Галерея персон, обладающих способностью к лидерству в стиле шоу, подтверждает правило: эксцентричность руководителя нередко является локомотивом прорывного бизнеса.
«Любой выдающийся лидер прежде всего должен быть великим актером», — сказал писатель Артур Миллер, имея в виду прежде всего политику, где то, что вы делаете, менее важно, чем то, как вы это делаете. Политика — настоящий бизнес в стиле шоу. Лучше всех сказал об этом качестве Наполеон, когда признался, что он бывает то лисой, то львом. Главное — понимать, в каком облике сейчас нужно явиться миру. Нужно ли играть роль лидеру бизнеса? Необязательно, разве что он играет главную роль в драме собственного делового предприятия. Лидерство в стиле шоу — не просто игра, а важнейший аспект коммуникации и убеждения. Если вы хотите быть лидером тысяч и миллионов людей, управлять своей корпорацией и передавать свои убеждения другим людям, избежать сцены сложно. И нередко сценой становится весь мир.
Лидерство в стиле шоу — мировое явление
Мир знал великих шоуменов в то время, как термина «шоу» не существовало в природе. Зато очень быстро распространилось понятие «хлеба и зрелищ». Руку к этому приложил Гай Юлий Цезарь, который был первоклассным шоуменом, — устраивал грандиозные гладиаторские бои и скачки на колесницах. Завоеванная таким образом популярность в массах помогла ему взойти на трон. Он первым понял жизненные связи между театром и властью. Даже его смерть напоминала финал отрепетированной пьесы: «И ты, Брут?». Он знал: если добавить театральности своим делам — ваша власть увеличится, а ваш образ покажется масштабнее, чем сама жизнь.
История хорошо вырисовывает портрет преуспевающего лидера в мире бизнеса: это сильная личность, которая внушает доверие, указывает другим путь, убеждает и заявляет о своем видении жизни. Он — своего рода электрическая розетка, от которой все остальные заряжаются энергией и идут за ним. Все значительные лидеры не склонны к колебаниям, и воля — их главный проводник. Их отличало мужество, интуиция, умение идти на оправданный риск и использовать нетрадиционные ресурсы для достижения поставленных целей.
В лидерстве в стиле шоу харизматичность и магнетизм личности значат очень много, а диапазон масок может быть очень широк. И дело не только в знании, но и в смелости применить одну из них в конкретной ситуации. Можно быть шумным, как грек Аристотель Онассис, возведя скандальность в культ достижения успеха и богатства. Но можно быть тихим дисциплинированным креативщиком, как финн Йорма Олилла, и добиться не меньшего успеха, покорив сердца миллионов людей своими новациями. Олилла так охарактеризовал миссию корпорации Nokia: «Люди хотят жить богаче, приятнее и эффективнее. Мы те, кто осуществляет все это». Любой выдающийся шоу-лидер создает свой совершенно особый образ, подходящий для его компании. Выступая в такой роли, лидер объединяет всех ради главного для своего бренда — его целей и ценностей, чтобы внушить людям веру в бренд и побудить их действовать на благо бренда. Обычно в таком лидерстве есть хотя бы небольшой, но тщательно продуманный элемент шоу, который может проявляться в чем угодно — от наращивания производительности труда до культуры похвалы и признания коллег, от последовательного новаторского дизайна до внимательного отношения к потребителю. Главное — выделиться и привлечь к себе внимание. Потому что то, чего нельзя увидеть, не имеет ценности.
Непредсказуемость «чокнутых» — ресурс для победителей
Необязательно выходить на сцену — можно сделать сценой свой бизнес, а свою жизнь превратить в приключение. Как и поступил англичанин Ричард Бренсон, основатель империи Virgin. Его наибольшим достижением является то, что он перевернул традиционное понятие о брендинге и назвал изобретенное брендингом репутации, а не товаров и услуг. Среди всех западных брендов только Virgin под одним именем продавала все: от презервативов до финансовых услуг. Добиться этого Бренсон смог, сумев выгодно продать миллионам благодарных клиентов самого себя. И даже то, что он создал о себе миф обыкновенного человека с улицы, не помешало ему превратить себя в ходячий и говорящий логотип. Как у McDonald’s есть рыжеволосый клоун Рональд МакДональд, у Диснея — мышонок высотой в шесть футов, у Virgin — свой чокнутый президент. Каждый раз, когда его фото появляется в прессе, это способствует продвижению бренда Virgin. При этом он не тратит больших денег на рекламу. Финансовые затраты здесь компенсируются его чувством юмора, дерзостью, невероятным желанием рисковать и открывать новые горизонты. Так, при измерении рекламной стоимости нескольких попыток Бренсона облететь Землю на воздушном шаре в длине газетных статей и минутах мировых теленовостей один американский рекламист сказал, что «для всех подсчетов не хватит нулей». С тех пор Бренсон постоянно пользуется этой тактикой. С запуском компании Virgin Atlantic Airways он решил не тратить миллионы на рекламу, а снова совершить серию рискованных предприятий и публичных выходок. Одной из них было установление нового мирового рекорда в плавании через Атлантический океан. Эти приключения дали возможность лидеру Virgin завоевать особое место сначала в сердцах жителей Великобритании, а затем и всего мира. Потому что основной, нематериальный актив компании — это Ричард Бренсон.
