны подлежат налогообложению по украинскому законодательству. И, как показала практика, выбор страны уплаты налогов в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения с точки зрения судебной практики не может быть выбором субъекта внешнеэкономических отношений. Приведенные господином Киреевым цифры свидетельствуют лишь о том, насколько привлекательны оффшорные зоны для инвесторов своим налоговым климатом, и абсолютно не влияют на уменьшение ставки налогов (или уклонение от них) для внешнеэкономических операций в Украине. Заявление главы ГНАУ несет больше статистический характер и отображает анализ локализации инвестиций.
— Государственная налоговая администрация считает Британские Виргинские Острова, Кипр и Остров Мэн оффшорами, через которые наблюдается наибольший отток средств из Украины. Мы начали перекрывать внутренние схемы, и потому появилось желание уйти из-под контроля за счет перехода в оффшорные зоны. У меня есть подборка, какие зоны используются наиболее: Британские Виргинские Острова — 51,6% расчетов, Кипр — 17,2%, Остров Мэн — 9,7%.
— В связи с присоединением Республики Кипр к Европейскому Союзу 1 мая 2004 года страна адаптировала свое законодательство к требованиям ЕС, при этом стараясь сохранить в максимально допустимом объеме льготный налоговый режим и привилегии для инвесторов. В сентябре 2003 года парламент Кипра принял пакет из 41 закона и 30 специальных постановлений, которые, с одной стороны, открыли стране путь в Евросоюз, а с другой — создали для потенциальных инвесторов уникальный бизнес-климат и приемлемую систему налогообложения. Таким образом, Кипр является не оффшором, а обычной юрисдикцией с низкими ставками налогообложения. В Европе существуют и другие подобные страны (Латвия, Ирландия, Мальта). В связи с этим Украина в 2006 году исключила Кипр из списка оффшорных зон, что является вполне логичным и разумным решением, поскольку сохранение оффшорного статуса представляло бы собой дискриминацию государства-участника ЕС, что могло бы осложнить отношения Украины с европейским сообществом в целом.
• Прирост капитала не облагается налогом согласно национальному законодательству Кипра.
• Дивидендный доход в Кипре не облагается налогом (с небольшими исключениями).
• Обширная сеть договоров о двойном налогообложении (DTT), снижение налогов на репатриацию (WHT) по дивидендам.
• Нет налога на репатриацию по выплате дивидендов за границу.
• Директива ЕС о материнской и дочерней компаниях действует с 1 мая 2004 г., что снимает налог на репатриацию по выплатам дивидендов из всех стран ЕС (согласно нормам директивы).
• На Кипре не применяются правила о компании под иностранным контролем.
• Простые методы выхода — без валютных ограничений.