Открытие первого в Украине центра современного дизайна — попытка сформировать отечественного потребителя с культурными запросами европейского уровня.
Существуют, по меньшей мере, две причины, позволяющие назвать данное событие уникальным. Во-первых, это первая украинская презентация на дизайнерском форуме высочайшего уровня. Во-вторых, строительство крупного торгового центра с подобной концепцией позволит Украине приобщиться не только к современным мировым достижениям в области дизайна, но и оказаться в контексте европейской культуры.
Центр, спроектированный итальянским архитектором Доменико Ло Джудиче (Domenico Lo Giudice), будет занимать площадь более 1200 кв. м и располагаться в Киеве на улице Большая Васильковская, 85/87а. Окончание работ и официальное открытие планируется на июль 2006 г.
«Дизайнерская и другая продукция, которую мы будем представлять в Format DIO, будет самой современной и иметь высочайшее качество, — говорит президент корпорации DIO Олег Дзюбяк. — Мы не собираемся импортировать в свою страну иностранную культуру. Но поскольку мы живем в Европе, то, как я полагаю, нам необходимо знать о том, что такое европейский образ жизни. Для корпорации данный проект — результат объединения торговой мощи с желанием отличиться, выделиться. Показать все самое лучшее, что делается в мире, и добавить к этому все самое лучшее, что имеет Украина».
От Нью-Йорка до Гонконга, от Феррари до кофеварки
В проекте Format DIO много итальянского. С одной стороны — это реализация личных вкусов президента компании DIO Олега Дзюбяка, которые, с другой стороны, подтверждаются оценкой профессионалов: сегодня итальянцы определяют главные тенденции практически во всех сферах дизайна. Несмотря на это, в центре будут представлены продукты со всего мира, включая Гонконг и Японию.
О собственных мотивах глава DIO говорит достаточно четко: «Да, наша конечная цель — продать свой товар. Коммерческий успех — необходимое условие существования подобных центров. Проект полностью финансируется нашей корпорацией, но я не считаю его сугубо коммерческим предприятием. Мы хотим принести в эту страну, в этот город последние достижения дизайнеров и архитекторов мира. Поэтому в работе центра значительное место займет культурная программа. В нынешнем году, надеюсь, нами будет реализована договоренность с Ассоциацией дизайнеров Италии (ADI) о проведении выставки под названием Made in Italy, которая представит коллекцию дизайнерских разработок, получавших престижную премию Compasso D’Oro («Золотой циркуль») в течение последних 10 лет. В указанную категорию попадают множество предметов, начиная от автомобилей и заканчивая холодильниками и кофеварками».
Доменико Ло Джудиче говорит о том, что Format DIO — ни много ни мало — представит базовую философию, концепцию современной европейской жизни: «Он будет состоять не только из дизайна и оформления интерьера. Это способ времяпрепровождения, который мы предложим людям, желающим почувствовать качество и истинный вкус. Мы надеемся, что этот центр станет местом встречи дизайнера и клиента, который будет приходить сюда не только для того, чтобы купить вазу».
Как это будет сделано
Задекларированные культурно-просветительские и коммерческие задачи будут решаться с помощью нескольких компонентов в составе центра Format DIO.
Главное направление представлено салоном интерьерного дизайна. Одна из его достопримечательностей — Instalation room, или «комната одного архитектора». Фактически слова «архитектор» и «дизайнер» из-за совмещения видов деятельности зачастую обозначают специалиста одного и того же профиля. Вот как объясняет назначение Instalation room Олег Дзюбяк: «Когда клиент приходит в магазин, он знакомится лишь с отдельными компонентами интерьера и не имеет возможности увидеть 100%-е решение. Мы же будем приглашать архитектора, который с помощью некоторых исходных элементов дизайна приведет мини-квартиру к законченному варианту. Этот вариант просуществует в течение полугода, а затем следующий специалист предложит свое решение».
В комплекс войдет и небольшая арт-галерея, 60 квадратных метров которой при необходимости увеличиваются до 660. В планах проводить не менее шести выставок в год зарубежных и украинских авторов. Имя куратора пока хранится в секрете. «Мы не собираемся зарабатывать деньги на продаже картин, — говорит О. Дзюбяк. — Для этого существуют галереи. Я рад, что буду иметь возможность предоставить бесплатно место тем людям, которые смотрят на мир немного по-другому».
