Site icon Companion UA

B мировых компаниях

диверсификация
Всё и для всех

Panasonic выпускает крупнейший в мире 3D-телевизор с 152-дюймовым плазменным экраном стоимостью несколько сот тысяч долларов, рассчитанный на состоятельных западных покупателей. Одновременно с этим японский концерн продает беднейшим странам $170-долларовую модель холодильника с дополнительным отсеком для хранения воды. Между двумя этими крайностями Panasonic продвигает широчайший спектр бытовой техники и электроники. «В нашем ассортименте — сотни тысяч, если не миллионы, наименований. Мы никогда не подсчитывали», — отмечает пресс-секретарь Акира Кадота.

Аналитики уже указывают на то, что такое отсутствие фокусировки только разобщает менеджмент компании и вынуждает ее сдавать позиции более целеустремленным игрокам вроде Apple или Samsung. Однако Panasonic, кажется, не обращает на критику внимания и продолжает свою продуктовую экспансию. И это несмотря на то, что по итогам последнего финансового года, завершившегося 31 марта, производитель потерял $1,2 млрд. на $83-миллиардных продажах. В это время компания за $4,5 млрд. поглотила Sanyo Electric (крупного мирового разработчика аккумуляторов и солнечных панелей) и продолжила представлять новые продукты, такие как микроволновая печь Tree-Star Bistro, позволяющая жарить мороженое мясо без предварительного размораживания. Попутно производитель занимался локализацией продуктов для удовлетворения нужд малоимущих потребителей из развивающихся стран, за счет которых в 2013 г. рассчитывает довести продажи до $112 млрд. «Это правда, что наш бизнес имеет широкий диапазон, — признает президент компании Фумио Оцубо. — Но поддерживать его не так сложно, как кажется».

И все же эксперты не считают такую стратегию устойчивой. «В условиях ограниченности ресурсов важно выбрать главное», — советуют в инвестбанке Macquire. В качестве примера они приводят стабильно прибыльного производителя Nintendo, который делает ставку на два основных продукта — домашнюю видеоприставку Wii и ее портативную версию DS. Правда, для технологического сектора Японии это скорее исключение. Sharp, Fujitsu, Toshiba, NEC, Casio, Hitachi, Kyocera и Sony — практически все они до последнего времени занимались созданием мобильных телефонов и иногда по ходу строили ядерные реакторы и серверные компьютеры. «Большинство местных гигантов одновременно развивают множество бизнесов, — отмечают в брокерской конторе CLSA. — Этим компаниям нужно понять свои сильные и слабые стороны и сосредоточиться на сильных».

информатизация
Свет мой, зеркальце, скажи…

Intel активизировал продвижение новой версии своей платформы удаленного администрирования vPro. Напомним, что основными функциями vPro являются:

а также другие функции дистанционного управления и мониторинга.

Сейчас интерес к платформе наблюдается в первую очередь со стороны локальных банков. В частности, на украинской банковской конференции «Управление безопасностью и сервисами IT» в круглом столе по перспективам технологии vPro приняли участие 20 финучреждений. Своим опытом развертывания и использования парка ПК на vPro поделился Нацбанк. два крупнейших украинских банка находятся на стадии разработки проектов.

Одной из главных причин активизации продвижения vPro в Intel называют происходящие в последнее время кадровые изменения в IT-подразделениях. С одной стороны, круг обязанностей расширяется, нагрузка возрастает, и без адекватных инструментов с ней не справятся даже специалисты экстра-класса. С другой — рекруты «кризисного призыва» часто обладают более высокой квалификацией, чем требует их должность. И предприятию было бы правильным воспользоваться открывшейся возможностью повысить свою эффективность. Для этого нужно таким сотрудникам дать расширенные полномочия и улучшенные средства для решения новых задач.

Платформа vPro 2010 базируется на процессорах Intel Core и включает в себя новый чипсет Intel Q57 Express, а также сетевые адаптеры для ноутбуков и настольных ПК. Эта конфигурация может работать в три с половиной раза быстрее варианта трехлетней давности, а также позволяет обрабатывать видео высокой четкости. Кроме того, расширен функционал технологии Anti-Theft, которая блокирует доступ к ПК в случае, если сервер или встроенные средства приходят к выводу о том, что компьютер был потерян или украден. Благодаря новой функции KVM Remote Control технические специалисты больше не станут задавать пользователям вопрос: «Что у вас на экране?». Они сами увидят то, что происходит на дисплее.

выход на биржу
Еще один
китайский рекорд

Agricultural Bank of China (ABC) был открыт Мао Цзэдуном в 1979 г. для предоставления финансовых услуг деревенским жителям. 15 июля этот государственный банк сделал то, что Мао не мог бы вообразить: во время глобального кризиса разместил акции на Гонконгской и Шанхайской биржах на сумму $19,2 млрд. До 5 августа планируется довести эту цифру до $22,1 млрд., что сделает IPO крупнейшим в истории. Прежний рекорд принадлежал конкуренту — Industrial & Commercial Bank of China, который в 2006 г. провел первичное размещение на $21,9 млрд. В целом ABC был оценен в $128 млрд., что превышает капитализацию таких гигантов, как Citigroup или Goldman Sachs.

