Рост конкуренции в сегменте автомобильных выставок стимулирует игроков искать уникальные ниши. При этом для участника главное — не ошибиться с выбором своей выставки.
Украинский автомобильный рынок в 2005 году вырос на четверть, благодаря чему вошел в первую тройку европейских стран по динамике роста. Такая активность моментально привлекла как ключевых международных игроков, так и новичков в мировом автопроме.
При столь высокой конкуренции успех марки зависит от того, насколько выгодно производитель или импортер представит свою продукцию публике. Но если в мире «территория автошоу» уже давно поделена, то в Украине она только формируется. В мае-июне стартует тройка масштабных автовыставок — SIA, Automotive Ukraine, «Автошоу на Столичном». Каждая из них готовится работать в своем уникальном формате. Именно сейчас организаторам важно определиться со своей нишей, а участникам — со «своей» выставкой.
Мероприятия хорошего тона
Участие в автомобильных салонах и шоу является хорошим тоном для любого производителя. Такие мероприятия не только поддерживают имидж марки, но и помогают эффективно решать массу маркетинговых задач. «В наш век, когда личное общение постепенно вытесняется электронными средствами коммуникаций, как никогда ранее, важной становится возможность непосредственного контакта с потенциальным партнером либо клиентом. Возможность посмотреть в глаза собеседнику, оценить искренность намерений в личной беседе, да и просто, как говорится, «потрогать руками» предлагаемую продукцию — вот основные достоинства выставочных мероприятий», — подчеркивает Виталий Леонов, PR-менеджер ООО «ВААИД-Экспо». Кроме того, именно выставка, по его словам, является «кульминационным моментом» всей рекламной и PR-деятельности компании. Сегодня в Украине регулярно проходят около тридцати автовыставок различной величины. Среди них можно выделить универсальные, специализированные и «инфраструктурные».
Разнообразие выставочных концепций заставляет производителей грамотно выбирать выставку исходя из поставленных задач.
На универсальных выставках часто представлена вся автомобильная промышленность, включая, помимо собственно автомобилей, автотюнинг, автосервис, масла и страховые услуги. Яркий пример — крупнейший в Украине автосалон SIA. В настоящее время в таком формате работают 13 отечественных автовыставок.
Специализированные выставки сосредотачиваются на одном направлении. Automotive Ukraine, которая состоится впервые этим летом, освещает тенденции исключительно в мире легковых автомобилей и мотоциклов. Львовский «АвтоБус» посвящен автобусостроению. Харьковское «Мото Байк Шоу» и киевское «Байк Шоу» представляют мототехнику, тюнинг, одежду и аксессуары для любителей мотоциклов, скутеров и трайков.
Отдельно стоят выставки, предмет которых — околоавтомобильная инфраструктура. Только в Киеве ежегодно проходит пять таких мероприятий, среди которых Autosound&Tuning Show, «АвтоЗаправочный Комплекс» и «АвтоТехСервис» (последняя — два раза в год).
Но при таком разнообразии экспозиций в Украине практически нет автосалонов международного уровня. Единственным международным автосалоном, признанным Всемирной организацией производителей автомобилей (OICA), является SIA. В нынешнем году была сделана еще одна заявка на шоу класса люкс: организаторы Automotive Ukraine позиционируют мероприятие как выставку мирового уровня, максимально соответствующую мировым стандартам.
Каждому — по потребностям
SIA. На руку SIA играют тринадцатилетний опыт, авторитет, известность, международное признание и универсальность. Доверие к автосалону, подкрепленное многолетним опытом, специалисты Subaru назвали в качестве главной причины участия в SIA. «Мы уже работали с SIA и знаем, что можно ожидать от автосалона. Говорить об участии в Automotive Ukraine мы будем после проведения выставки, когда увидим ее уровень», — аргументирует Людмила Петрашек, менеджер по рекламе ООО «Мега-Моторс», официального импортера Subaru.
Участие производителей и импортеров в SIA эффективно, если машина принадлежит к массовому сегменту и реклама должна охватывать широкую аудиторию или если цель участника — повысить узнаваемость марки. В отличие от других автосалон универсален, и доступ к широкой публике получают тюнинговые, автосервисные, страховые компании. Другие выставки сфокусированы непосредственно на автомобилях, и участие «касательных» к автопрому компаний там ограничено.
