Компания Cisco Systems научилась в своих интересах использовать всеобщее повышение роли работников умственного труда и стремление к персонализации услуг.
Мы поинтересовались у Роберта Эйджи, вице-президента Cisco Systems в России и странах СНГ, как его компания намерена использовать в своем бизнесе эти выводы исследователей.
Р. Э.: Наши консультанты уже сегодня замечают, что производственные процессы и транзакции становятся все более стандартными и автоматизированными. В связи с чем конкурентные преимущества компании все чаще зависят от того, что трудно или невозможно автоматизировать, то есть от личных отношений с заказчиком, партнерами. Развитию и укреплению таких отношений помогает коллективная работа, предоставление высококачественных услуг и активное использование умственного труда. В основе всех этих факторов лежат технологии, главным образом информационные.
Результаты названного исследования можно трактовать также как еще одно подтверждение того, что к 2020 г. экономика станет менее зависимой от сырьевого фактора. За последние полвека ни одно государство с такого рода зависимостью не продемонстрировало способности к быстрому росту в долгосрочной перспективе. Поэтому чтобы оставаться конкурентоспособной, любой стране нужно быть развитой с точки зрения интеллектуальных решений.
«&»: Глобальный IТ-рынок находится на этапе устойчивого роста. Чем отличается данный рост в развитых странах Запада и в Украине?
Р. Э.: В начале 2000-х гг. на западном IТ-рынке наблюдался большой спад, и до настоящего времени различные страны с разным успехом преодолевают его последствия. Тем не менее в той же Западной Европе высокоскоростной доступ в Интернет и беспроводная передача данных стали реальностью для широкого круга потребителей. Особенность же рынков большинства стран СНГ состоит в том, что здесь на протяжении нескольких последних лет наблюдается тенденция устойчивого и существенного роста.
В мире IТ-рынок растет в среднем на 8-10% в год. Cisco растет быстрее этого рынка — на 12-15% в год. В Украине за последний финансовый год мы выросли на 50%, что значительно больше, чем ожидали. Cisco пришла на украинский рынок одновременно с началом развития отечественной IТ-отрасли — в 1998 г. В ранние 1990-е годы в Украине в отличие от западных рынков не было массовых инвестиций в устаревшие технологии и поэтому сейчас украинские компании демонстрируют очень радикальный подход к информационным технологиям, внедряя «с чистого листа» самые передовые технологии. Этот уникальный фактор и обеспечивает такой рост бизнеса Cisco в Украине.
«&»: Как долго еще будет продолжаться рост? Какие факторы могут замедлить его или, наоборот, ускорить?
Р. Э.: Развитие рынка информационных технологий на государственном уровне определяют три процесса: рост ВВП, глобализация и повышение уровня проникновения информационных технологий в жизнь каждого простого гражданина. И если по первому и третьему пунктам мы наблюдаем серьезную динамику, то в плане глобализации Украина пока отстает от других стран Восточной Европы.
Колоссальный рост количества пользователей Интернета и мобильной связи, который происходит в настоящее время в Украине, свидетельствует о том, что уровень информационной культуры населения резко возрастает — люди нуждаются в новых способах общения, в интерактивности и т. д. Поэтому в ближайшие три года этот рынок будет развиваться по восходящей, ведь сегодня процент украинцев, имеющих высокоскоростной доступ в Интернет, очень низок. В украинской экономике четко заметна и тенденция инвестирования в автоматизированные системы планирования и управления ресурсами предприятий. Это дает ощутимый экономический эффект владельцам предприятий, и очевидно, что в ближайшие три года данная тенденция сохранится.
«&»: Несколько лет назад, в эпоху интернет-бума, капитализация Cisco Systems была очень велика. Одно время компания даже возглавляла мировой рейтинг по этому показателю. Потом последовал общеотраслевой спад. Как вы пережили такое «падение с высот»?
Р. Э.: Трудный вопрос (смеется). Могу сказать, что во времена, когда наша капитализация была $450 млрд., рынок немного обгонял себя самого. Инвесторы испытывали эйфорию и скупали акции IТ-компаний, особенно тех из них, которые были связаны с интернет-технологиями и услугами. Сейчас ситуация вернулась к нормальному состоянию. Наша капитализация сегодня около $150 млрд., но это существенно больше, чем у наших основных конкурентов вместе взятых.
Для нас период спада не прошел зря. Мы начали больше думать о том, насколько эффективно организована наша внутренняя работа. Ведь когда вы работаете в условиях быстрого роста, то успеваете лишь «подбрасывать дрова в топку паровоза». Хотя мы не только занимались внутренней эффективностью, но и готовились к этапу подъема, который неизбежно должен был наступить. В частности, несмотря на ухудшившиеся финансовые показатели, мы не снизили объем инвестиций в исследования и разработки. Поэтому когда рынок начал подниматься, мы смогли предложить заказчикам массу новых продуктов и готовых решений. За счет этого Cisco быстрее многих вышла из спада, постигшего отрасль.
