Работодатели в Украине готовы принимать выпускников вузов. Но только лучших. Причем отнюдь не на «звездные» места.
О том, как дела с трудоустройством бывших студентов обстоят в Украине, речь шла на круглом столе «Работодатель-выпускник: слышим и понимаем?», проведенном международной студенческой организацией AIESEC. На нем HR-менеджеры нескольких крупных компаний поделились своим опытом налаживания коммуникаций с юными дарованиями и рассказали, какие требования ими предъявляются к молодым соискателям рабочих мест.
При больших потребностях выбирать не приходится
Основная масса компаний не любят набирать совсем уж «зеленую» молодежь, предпочитая, чтобы у претендента был хоть какой-нибудь опыт работы. Пусть даже не по специальности. Ведь подавляющее большинство выпускников высших учебных заведений не имеют элементарных навыков, необходимых в работе: они не умеют грамотно излагать свои мысли, писать деловые письма, правильно разговаривать по телефону, пользоваться оргтехникой и т. д. Если же человек раньше поработал в каком-нибудь офисе, есть надежда, что его этому хоть как-то, но научили.
Обучение — вообще не очень приятное занятие, на которое приходится тратить немалые деньги и время. По оценочным данным, компании, чтобы привлечь, обучить и удержать обычного сотрудника, приходится тратить на него примерно $2,5 тыс. в год. Если речь идет о квалифицированном специалисте с хорошим опытом, инвестиция возрастает вдвое (такого тяжелее найти и удержать). Во вчерашнего студента компании приходится вкладывать примерно $10 тыс.! Львиную долю этих денег съедает обучение на рабочем месте.
И тем не менее компании идут на это. Даже те, кто раньше не обращал на выпускников никакого внимания.
Компания «Квазар-Микро» за 15 лет существования несколько раз меняла свою кадровую политику. Вначале большинство сотрудников были именно выпускниками вузов. Но затем, лет пять подряд, новых сотрудников набирали исключительно из профильной сферы. Это были опытные «зубры» из НИИ, конструкторских подразделений заводов. Затем требования к соискателям стали не такими жесткими: компания стремительно росла, и суперспециалистов уже негде было искать. Поэтому стали набирать людей, имеющих хорошее базовое образование и три-четыре года работы по специальности. Соискателям младше 28 лет отказывали. «Однако сейчас стратегия набора персонала полностью меняется, — говорит Маргарита Короткова, директор по персоналу «Квазар-Микро». — При динамике роста 400 человек в год невозможно обеспечить все рабочие места опытными специалистами. Поэтому мы принимаем и недавних выпускников вузов. Поток вновь поступивших к нам на работу на 30% состоит из молодежи».
Следует учесть, что человек, даже блестяще окончивший вуз, но без опыта работы в этой компании, может претендовать только на ассистентские позиции. Выпускник, имеющий хоть какой-то опыт работы (например, где-то подрабатывал во время каникул или занимал административную должность в какой-либо общественной студенческой организации), может претендовать на позицию младшего специалиста. Ведь он имеет элементарные навыки социализации в рабочих условиях. Разумеется, зарплата молодого специалиста отличается от зарплаты опытного сотрудника, но в остальном он пользуется теми же правами, что и все работники компании. «Полностью переориентироваться на молодых специалистов мы не можем, даже если очень этого захотим. Мы просто не можем изъять столько денег из бизнеса, сколько требуется на дополнительное обучение», — добавляет Маргарита Короткова.
Чем ниже требования к квалификации претендента, тем сложнее соискателю устроиться на работу. Конкурс на такие вакансии составляет примерно десять человек на место.
В то же время вакансии, требующие особых навыков и существенного опыта работы, обычно трудно заполнить. Тут уж десять работодателей на одного претендента.
Легче обучить, чем переучивать
Охотно набирает вчерашних студентов и компания Procter & Gamble. Людмила Гарбар, менеджер по набору персонала, сама в недавнем выпускница, говорит, что на работу в их компанию устроиться вполне реально, если отвечаешь определенным требованиям. Среди этих требований — обязательное знание английского языка. А вот опыт работы вообще не предусмотрен ни на одну позицию, которую компания предлагает. К слову, 60% работников, набранных в прошлом году, — выпускники вузов.
Почему компания так благосклонна к вчерашним студентам? «Мы исследовали рынок рабочей силы и выяснили, что лучшие выпускники уже имеют несколько предложений от работодателей и выбирают между этими предложениями», — говорит Людмила Гарбар. У выпускников спрашивали, какие факторы влияют на выбор их места работы. Многие говорили, что готовы изначально работать не за большую заработную плату, но с тем, чтобы работа в компании дала им возможность приобретать и развивать рабочие навыки. И чтобы обязательно было предусмотрено карьерное продвижение с соответствующим ростом денежного вознаграждения. Кроме того, претенденты обращают внимание на успешность фирмы, ее привлекательность на рынке, на безопасность работы.
Как они друг друга находят
«Все наши сотрудники пропагандируют свою компанию среди знакомых. Происходит так потому, что средствами внутреннего PR мы стремимся повышать стоимость компании внутри нее самой», — рассказывает Диана Чернявская. И это дальновидно, ибо опрос, проведенный P&G, показал, что в первую очередь студенты ищут информацию о вакансиях, расспрашивая знакомых. И уж потом начинают поиск в Интернете.
Презентации в вузах и семинары для студентов устраивают и «Квазар-Микро», и Deloitte. Правда, общение не всегда получается. Зачастую руководство вузов выстраивает массу препятствий на пути к такому контакту. О мотивах можно только догадываться.
«За редким исключением наши призывы к сотрудничеству не находят отклика у администрации высших учебных заведений и у чиновников от образования. Сейчас мы обращаемся напрямую к студентам, к людям, которые заинтересованы в работе. Но в дальнейшем это уже будет невозможно. Проблема должна решаться на общегосударственном уровне: на уровне бизнеса и образования», — говорит Маргарита Короткова.