Кроме того, SIA — удачный способ широко заявить о марке, которая еще не имеет своего официального импортера. Именно SIA в текущем году впервые представит Aston Martin и Ferrari, которые пока ввозятся в Украину «серыми» дилерами.
Automotive Ukraine. «Автомобильная Украина» — это исключительно официальные импортеры. Соответственно автошоу приобретает имидж избранности, участием в выставке импортер подчеркивает свой статус. Неслучайно Jaguar, дорожащий своим утонченным стилем, будет представлен именно на этом автошоу. По словам Александра Рябухина, генерального директора компании «Интеркар Украина», одной из причин участия компании в Automotive Ukraine стало «достойное окружение ведущих автомобильных марок-участниц из числа представленных в Украине».
«Автошоу на Столичном». Эта выставка работает в формате ярмарки-продажи. Здесь импортеры и производители целенаправленно работают на покупателя. Цель участников при этом — не продемонстрировать новые тенденции, а продать авто широкой публике. О чем говорит и сам девиз мероприятия: «Лучшее время и место купить автомобиль». «Главные задачи, которые ставят перед собой организаторы, — демонстрировать и продавать. Поэтому на нашу выставку едут увидеть и купить», — говорит руководитель департамента маркетинговых коммуникаций корпорации «УкрАвто» Ирина Михалева.
Именно поэтому на «Автошоу на Столичном» не представлен сегмент ультралюкс, а представительский класс ограничен двумя участниками. Зато будет презентовано сразу три новые модели Chevrolet, марки, успевшей завоевать массовый сегмент. Практичность отражается не только в составе участников, но и в оформлении выставки. «Здесь никто не строит дорогих помпезных стендов, презентация моделей проходит в дилерских помещениях», — акцентирует внимание Андрей Нестеренко, директор по маркетингу компании «Ниссан Мотор Украина».
В лучших традициях выставки-продажи на автошоу предоставляются специальные предложения от каждой компании-участницы. Акцент на скидки и эксклюзивные цены во время выставки подчеркивают главную цель автошоу — найти взаимопонимание с посетителем и закрепить его договором купли-продажи. «Организаторам удалось удачно объединить в одном событии возможность развлечься и отдохнуть, и главное — приобрести автомобиль по специальным условиям. Опыт предыдущих лет показывает правильность выбранного формата: в прошлом году «Автошоу на Столичном» собрало свыше 300 тыс. посетителей», — подчеркивает Ирина Михалева.
В творческом поиске
С появлением нового игрока будут меняться и маркетинговые стратегии автовыставок. Полностью сложившимся можно назвать только выставку-ярмарку «Автошоу на Столичном». Во-первых, это собственная выставка корпорации «УкрАвто», где презентуются все марки концерна и несколько приглашенных брендов. По словам Андрея Нестеренко, вряд ли она пополнится в будущем новыми участниками. Во-вторых, «монополия» в формате «ярмарки-продажи» вполне успешна, и нет причин менять свой образ.
Участие в автосалонах не только поддерживает имидж марки, но и эффективно решает маркетинговые задачи.
Зато активный поиск своего имиджа наблюдается у остальных автошоу. SIA занялась креативным дизайном и представила новый эмоциональный образ автосалона «Они среди нас». Automotive Ukraine «бьет» на качество. «Кредо нашей выставки — качество. Это совершенно иной подход к составу участников — только официальные импортеры и дилеры и только авто- и мотобренды. Качественно иная выставочная площадка. Качественно другой подход к самой эстетике и культуре проведения автовыставки», — рассказывает Виталий Леонов. В планах нового автошоу дальнейшая шлифовка качества с целью максимального приближения к международным стандартам.
Пока же организаторы выставок находятся в творческом поиске, компании используют предлагаемые форматы для решения различных задач. «Мы долго анализировали, в каких выставках принимать участие, и в итоге решили участвовать в обеих, но по-разному. На SIA у нас будет центральный павильон, где мы построим классический стенд. На Automotive Ukraine — открытая площадка с искусственными препятствиями, на которой мы постараемся продемонстрировать потенциальным покупателям технические качества внедорожного ряда автомобилей Nissan», — комментирует Андрей Нестеренко.
Даже при таком разнообразии возможностей автовыставкам, судя по отзывам экспертов, еще предстоит серьезно потрудиться, чтобы оправдать ожидания участников. «Выставочному автомобильному бизнесу Украины нужно пройти еще большой путь, чтобы стать достойным классу тех автомобилей, которые будут представлены», — уверена Елена Зубова.