К тому же не стоит забывать, что снизилась капитализация, во многом отражавшая завышенные ожидания фондовых рынков, связанные с IТ и особенно интернет-экономикой. Если же брать такие показатели, как объем продаж и прибыль, то они у нас сейчас выше, чем были в тот период. Из-за чего мы чувствуем себя намного лучше.
«&»: Компания Alcatel — один ваш серьезный конкурент — приобретает второго, Lucent Technologies. О каких тенденциях, на ваш взгляд, свидетельствует сделка между двумя крупнейшими игроками IТ-рынка?
Р. Э.: Я не хотел бы комментировать эту конкретную сделку, однако могу сказать, что большинство слияний крупных компаний в конечном итоге оказываются неудачными. Одно дело, если большая компания покупает маленькую. Тогда новые продукты можно внедрить в существующие каналы сбыта, специалистов интегрировать в сложившиеся коллективы и корпоративную культуру. Например, Cisco за время своего существования успешно поглотила более 100 фирм. И совсем другое дело, если сливаются примерно одинаковые по величине корпорации, причем одна — американская, а другая — французская.
Подталкивают же компании к подобным шагам привлекательные цели, которые потенциально достижимы: экономия за счет масштаба, устранение дублирующих структур и сокращение персонала, быстрый выход на новые географические и продуктовые рынки. Более крупная компания чувствует себя увереннее в конкурентной борьбе. Но беда в том, что может пройти много времени, а эти потенциальные возможности так и не станут реальностью.
«&»: В том же исследовании EIU говорится, что к 2020 г. Китай будет второй экономической державой мира с самой крупной в мире технологической отраслью. Уже сейчас на IТ-рынке все более заметны китайские производители. Что вы можете противопоставить их давлению?
Р. Э.: Лучшая защита — это довольный клиент и хороший продукт. Нужно вкладывать средства в развитие, чтобы максимально удовлетворять растущие потребности заказчиков. Сейчас мы можем ежегодно направлять на эти цели $3,5 млрд. Важно и то, что мы поддерживаем все поставленное нами оборудование. У некоторых наших заказчиков коммутаторы работают по 10 лет. А для нашей индустрии, где все меняется слишком быстро, это очень большой срок. При этом мы не только обеспечиваем их работоспособность, но и постоянно модернизируем. Потому уровень удовлетворенности наших заказчиков высок.
«&»: Но производители из Китая в качестве решающего аргумента часто приводят цену на свои изделия.
Р. Э.: Мы не собираемся конкурировать по цене. Хотя у нас есть продукты, ориентированные на клиентов с различными потребностями. А значит, с разной функциональностью и соответственно разной ценой. Нужно смотреть на то, сколько стоит не продукт, а решение. Учитывать совокупную стоимость владения. Можно купить что-то дешевле, но потом окажется, что нет запчастей, обновления программного обеспечения и т. п. Да и сама компания-производитель может исчезнуть с рынка по ряду причин. В результате через 2-3 года устройство, возможно, придется заменить. И в чем тогда будет экономия?
Кроме того, заказчик должен получать то, что ему обещается на проектном этапе. Некоторые же производители, привлекшие заказчика низкой ценой, потом ставят его перед фактом, что поставки будут растянуты во времени, необходимые вещи, например лицензии, нужно докупать дополнительно и т. д. Приведу аналогию. Можно купить дом в чистом поле. Он будет стоить одну сумму. А можно со всей инфраструктурой. Понятно, что тогда он будет стоить дороже. Заказчик может выбирать, что ему больше подходит — получать все и сразу из одних рук или организовывать потом дозакупки и дополнительные работы.
Раз в год мы опрашиваем заказчиков, удовлетворены ли они сотрудничеством с Cisco. И бонусы, которые получают топ-менеджеры компании, напрямую зависят от результатов этих опросов.
«&»: Потребность заказчика в поддержке поставщика, о которой вы говорите, — не искусственная, специально задуманная?
Р. Э.: Нет, полуфабрикат, который работает исключительно в присутствии представителя поставщика, сейчас продать практически невозможно. Под поддержкой мы понимаем не только то, что в случае если что-то случится, мы в короткое время устраним неисправность. Это тоже очень актуально, так как сетевая инфраструктура критически важна для любой компании. Но не менее важно и то, что технологии постоянно совершенствуются. Поэтому нужно как минимум обновлять программное обеспечение, управляющее работой сетевых устройств. А если устройство имеет модульную конструкцию, то заказчик может усовершенствовать его по частям, опять же экономя свои средства.
