Site icon Companion UA

Новые возможности британских холдингов

Активно используемый украинскими компаниями арсенал международного налогового планирования стоит дополнить замечательным инструментом — британской международной холдинговой компанией.


Безопасное владение бизнесом — одна из стратегических задач, которую собственники решают постоянно. Введение в структуру собственности иностранных холдинговых компаний позволяет решить эту задачу максимально элегантно и в полном соответствии с законодательством и международной практикой. Защищенность бизнеса в этом случае проявляется в использовании международно-правовых инструментов защиты инвестиций, таких как соглашение о признании и взаимной защите инвестиций. Такие соглашения выносят процедуру рассмотрения спора за пределы Украины, что позволяет использовать авторитетный международный арбитраж. При такой конструкции владения бизнесом дополнительно можно решить задачу налогового планирования деятельности компании при выводе дивидендов, поскольку многие холдинговые страны имеют с Украиной соглашение об избежании двойного налогообложения, которое снижает налоговую нагрузку на выводимые дивиденды в некоторых случаях до нуля. В этом плане традиционный арсенал международного налогового планирования стоит дополнить замечательным инструментом — британской международной холдинговой компанией.


Респектабельный инструмент налогового планирования


Великобритания давно пользуется заслуженной популярностью как респектабельный инструмент налогового планировании. При сравнительно невысокой стоимости регистрации компании там существует либеральная налоговая система (не путать с низким налогообложением!), которая позволяет легко оптимизировать налог путем отнесения на затраты различных расходов. Однако действовавшие ранее формы организации предпринимательской деятельности, такие как Ltd. (аналог общества с ограниченной ответственностью), PC (публичная и частная компании), помимо налогообложения входящих дивидендов, предусматривали налог на прирост капитала, что делало абсолютно нецелесообразным использование этих компаний в качестве владельцев активов.


Новый холдинговый режим, введенный законом об International Holding Companies (IHC — международных холдинговых компаниях), пришел на смену International Headquarters Company (международным управляющим компаниям — МУК), учрежденным в соответствии с законом 1994 года. Он имеет много достоинств. В первую очередь позволяет пользоваться не только преимуществами европейской директивы №435 о материнских и дочерних компаниях, регламентирующей свободное движение капитала в рамках ЕС от дочерних к материнским структурам и далее к собственникам, но и обширной сетью международных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые имела Великобритания, но не могла их использовать по отношению к МУК. Но самым главным преимуществом нового холдингового режима является то, что у этих компаний отсутствует налог на исходящие дивиденды.


Несмотря на упомянутые выгоды, на сегодняшний день форма ведения бизнеса через IHC не получила широкого распространения. Главной причиной явилось отсутствие прямого указания Министерства финансов о том, как быть с налогом на прирост капитала, который в Великобритании никто не отменял. Однако при внимательном изучении законодательства можно сделать вывод, что налог на прирост капитала в Великобритании не действует в случае, если компания владеет корпоративными правами дочерних предприятий в размере более 10%. И при условии, что эти предприятия занимаются торговой деятельностью.


Торговля с минимальными издержками


IHC имеет целый ряд несомненных преимуществ, которые могут быть эффективно использованы для владения торговыми активами на территории Украины. Во-первых, Великобритания несет очень высокую репутацию как страна с развитой корпоративной системой и развитым корпоративным управлением. Во-вторых, Великобритания никогда не была и не ассоциировалась с налоговым раем. В-третьих, Великобритания имеет с Украиной соглашение об избежании двойного налогообложения и соглашение о признании и защите инвестиций. Это позволяет многократно повысить уровень международно-правовой защиты бизнеса. Поскольку в соответствии с этим соглашением органом рассмотрения споров инвестора с государством будет международный суд. Ну и, наконец, Великобритания отличается очень лояльным отношением к оффшорным юрисдикциям, поскольку многие из них находятся под ее протекторатом. А следовательно, можно очень легко обеспечить законными инструментами конфиденциальное владение торговым бизнесом (см. схему владения торговым бизнесом с использованием IHC).


При применении схемы с использованием международной холдинговой компании довольно любопытно выглядит движение дивидендов от украинского предприятия до конечного собственника, зарегистрированного в оффшорной юрисдикции. Украинские предприятия будут освобождены от налога на репатриацию дохода и налога на дивиденды при выплате оных на компанию, зарегистрированную в Великобритании. Ставка налога будет 5% в случае, если холдинговая компания владеет пакетом более чем 20% уставного капитала компании (и при этом является фактическим владельцем пакета) и 10% — во всех остальных случаях.












В Великобритании доходы, полученные от владения корпоративными правами, освобождаются от корпоративного налогообложения, и исходящие дивиденды также налогом не облагаются. Таким образом, общие потери от налогообложения дивидендов составляют всего 5% при условии, что британская компания владеет пакетом акций (либо долей в уставном капитале) более чем 20%. Меньшие затраты могут быть только при использовании кипрских компаний, с которыми вообще никто тягаться не может. И конечно, у Великобритании есть еще одно простое, но очень существенное достоинство: процедура регистрации компаний в этой стране проста, понятна и, самое главное, имеет значительно низкую стоимость и затраты на содержание, чем в случае компаний, зарегистрированных в континентальной Европе (см. таблицу). 







Снижение налоговых поступлений стимулирует улучшение возможностей налогового планирования


Многие украинские компании, решая вопрос структурирования активов с использованием возможностей зарубежных холдингов, обращают внимание на компании, ставшие классикой холдингостроения. Это в первую очередь компании из таких стран, как Дания, Австрия, Нидерланды, Швейцария, Кипр, Люксембург, в которых закон о холдингах существует с 1929 года. Классические холдинговые юрисдикции обладают стабильным законодательством, имеют заслуженную репутацию и устоявшиеся традиции. К их несомненным минусам можно отнести высокую стоимость регистрации компании, необходимость оплачивать ее уставный капитал и жесткие требования к органам управления с точки зрения их резидентности. Практически все холдинговые компании имеют сложную и длительную процедуру регистрации, которая в некоторых государствах длится до 10 недель.


Однако конкуренция существует не только среди компаний, но и среди стран. Долгое время Великобритания не имела полноценного холдингового режима и значительно уступала партнерам по ЕС, у которых этот режим существовал. Так продолжалось, пока британское министерство финансов не почувствовало тенденцию к уменьшению налогов вследствие переноса центра владения многих международных корпораций в соседние государства с более благоприятным холдинговым режимом, предполагающим прежде всего отсутствие налогов на входящие и исходящие дивиденды. Результатом осознания утечки капитала стало принятие The Finance Act 2002 — закона об International Holding Companies. Новый холдинговый режим в Великобритании был широко разрекламирован как новый инструмент международного налогового планирования. Во многих случаях новые холдинговые компании могут быть использованы для получения дивидендов от зарубежной дочерней компании и далее для выплаты этих дивидендов оффшорному бенифициару без каких-либо налоговых потерь в Великобритании. Это явилось ударом по таким конкурентам, как Испания, Дания, Кипр, Люксембург, Австрия, Швейцария, имеющим холдинговый режим налогообложения.

Exit mobile version