Site icon Companion UA

По системе непрерывных улучшений

Опыт компании «Консоль» по системному превращению слабых звеньев бизнеса в сильные мы считаем весьма поучительным и достойным внимательного анализа.


Симферопольская строительная компания «Консоль Лтд.» — один из самых заметных игроков на украинском строительном рынке: в работе более 200 объектов в 15 городах, включая столицу. Только еще одна украинская компания может похвастаться подобной географией строительства. Тем ценнее, на наш взгляд, опыт «Консоли» по системному превращению слабых элементов бизнес-системы в сильные.


Собственная обслуживающая компания — «фирменный рецепт» против безалаберности жэковского сервиса и лучшая реклама качества построенного жилья.

Как известно, система в целом функционирует не лучше, чем ее самое слабое звено. Именно поэтому столь важно вовремя отыскать и усилить наиболее слабый элемент в бизнесе. Если же окажется, что это звено является слабым не только для данной компании, но и для других организаций на этом рынке, то, превратив его в сильное, можно получить устойчивое конкурентное преимущество. Последовательное повторение подобной процедуры с очередными звеньями, оцененными как слабейшие, гарантирует устойчивое развитие системы и выведение ее на совершенно другой уровень функционирования.


Теоретически — нет ничего проще. Практически — важно не только научиться последовательно отыскивать слабые звенья бизнес-системы, но и реально устранять их. Проблема состоит в том, что чаще всего слабость какого-то звена воспринимается как неизбежное зло, с которым все почему-то вынуждены мириться.


Итак, чему же учит опыт строительной компании «Консоль»?


Слабое звено 1. Подрядчики-проектировщики


Практически с самого начала своей деятельности в 1993 г. компания «Консоль Лтд.» столкнулась с типичной для строительного рынка тех лет проблемой: мягко говоря, не вполне удовлетворительной работой государственных проектных организаций. Государственные проектные институты работали в собственном ритме, установившемся за десятилетия советского хозяйствования, и он не слишком соответствовал новому динамичному времени. Ситуация усугублялась общими тогда для научно-исследовательских учреждений финансовыми неурядицами. Так что для молодой и бурно развивающейся строительной компании стало критически важным решить вопрос о том, как же получать строительную документацию в нужные сроки и удовлетворительного качества.


Анализ имеющихся возможностей показал, что решение задач компании требует нового подхода к проектированию, и потому было организовано собственное небольшое проектное бюро. «Консоль» не смутило то, что это — не ее бизнес. Ведь у компании просто не было другого пути, кроме выхода еще и на этот рынок. Так появилось собственное подразделение, которое обеспечивало строительную фирму всей необходимой документацией. Ко всему прочему, контроль компании за этим этапом работ гарантировал составление проектов, предусматривающих применение современных технологий в строительстве. Бюро развивалось вместе с компанией, росло в соответствии с увеличением масштабов строительства, и со временем превратилось в проектный институт «Консоль — Проект», в котором более сотни специалистов работают над проектами домов не только для Украины, но и для России.


Рассказывает директор по маркетингу компании «Консоль Лтд.» Сергей Кононов: «Работать по старинке с получением документов в те сроки, к которым привыкли государственные институты, мы не могли. Да и государственные учреждения просто растеряли своих специалистов. А мы их приютили, и теперь у нас трудятся лучшие профессионалы с многолетним опытом работы в ведущих государственных проектных институтах Крыма. За достойную их опыта зарплату они готовят проекты, соответствующие нашим требованиям, и в нужные сроки».


Слабое звено 2. Послепродажное обслуживание


Уже в середине 1990-х руководство компании все больше стало беспокоиться о несоответствии между классом домов, которые строила «Консоль», и уровнем их эксплуатации, а также обслуживания жильцов, который обеспечивали государственные ЖЭКи. В нерадивых руках даже хорошо задуманный и построенный дом довольно быстро приобретал типичный для украинских городов запущенный вид: не убиралась должным образом территория и парадные, не проводился вовремя косметический ремонт, по лестничным маршам гуляли сквозняки от разбитых и не вставленных вовремя стекол. Жильцы страдали от всех типичных неурядиц, сопровождающих деятельность отечественных коммунальных служб. Особенно неприятная ситуация сложилась после кризиса 1998 года, когда в регионах вошли в моду постоянные перебои с отоплением и горячим водоснабжением. А ведь страдающий — хоть и не по вине компании — потребитель редко является ее активным «рекламным агентом», поскольку для него актуальнее постоянные коммунальные неурядицы, чем воспоминания о радости приобретения квартиры.


Даже на строительном рынке переход в «тираж» означает применение новых технологий и снижение себестоимости.

