Разработка новых ниш в альянсах с крупнейшими игроками IT-рынка позволяет Cisco Systems успешно осваивать «молодые» продукты и технологии с наибольшей добавочной стоимостью.
В сфере информационных технологий каждая новая разработка способна создать если не рынок, то, по меньшей мере, новый сегмент, который непременно приведет к отмиранию устаревших продуктов. Используя эту истину, компания Cisco Systems, которая с 1984 г. разрабатывала и продавала сетевые маршрутизаторы, превратилась в мирового лидера рынка технологий передачи голоса и данных через Интернет (IP-коммуникации). Сегодня компания уже освоила корпоративный и потребительский сегменты, активно продвигаясь в пока еще свободную нишу домашнего IP-телевещания.
Перспективные технологии
С самого начала своего выхода на потребительский рынок IP-коммуникации натолкнулись на ожесточенное сопротивление операторов фиксированной связи, которые не хотят лишаться клиентов. В США, к примеру, группе телефонных компаний удалось заблокировать порты, которыми пользовалась компания Vonage, крупный оператор голосовой связи через Интернет. Проблему решили лишь с помощью властей. В Китае пошли дальше и постановили до 2008 г. вовсе запретить выдачу лицензий на передачу голоса через Интернет (VOIP) с целью поддержания бизнеса фиксированной связи. Аналогичные процессы до недавнего времени происходили и в Украине, пока IP-телефония не была признана отдельным видом связи.
Среди причин замедленного движения потребителя в сторону IP-коммуникаций эксперты называют и то, что цифровая традиционная телефонная связь еще не отжила свое. К тому же еще далеко не во всех регионах существуют магистрали широкополосного Интернета, что затрудняет установку продуктов на базе протокола IP. Как рассказал «&» Михаил Кристев, директор по развитию бизнеса компании Cisco Systems в России и странах СНГ, «наш регион отстает в этих показателях от Америки и некоторых европейских стран. Тем не менее треть компаний уже используют технологию VOIP. В странах СНГ происходит технологический прыжок от древних аналоговых сразу к IP-системам, в то время как в Европе на протяжении многих лет на малых и средних предприятиях устанавливались системы цифровой связи, которые еще имеют определенный неотработанный ресурс».
На руку компании играет активизация интереса к передаче голоса и данных через Интернет со стороны корпоративного сегмента. Согласно результатам опроса читателей журнала Network Computing, 38% респондентов подтвердили наличие в своих организациях VOIP-систем или, по крайней мере, планов их внедрения в течение последующих шести месяцев. Похожая ситуация наблюдается и в Украине. По данным исследования Cisco SMB Growing Pains Survey, проведенного среди представителей малого и среднего бизнеса, 39% компаний так или иначе уже используют технологии, основанные на протоколе IP. Кроме того, прослеживается достаточно высокий (даже в сравнении с европейскими странами) уровень осведомленности о данных технологиях и их возможностях. Так, 78% респондентов отметили возможности улучшения качества передачи информации между персоналом компаний, а также доступ к необходимым базам данных в любое время в любом месте. 88% опрошенных главным преимуществом назвали увеличение продуктивности труда персонала и уменьшение временных затрат на выполнение задач.
Выигрышные комбинации
Успеху компании на рынке способствует ее стратегия развития, отличающаяся от стратегии конкурентов. Cisco Systems ратует за полный и одномоментный перевод клиента на IP-сеть, в то время как основные конкуренты — Avaya и Alcatel — придерживаются тактики построения конвергентных сетей с использованием существующей телефонной сети. Оба варианта пока примерно одинаково популярны (доли рынка каждого из производителей почти равны).
Также, развивая корпоративный сегмент рынка IP-коммуникаций, Cisco активно использует политику партнерства с другими IT-гигантами. К примеру, очень важным является сотрудничество с лидером по производству мобильных телефонов — компанией Nokia. Таким образом Cisco Systems заполняет технологический пробел, интегрируя свои продукты с сотовыми телефонами Nokia и фактически предлагая тот же IP-телефон в качестве мобильной альтернативы стационарным аппаратам собственного производства. Например, смартфоны Nokia E60, E61 и E70 синхронизированы с устройством последнего поколения Cisco Unified Call Manager. В целом корпоративный сегмент остается для компании Cisco Systems наиболее прибыльным (45% прибыли ей приносят представители крупного бизнеса и корпораций). В 2005 г. в данном сегменте зафиксирован 50%-й рост продаж.
Развлечения на дом
«По оценкам некоторых компаний, рынок сетевого развлекательного оборудования растет очень быстро. В прошлом году он составлял около $4 млрд., а к 2009 г., по прогнозам, будет превышать $16 млрд. Для нашей компании этот рынок интересен и тем, что мы имеем значительный опыт построения IP-сетей, с которыми все больше интегрируются развлекательные системы. Ведь люди хотят получать доступ к видео, телевидению, контактировать между собой, а совмещать все это позволяет IP-протокол», — говорит Михаил Кристев.
По имени города Сан-Франциско Компанию Cisco Systems в 1984 г. создали сотрудники Стэнфордского университета Леонард Босак и Сандра Лернер. Первые инвестиции на сумму $2 млн. в предприятие вложила венчурная фирма Sequoia Capital, а название «Cisco» основатели позаимствовали из названия города Сан-Франциско (San Franciscо), Калифорния. Сегодня в компании работают более 38 тыс. человек, а ее рыночная капитализация составляет $131 млрд. Во всем мире IP-системами, произведенными Cisco Systems, пользуются более 38 тыс. клиентов, установлено более 7,5 млн. IP-телефонов; 115 клиентов Cisco внедрили свыше 5 тыс. IP-телефонов каждый и более 35 клиентов — по 10 тыс. Согласно последнему отчету компании Synergy Research Group, в 2005 г. компания укрепила свое положение на рынке голосовой связи для бизнеса. Объемы поставок Cisco на мировом рынке выросли более чем на 40%. К тому же в 2005 г. объем продаж IP-решений для голосовой связи Cisco Systems впервые превысил объем продаж IP-решений любого конкурента.