«&»: По мере развития рынков увеличивается количество квалифицированных специалистов. Но рыночная стоимость IТ-специалистов и в Украине, и в России растет. Почему так происходит?
Р. Э.: Связано это с тем, что рынок растет быстрее, чем число специалистов. Усложняются задачи, которые они решают. По прогнозу IDC, к 2008 г. объем продаж в сегменте сетевых технологий вырастет на 18% по сравнению с нынешними показателями. К тому времени дефицит квалифицированных инженерных кадров в Украине достигнет 33,5%, в России — 24,5%, тогда как в Великобритании он не превысит 9,3%. В абсолютном выражении дефицит кадров будет выглядеть так: в Украине он составит 28 тыс., Великобритании — 40 тыс., а в России — 60 тыс. человек.
Кадровый голод ведет к спекуляциям на рынке труда и необходимости пересмотра устоявшейся системы ценностей и мотивации сотрудников. Все эти процессы могут крайне отрицательно сказаться на развитии телекоммуникационной индустрии, вызвать ее стагнацию и даже кризис.
Мы пытаемся самостоятельно решать кадровые проблемы. В частности, большую роль отводим академиям Cisco. Сейчас у вас в стране их 25. Они выпускают около 1000 человек в год. Однако в ближайшие 12 месяцев мы намерены удвоить количество этих учебных центров. Для их оснащения бесплатно передаем вузам современное сетевое оборудование и учебные материалы.
«&»: В ближайшее время Cisco намерена строить свою стратегию развития вокруг концепции IIN (Intelligent Information Network) — интеллектуальных сетей нового поколения. Что нового в этих сетях?
Р. Э.: Решения, которые раньше нужно было покупать отдельно (системы безопасности, компьютерная телефония и т. п.), теперь входят в состав наших продуктов. В современную сеть добавляется интеллект. Сеть, как звено, объединяющее самые разные компоненты IТ-инфраструктуры, является оптимальным местом для выполнения определенных задач, обеспечивающих прозрачное взаимодействие. Потребитель от этого получает выгоду, например от того, что IP-телефонная станция становится частью сетевой инфраструктуры и выполняет не только телефонные функции, но и многие другие. Элементы системы безопасности интегрированы в каждый элемент инфраструктуры — такого эффекта невозможно получить, если к коммутатору или маршрутизатору «сбоку» просто добавить устройство. От подобной интеграции мы получаем совершенно новое качество решения задач.
Нельзя не отметить и тот факт, что организации уже накопили огромное количество данных, необходимых для статистической обработки, учета, оперативного доступа. Постоянный рост количества приложений, генерирующих большие объемы данных или ориентированных на их обработку в режиме реального времени, вместе с развитием инфраструктуры операторов связи приведут к росту интереса к сетям хранения данных. Это будет скорее прорыв в области ментальности и в области использования корпоративных приложений, чем технологический.
«&»: О выгодах аутсорсинга IТ-услуг много говорится и пишется. Но реальных проектов пока не очень много. Что сдерживает эти процессы?
Р. Э.: Сдерживает желание заказчиков все контролировать самим и неверие в безопасность. Не хотят допускать к ключевым точкам своего бизнеса «чужаков». Даже на Западе, не говоря уже про страны СНГ, где стремление иметь все свое пока почти непреодолимо.
Кроме того, существуют большие законодательные проблемы. Например, что делать в случае потери информации? Законодательство не защищает обе стороны. Заказчика — от потери или несанкционированного распространения информации, а исполнителя — от необоснованных обвинений. Потому опасаются обе стороны. Правда, реализованных проектов появляется все больше. В случае их успешности популярность IТ-аутсорсинга как средства повышения эффективности внутренней работы компании возрастет.
Вице-президент интеллектуальных сетей Роберт Эйджи, вице-президент Cisco Systems в России и странах СНГ. Родился 1 июля 1959 г. Образование: Университет Беркли в Калифорнии, бакалавр экономики, изучал русский язык в Ленинградском университете, окончил университет в Познани (Польша), получил диплом Executive MBA Гарвардского университета. Карьера: с 1980 г. — менеджер по продажам компании Xerox, 1984-87 гг. — региональный менеджер Xerox в Югославии, 1987-90 гг. — исполнительный директор Xerox в Нигерии, 1991-97 гг. — генеральный директор Xerox по СНГ. В январе 1997 г. стал генеральным директором Cisco Systems в России, с августа 2004 г. — управляющий директор Cisco в России и СНГ. С сентября 2005 г. — вице-президент Cisco.