В компании «Консоль» снова увидели, что единственным надежным способом решения этой проблемы является принятие на себя несвойственных традиционной строительной компании функций — эксплуатации построенных домов. Так в 1999 г. появилась сервисная компания «Комфорт». До сих пор полных аналогов этой компании в Украине нет. Уникальность данной службы в том, что она не только отвечает за состояние домов, которые сдает в эксплуатацию строительная компания «Консоль», но также обслуживает и лифтовое хозяйство, и эксплуатирует котельное оборудование, установленное в домах. Основной принцип работы сервисной компании — комплексный подход к обслуживанию объектов недвижимости. Включая погашение коммунальных платежей по единому счету прямо на инженерном участке, возможность в любой момент вызвать аварийную службу, которая оперативно устранит все неполадки, и т. д.


Сергей Кононов: «Можно построить самый лучший современный дом, но в руках обычного ЖЭКа он быстро превратится в непонятно что. Мы в таком результате абсолютно не заинтересованы. Забота об имидже компании, строящей надежное и качественное жилье, забота о том, чтобы довольные владельцы квартир в наших домах рекомендовали нас своим друзьям, определяет этот простой приоритет — качественное обслуживание. Наша сервисная компания «Комфорт», по сути своей, — это ЖЭК, который выполняет обслуживающие функции по государственным расценкам. Мы не ставим коммерческие интересы во главу угла, ведь для нас важна именно имиджевая составляющая, удовлетворенность наших потребителей. Затраты или недополученная прибыль возмещаются желанием людей приобретать квартиры именно у нас».


Слабое звено 3. Кадры


Вскоре компания столкнулась еще с одной типичной для украинского рынка проблемой — нехваткой квалифицированных кадров. Особенно актуальным вопрос был именно для «Консоли» симферопольской (а не киевской) компании — ведь квалифицированная рабочая сила имеет склонность к миграции из регионов в столицу. Оказалось, что такой персонал трудно как найти, так и удержать. Очень часто грамотные специалисты по тем или иным причинам не приживались в компании. Таким образом, требовалось системное решение, а не точечные усилия.


И снова в «Консоли» решили, как в той пословице — «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Компания начала строить собственную систему подготовки и воспитания специалистов, с юных лет прививая будущим специалистам уважение к принципам корпоративной культуры. «Консоль» уже более пяти лет сама готовит для себя новые кадры — обучает специалистов в учебном научно-производственном комплексе «Консоль» Национальной академии природоохранного и курортного строительства. Другими словами, имеет эксклюзивный источник молодых квалифицированных кадров — практически все специалисты, выпускники факультета, работают в компании «Консоль». Считается, что уже через 4-5 лет в руководстве компании будут работать профессионалы, которые впитали идеи корпорации, еще будучи студентами.


Сергей Кононов: «Отыскать специалиста на ту зарплату, которую мы платим, можно. Но не каждый из привлеченных со стороны хороших специалистов сможет найти себя в компании. Поскольку у компании свой стиль работы, свои требования к сотрудникам. Мы решили, что будет ценно, если сможем закладывать указанные требования и этот стиль еще в студенческом возрасте. Начиная с третьего курса обучения в институте, мы целенаправленно прививаем нашим будущим сотрудникам моральные ценности, этические и профессиональные нормы нашей компании. Чтобы пришедший к нам молодой специалист с первых дней мог полноценно работать».


Слабое звено 4. Технологии


Невооруженным глазом заметно, что рынок (особенно в регионах) требует действительно массового жилищного строительства. Одно из основных препятствий — относительно большие сроки работ на строительной площадке и соответственно их высокая себестоимость. Между тем современные технологии производства, пока не прижившиеся в Украине, дают возможность существенно сократить и то, и другое при гораздо более высоком качестве строительства. Дело за «малым» — внедрить эти технологии в Украине.


В начале марта 2006 года компания «Консоль» презентовала в Севастополе заводскую линию по производству пустотных плит перекрытия, которые выпускаются по финским технологиям формования. Это первый этап проекта, общая стоимость которого составляет около 12 млн. евро. Вторым и основным этапом будет изготовление стеновых блоков, готовых фасадных панелей, элементов лестниц и т. п. На третьем этапе будет введен в действие завод по металлообработке, в котором все металлические конструкции — ограждения, лестничные ограждения, декоративные элементы фасада — будут изготавливаться по современной технологии порошковой окраски, которой в Украине пока нет.


Сергей Кононов: «Начало проекту было положено два года назад, когда президент нашей компании Владимир Константинов увидел в Финляндии, как быстро финны строят дома в их, прямо скажем, нелегких климатических условиях. И какие красивые и качественные эти дома получаются. Естественно, он буквально загорелся идеей освоения данной технологии. Сразу после его возвращения домой мы начали работать над реализацией этой идеи.


Указанный проект позволит нам развернуть поточное массовое строительство. Используя эту технологию, мы объединяем несколько этапов строительства. Плиты, панели приходят на строительную площадку уже с окнами, поштукатуренные, с отверстиями под коммуникации. Такую панель на строительной площадке остается только смонтировать и подключить в сеть. Таким образом мы решаем проблему сроков, трудоемкости работ на строительной площадке и соответственно себестоимости строительства». 

Exit mobile version