Финансовая осторожность и стабильный уровень инфляции — краеугольные камни современного сравнительно здорового мирового экономического устройства.
Хотя так ли это? Принимая во внимание то, что сейчас мировая экономика находится на пике продолжительного и чрезвычайно сбалансированного развития, хочется спросить: не настало ли время начать думать о более важных проблемах? В частности, должны ли государства, особенно те, которые постоянно наращивают долларовые резервы, начать вместо этого думать о том, как построить у себя дороги, мосты, порты, электрические системы и другие составляющие инфраструктуры? Пришло ли время начать закладывать фундамент для обеспечения будущего роста, в первую очередь в бедных регионах, которые еще не пользуются благами сегодняшнего процветания?
Я не рекламирую финансовое расточительство. Но баланс экономических рисков изменился за последние несколько лет. Да, в течение ближайших трех-пяти лет, возможно, возникнет следующий мировой экономический спад. И, вероятно, за этим последует очередная цепь финансовых кризисов — может, в Центральной Европе, которая сейчас выглядит так же, как Азия перед кризисом 1997 г.
Разумная экономическая политика — это не только извлечение выгоды в благоприятное время, но и избежание неблагоприятных времен. Специалисты Мирового банка разработали неимоверно длинный перечень шагов, необходимых странам для того, чтобы ускорить свои темпы роста (так называемый расширенный вашингтонский консенсус). Как и в случае с поддержанием хорошего здоровья, здесь недостаточно концентрироваться на одном компоненте. Однако если и существует область, где проведение такой политики вскоре дает возможность почувствовать разницу, то это инвестиции в инфраструктуру.
Даже инфраструктура Соединенных Штатов страдает от недосмотра: мосты разрушаются, а загруженность электрической системы достигла опасного уровня. Системы инфраструктуры Бразилии способны поддержать темп роста страны в 3-4%, но вряд ли 6-7%-й рост, который должен был бы наблюдаться в стране в условиях текущего мирового бума. Россия, несмотря на огромные запасы нефти и газа, не выделяет достаточно средств даже на поддержание здорового роста отраслей энергетики.
Действительно, государственные средства на развитие инфраструктуры часто расходуются нецелесообразно. Но есть способы тратить меньше. Прозрачность при заключении договоров о поставках вызывает изумление своей действенностью. Также поражает и эффект, достигаемый от участия частного сектора. Даже Китай, построивший более 50 тыс. км дорог и десятки аэропортов за последние пять лет, пользуется выгодами частного финансирования.
Страны, не приведшие в порядок свою финансовую политику, такие как Индия, не должны сломя голову бросаться на реализацию грандиозных государственных проектов. Сначала нужно провести реформы, которые могут обеспечить стабильность. Финансовая осторожность и стабильный уровень инфляции — краеугольные камни современного сравнительно здорового мирового экономического устройства. Хотя для стран, которые могут инвестировать больше, главным образом те, что обладают избытком драгоценных долларов в лежащих впустую казначейских векселях США, похоже, настало время переоценить баланс рисков.
МВФ абсолютно прав, когда каждый апрель напоминает министрам о риске экономического спада. Потребность стран в лучшей инфраструктуре не означает, что надо выкинуть осторожность в окно. Но когда министры финансов всего мира отойдут от своей апрельской шоковой терапии, им нужно будет постараться увидеть все возможности.