В настоящее время ABC считается крупнейшим заемщиком в стране. У него 320 млн. индивидуальных и 2,7 млн. корпоративных клиентов, около 24 тыс. отделений и $8,5 трлн. в активах. Однако превратить эту огромную базу в реальную прибыль банк не сумел. Правительство много раз помогало ему удерживаться на плаву, в одном только 2008 г. влив в него $19 млрд. и выкупив невозвратных кредитов на $120 млрд. Сегодня недействующие ссуды составляют 2,9% активов ABC — больше, чем у других представителей «Большой четверки» государственных банков КНР, вышедших на биржу.

Тем не менее для инвесторов (в частности, суверенных фондов Катара, Кувейта и Сингапура) важнее было другое — связи банка с государственными конгломератами и невероятный потенциал местного финансового рынка. Размещение не только подчеркнуло экономическую мощь Поднебесной, но и утвердило ее в роли лидера рынка IPO этого года.


экспансия
Деньги из песка и снега

Сами Савирис, египетский миллиардер, являющейся основным собственником девелоперской компанией Orascom Development Holding, с одинаковой легкостью может построить курортный комплекс как в швейцарских Альпах, так и посреди египетской пустыни. Собственно, этим он и занимается. «Снег и песок — это одно и то же, — отмечает предприниматель. — Это то, что заставляет людей селиться в отелях. Отели, в свою очередь, представляют собой работодателей, которые заставляют служащих снимать дом где-то неподалеку. Поскольку мы все это строим, мы зарабатываем деньги».

Кризис вынудил многих девелоперов замораживать или отменять проекты, однако Orascom проводит активную европейскую экспансию. Бизнес-модель компании проста: с нуля возводить курорты и со временем превращать их в небольшие городки. Помимо получения прибыли от строительства и продажи жилых домов и владения отелями, Orascom получает стабильный доход от предоставления разного рода услуг — от поддержания работы электросетей и вывоза мусора до управления гольф-клубами.

Первый проект компании, египетский курорт Эль-Гуна, в 1990 г. начинался с отеля и нескольких коттеджей на берегу Красного моря. Сегодня это целый город с 35 тыс. жителей, 16 гостиницами, школой, винным и пивоваренным заводами. Этот проект Савирис растиражировал в Иордании и Омане, а затем решил выйти и в Европу. В 2009-м, через год после переноса штаб-квартиры Orascom в Швейцарию, он начал строительство курортного комплекса в Альпах на 30 вилл, 490 апартаментов и шесть отелей. На очереди — Черногория, Румыния и Великобритания. По словам Савириса, развитие сразу нескольких проектов позволяет справляться со спадом в отрасли. По итогам сложного 2009-го, прибыль девелопера выросла на 20% и достигла $130,2 млн.

кадровые перестановки
Из рук в руки

К 2020 г. средний возраст 40 наиболее состоятельных предпринимателей России превысит 60 лет. Для Запада это норма, но не для России, где средняя продолжительность жизни мужчин составляет 62 года. (Для женщин это 72 года, но единственной представительницей прекрасного пола в рейтинге богачей остается Елена Батурина, владелица инвестиционно-строительной группы Интеко.) В такой ситуации олигархи все больше задумываются над одной непривычной для них проблемой — наследованием бизнеса.

По данным Transparency International, Россия по уровню коррупции находится примерно на одном уровне с Венесуэлой и Камбоджей, а потому владельцы семейных компаний признают: они не могут быть уверены в том, что правительство или суды сумеют защитить их права. Личные связи здесь всегда были важнее юридических документов, следовательно, нет никакой гарантии, что, передав свои активы детям, тем удастся оградить бизнес от посягательств со стороны. «Понятие „частная собственность“ в России фактически отсутствует, — поясняет президент Института национальной стратегии Станислав Бельковский. — Зачастую уволить собственника бизнеса для властей так же легко, как и рабочего». К примеру, в 2007 г. после взрыва на новокузнецкой шахте «Юбилейная», входящей в состав Южкузбассугля, глава угольной компании Георгий Лаврик, всего за год до этого унаследовавший актив от отца, под давлением местных властей вынужден был продать партнерам свои 40% акций.

Олигархи изучают различные возможности, как сохранить свое состояние. Совладелец АФК Система Владимир Евтушенков назначил своих сына и дочь на руководящие должности и в итоге надеется передать им бизнес. Владимир Потанин, собственник управляющей компании Интеррос, к 2020 г. обещает передать часть состояния детям, часть — на благотворительность. Борис Зингаревич совместно с партнерами в 2006 г. продал International Paper 50% своего лесопромышленного комбината Илим Палп. Своего 28-летнего сына Антона он привлек для управления Ener1 — нью-йоркским производителем литий-ионный батарей.

Председатель Национальной резервной корпорации Александр Лебедев инвестирует в старинные замки по всей Европе. «Детям лучше всего оставлять наличность на счетах иностранных банков и недвижимость», — отмечает экс-депутат. Сыну Евгению (30 лет) он помогает приобретать активы в Европе (включая газеты Independent и Evening Standard) и заниматься филантропией (сделал его руководителем Фонда им. Раисы Горбачевой).

Впрочем, по данным опроса UBS и Campden Research, всего 36% российских олигархов заявили, что их дети вовлечены в управление семейными компаниями. Так что многим предпринимателям после выхода на пенсию придется доверить бизнес наемным топам.

Exit mobile version