Далее — книжный магазин, где будут представлены самые инновационные, современные книги по интерьеру и дизайну, выпускаемые ведущими мировыми издательствами, специализирующимися в этой области.
И, наконец, ресторан, который предложит хорошую качественную еду с хорошим качественным вином.
Спагетти и вино без компромиссов
Президент корпорации DIO настроен решительно и не собирается прогибаться под давлением «отечественных реалий» даже в таком, казалось бы, второстепенном для дизайнерского центра компоненте, как небольшой ресторан, рассчитанный на 55 мест. Его позиция бескомпромиссна. Олег Дзюбяк: «Как минимум первые полгода шеф-поваром в нашем ресторане будет итальянец. Продукты тоже итальянские: и масло, и рис будут немного не те, что мы обычно покупаем в магазине. Такой подход касается даже штопора, которым открывается вино, и многих других аксессуаров. Приготовление еды в подавляющем числе случаев ручное… Понимаете, это не будет обычный коммерческий ресторан, мы не рассчитываем получать от него большие доходы. Его концепция выражена в названии: «винный ресторан-бутик». Это значит, что многое из того, что предлагается употребить на месте, можно будет также купить и увезти с собой без ресторанной наценки.
Подобный подход — нечто новое для украинского рынка. Если вы попробовали вино, условно говоря, за 100 грн., и оно вам понравилось, то за 60 вы можете увезти его с собой. То же самое касается и продуктов.
О вине следует упомянуть отдельно. Мы заключили контракт с одним из лучших винных ресторанов Италии, который находится в Вероне. В его ассортименте — около 3,5 тыс. наименований (в нашем будет примерно 500). Мы также сделаем у себя небольшой винный погреб. Это будет эксклюзивное место, где можно поужинать в окружении 2,5 тыс. бутылок дорогого вина. Естественно, там поддерживается определенный климат, но полчаса выдержать можно. Многим людям такая обстановка нравится».
Стереотипы, которые могут быть преодолены
«&»: Центр современного дизайна Format DIO уникален для Украины. Есть ли аналоги за рубежом?
О. Д.: Насколько я знаю, в СНГ аналогов нет. И в Европе пока тоже немного. Философия подобных проектов — пропаганда «искусства жить». Все продаваемые там вещи — брендовые и стоят дорого.
Аналогичные центры существуют во Франции, Италии, США, но большинство из них ориентированы на продажу модной одежды, музыкальных дисков и небольших предметов «продвинутого» дизайна: компьютеров, телефонов и т. п. Вот, например, недавно в старом Милане (район наподобие нашего Подола) открылся новый центр площадью 1000 кв. м. Мы не стали копировать их проект, выбрав для себя в качестве основного направления дизайн интерьера. Тем не менее с каждым годом количество подобных центров станет расти, поскольку в мире существует проблема: много производим — мало покупаем. Традиционный маркетинг в этом случае не работает, и от массовой рекламы необходимо переходить к точечному продвижению бренда.
«&»: Вы можете прогнозировать социальный резонанс, который вызовет появление такого центра?
О. Д.: На первом этапе общество всегда консервативно. Но я решил для себя, что его нужно всегда немного опережать. Так же непросто убедить человека пройти через магазин дизайна, прежде чем он попадет в ресторан. Однако я считаю, что потребительские стереотипы могут быть преодолены.
Президент, которому интересно жить DIO — обладатель эксклюзивных прав, позволяющих представлять в Украине ведущие мировые предприятия, работающие в сфере дизайна VIP-класса. Большая часть зарубежных партнеров сосредоточена в Италии, Франции, Великобритании и Германии. Собственные магазины-салоны интерьерного дизайна имеются в Киеве и Ялте. Президент корпорации Олег Дзюбяк: «Мы не продаем мебель, а продаем стиль и образ жизни. В этом наше конкурентное отличие, позволяющее бороться за выживание. Одна из главных задач, к решению которой я стремлюсь сам и не устаю призывать людей, работающих со мной, — меняйте мир вокруг себя. В конце концов, надо постоянно спрашивать себя: интересно ли тебе жить? Лично мне — очень интересно».