Эксцентричностью отличался и Сэм Уолтон, основатель сети супермаркетов Wal-Mart. Его не раз арестовывала полиция, когда он ползал на коленях по магазинам конкурентов, измеряя ширину стоек и проходов между ними. Но делал он это, преследуя свою главную цель — сделать лучшие товары доступными для людей с наименьшими доходами. О себе Уолтон говорил: «Я обладал свойствами промоутера, но душа у меня — управляющего». Не обязательно воплощать в жизнь девиз «Каждой фирме — по чокнутому президенту!». Но стоит признать, что возмутители спокойствия побеждают, потому что их непредсказуемость, импульсивность и изменчивость позволяют иметь превосходство над другими — никто никогда не знает, что вы собираетесь предпринять в следующую минуту, но все знают, что это будет нечто весомое.
Иногда наглость — это революция
Японский менеджмент — это непрерывное совершенствование всех процессов в компании. На нем держатся все японские киты: от Toyota до Sony и Yamaha. И это касается всего — в том числе и приемов продвижения компании и ее руководителя. Например, имя Акио Мориты стало синонимом Sony Corporation во многом благодаря тому, что он осознанно создал из себя открытого публичного человека для того, чтобы выйти на международную сцену и распространять философию компании. Этому способствовали его отличный английский, решительные манеры и готовность выступать перед различными аудиториями, а также сотрудничать с любыми СМИ. Морита, по существу, произвел революцию в среде очень консервативных японских бизнесменов, любящих оставаться в тени. Он поражал своей смелостью, откровенными высказываниями и нарушением традиций. Даже говорили о неяпонском поведении Мориты и Sony. У Мориты, например, хватило смелости выдвинуть вместо себя в президенты компании известного музыканта и оперного певца Ога.
Акио Морита не только стал вечным талисманом компании, но и повлиял на раскрепощение японского общества в целом. Так, в 2001 году избиратели впервые проголосовали за человека, который на деле использовал принципы бизнеса в стиле шоу. Это был Д. Коидзуми, бывший артист эстрады, с ораторским даром, бунтарским поведением и прической, больше соответствующей исполнителю ковбойских песен, чем премьер-министру Японии.
Успех — больше, чем богатство
Номер один в списке сегодняшних лидеров, которые достигли влияния и богатства благодаря своим шоу, — Опра Уинфри. Но ее предшественницей была основательница империи косметических средств Мэри Кей Эш. С помощью сетевого маркетинга она организовала бизнес, доходы от которого к концу ее жизни превысил $1 млрд. Добиться ей этого удалось благодаря тому, что она строила бизнес на культуре поддержки, похвалы и сотрудничества, а не соперничества. Она дала роли звезд всем своим продавцам без исключения. Раздачу наград превратила в шоу в стиле и декорациях Лас-Вегаса. Чего стоят 10 тысяч розовых кадиллаков от компании Mary Kay, которыми одарили лучших из лучших сотрудников. Нравственный язык ее шоу понятен: успех — больше, чем просто богатство, он требует честности, любви и гармонии в жизни. Мэри Кей вовремя поняла: если вы ищите фантазии, которые впечатлят и увлекут людей, обратите внимание на банальные истины. Это беспроигрышный вариант.
Такой же точки зрения придерживался Лео Бернет, основатель империи рекламного бизнеса Leo Burnett в 83 странах мира. Он подчеркивал необходимость использования «простых народных» слов: «Наша реклама должна быть настолько привлекательной, настолько свежей, настолько новаторской, настолько человечной, настолько убедительной и настолько конкретной, чтобы она могла создавать хорошую репутацию продукту в долгосрочной перспективе». Сегодня рекламное агентство Бернетта — крупнейшее в США и седьмое в мире. А когда он только начинал во времена Великой депрессии, ему предрекали, что это закончится тем, что он будет продавать яблоки на улице. Бернетт ответил: «Ничего подобного — я буду раздавать их бесплатно». Агентство по сей день бесплатно раздает около миллиона яблок в год, почитая память своего духовного отца.
Нормальность — это дорога в никуда
Благодаря шведу Свену Эриксону, главному тренеру английской сборной по футболу, команда из вечной неудачницы с нулевым тактическим чутьем превратилась в одну из самых сильных команд в мире. Эриксон доказал, что любую команду можно улучшить с помощью тонкой комбинации лидерства, анализа и проницательности. С тех пор шведский стиль менеджмента стоит обособленно и признан в деловом мире как образец, а Свен-Йоран Эриксон, о котором пишут учебники по менеджменту, стал частью традиции, упроченной такими легендарными компаниями, как IKEA, Skania и SAS. Выражение «Свенизируй свою жизнь» прочно вошло в шведский язык. Не обошлось здесь и без содействия профессоров Стокгольмской школы экономики Нордстрема и Риддерстрале, которые в своей книге «Бизнес в стиле фанк» учат: «Не важно, что вы делаете, чтобы добиться успеха, вам надо быть уникальным, по крайней мере, на какой-то момент. Уникальность может быть найдена где угодно: идея, бизнес-логика, упаковка, культура или люди. Нормальность — это дорога в никуда. Если мы можем вести себя только так, как и другие, мы увидим то же, услышим то же, наймем тех же людей, с теми же идеями и в результате получим те же продукты».
Ингвард Кампрад, основатель крупнейшего современного бренда розничной торговли IKEA, задолго до появления в свет нашумевших бизнес-бестселлеров привлекал к себе внимание неформальным подходом к руководству крупным международным бизнесом, упрямо используя «философию менеджмента маленькой компании». Из крошечного предприятия по продаже спичек IKEA выросла в мебельного гиганта стоимостью 11,3 млрд. евро. Причины успеха объясняются самобытной философией босса, которая объединяет добродетели простоты и взаимозаменяемости с приверженностью к поддержанию уровня качества и внедрению инноваций. По мнению Кампрада, «следует оставаться ближе к обычным людям, поскольку в глубине души я — один из них». Следование подобным традициям доходит до смешного. Когда миллиардер Кампрад, чье состояние шестое в мире после Билла Гейтса, летает эконом-классом, не носит строгих костюмов и торгуется на овощном рынке, он моментально становится добычей папарацци. Зато уникальность ему обеспечена — такое скопировать вряд ли кому-то придет в голову.
Истинное лидерство — это жертва
Джек Уэлч, принимая в 1981 году руководство General Electric, полагал, что эта новая для него компания могла бы быть еще лучше. Из 348 производств Уэлч смело и твердо оставил «в живых» только 14, но самых лучших. Причем успеха ему при этом никто не гарантировал — никто не любит перемен. Он предполагал трудный путь, страдания и боль. Но был внутренне готов к таким жертвам и убеждал в этом сотрудников. С точки зрения Уэлча, «лидер — не командир на белом коне, а человек, способный убеждать людей и превращать их в своих единомышленников». Он никогда не путал действия с достижениями. Мудрое и жесткое лидерство Уэлча и его способность сфокусироваться на самом главном принесли невероятные дивиденды. Недавно компания General Electric, согласно данным журнала Fortune, стала самой дорогой фирмой в мире — ее рыночная капитализация превышает $250 млрд. А положение Джека Уэлча в этом пантеоне достигло таких высот, что General Electric стали называть «домом, который построил Джек». Такова цена шоу титанов длиною в жизнь.
Главное — не заиграться в эти игры
В книге «От хорошего к великому» автор Джим Коллинз доказывает, что скромные лидеры успешнее справляются с перестройкой в компании, потому что они не выскочки, знают свою компанию и умеют слышать других людей. Конечно, эта формула для хорошего лидерства в стиле шоу обязательна: придерживайтесь своих деловых принципов, исследуйте свою компанию и учитесь слушая. Но это не означает, что все должно быть мрачно-серьезным. Ведь смелость лидера и готовность пойти на риск вместе с ошибками и грехами не будут отвергнуты никогда. Публике нравится независимая личность, бунтарь и шоумен. Эти образы слишком глубоко проникли в мировую культуру, чтобы их можно было изгнать.
И все же главное в лидерстве в стиле шоу — вести других к реализации заветной мечты. Как говорил великий рекламист Лео Бернет, «пытаясь достать звезду с неба, может, и не всегда получаешь желаемое, но уж точно не окажешься с комком грязи в руке».