Site icon Companion UA

Бедуину — бедуиново…

Новый проект художницы Оксаны Мась предъявляет международные требованияукраинскому рынку современного искусства.


Автор передвижного арт-проекта «Точка сборки», не так давно показанного в Киеве (дворец искусств «Украинский дом»), одесская художница Оксана Мась демонстрирует творческий космополитизм, коммерческую успешность и нестандартный подход в продвижении собственного искусства. Первая среди украинских художников она наняла агентство для своей промо-компании. В ее планах — сделать выставку в киевском аэропорту. Восемь экспозиций, уже состоявшихся в нынешнем году, и не менее плотный график, расписанный до его окончания, — явный признак востребованности со стороны европейского рынка. В свою очередь художница предъявляет современные требования к отечественной инфраструктуре, которая все никак не преодолеет период затянувшегося становления. Спасение утопающих — дело рук тех, кто сам умеет плавать. Подробности — в интервью, которое Оксана Мась дала «&».


Машина сопровождения вместо страховки


О. М.: Могу сказать, что любой художник, который захочет реализовать в Украине масштабный проект наподобие «Точки сборки», будет вынужден преодолеть огромное количество препятствий. Во-первых, отсутствие современных галерей и залов с большой выставочной площадью. Фактически Украина не готова к большим арт-событиям. В Одессе мы смогли разместить проект в четырех музеях. Только в «Украинском доме» нам удалось показать его целиком. Во-вторых, проблемы арт-критики. Нам пришлось задействовать сразу несколько специалистов, чтобы дать трактовку этому проекту.

















И, в-третьих, — ни одна украинская компания не может застраховать картины. У них попросту нет экспертов, которые смогли бы дать правильную оценку! Понимаете, ни одна галерея во Франции или Америке не примет твою выставку, если нет страховки. А это целый пакет документов. Поэтому когда я везу свою выставку в Москву, за машиной с картинами обязательно едет сопровождение. Таким образом, на сегодняшний день безопасность своих работ могу обеспечить лишь я сама. Уже не говорю специально о таких «мелких» проблемах, как материал для работы — наличие необходимого количества подрамников, трудности при закупке холстов и красок, которые мы искали по всей Украине.


Искусство со сроком гарантии


«&»: Вы первая украинская художница, обратившаяся к агентству за услугами PR-сопровождения?
О. М.:
В Украине многое приходится делать впервые. Каждый должен заниматься своей работой, и участие агентства 3S очень облегчило мою нагрузку. Они — профессионалы и знают, что и какими инструментами лучше реализовать.


Конечно, на Западе рыночной судьбой художника занимаются арт-продюсеры и галеристы. Исходя из наблюдений за их деятельностью у меня сложились четкое видение и требования к тому, как это должно происходить. В Украине настоящих профессионалов пока что мало. Могу точно сказать, что довольна тем, что и как делает Евгений Карась.


Однажды я со своей первой выставкой оказалась на московском салоне, где по разным сторонам от меня были представлены новгородская живопись и таджикские ковры. Ничего не имею против народного творчества. Но ситуация очень показательна, насколько неправильно могут быть позиционированы работы художника. Я была не то что расстроена — поражена! И после этого случая просто взяла каталоги и сама пошла по московским галереям. Сегодня я — лидер продаж в известной московской галерее «Айдан». Она реализует в год около 30 моих картин, что является неплохим показателем.


Цивилизованные отношения между коллекционером и галеристом для нас тоже пока что диковинка. На Западе (и теперь уже в Москве) галерист, продавая картину, гарантирует клиенту, что тот в течение нескольких лет может вернуть ее обратно и получить ту же сумму за вычетом определенного процента удержания. Это правильно и неоспоримо, так как в противном случае возникает резонный вопрос: «Какой уровень работ художника предлагает галерист, если изначально отказывается от их возможного возврата?».


Удел бедуинов


«&»: Возможно, строительство «Мистецького арсеналу» в Киеве частично решит вопрос дефицита больших выставочных площадок?
О. М.:
Может быть. Очевидно, там действительно будут хорошие помещения. Правда, размеры планируемых кафе и ресторанов можно было бы уменьшить в пользу искусства.


Но, как мне кажется, в отношении «Арсенала» главный разговор должен вестись не об этом. Чтобы это был музей современного искусства европейского масштаба, занесенный в международные каталоги, в нем должна быть представлена как минимум одна всемирно известная картина, которая интересна многим. Только тогда украинский «Арсенал» станет объектом культурного паломничества для всей Европы.


Все, что я задумываю, у меня получается. «Не могу» и «не умею» — это страхи и комплексы.

Естественно, чтобы работы такого уровня появились в Украине, их надо приобрести на аукционах, заплатив миллионы долларов. И механизмы, которые создали бы для этого предпосылки, может запустить только государство. Например, коллекция музея современного искусства Метрополитен в США была создана во многом благодаря тому, что правительство списывало налоги в соответствии со стоимостью подарка тем, кто дарил ему картины.


Непрофессиональный же подход может привести к тому, что наш музей окажется интересным только нам. Это будет камерное, внутрисемейное событие. И интерес к нам зарубежной публики можно будет сравнить с тем, что мы испытываем сами во время туристической поездки, наблюдая за жизнью бедуинов где-нибудь в Иордании.


А чтобы нагляднее показать, чем отличается внутренний этнический рынок от международного, приведу пример. В России существует Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, в двух залах которого экспонируются работы знаменитых импрессионистов. Так вот, эти два зала стоят в несколько раз дороже, чем все картины русских художников, собранные в Третьяковской галерее.


А вы ходили на выставку Гойи?


О. М.: Я была на многих зарубежных выставках и могу сказать, что количество людей, посещающих музеи на Западе, может поразить отечественное воображение. На экспозиции Пикассо в Риме приходилось буквально выглядывать из-за спин, чтобы хоть что-нибудь увидеть — перед полотнами даже в будний день стоят несколько рядов зрителей.


Сравним с выставкой Гойи, которая не так давно проходила у нас. Это действительно значимое культурное событие, по моему мнению, не имело достойного информационного сопровождения. Я считаю, что стоило с большей пользой использовать такой шанс — организовать экскурсии для школьников, рассказать им об этом. Меня лично беспокоит культура подрастающего поколения.


«&»: Было заявлено, что ваша «Точка сборки» — передвижной арт-проект, рассчитанный приблизительно на два года гастролей, в том числе и по Украине. Помимо рыночного продвижения себя как художника, ставите ли вы дополнительные задачи?
О. М.:
В настоящий момент уже имеется предварительная договоренность с восьмью украинскими музеями. Полагаю, что демонстрация «Точки сборки» сможет привлечь к ним утраченное зрительское внимание. Некоторые мои работы носят несколько буржуазный или даже шокирующий характер. Но это не так называемая игра в рекламу и не использование дополнительных инструментов привлечения зрителя. Мои главные мотивы все-таки творческие. В момент создания инсталляции «Пересадка сердца» я ощутила желание использовать двигатель Jaguar, а также кожу и золото лучшей пробы. Таково было мое вдохновение.


Глобализация по Вернадскому


«&»: Как художник, активно участвующий в международной выставочной жизни, что вы можете сказать о современных тенденциях в мировом искусстве?
О. М.:
Думаю, что сегодня всякий художник, по-настоящему занимающийся современным искусством, во многом лишен так называемых национальных особенностей.


Люди, которые встречаются на международных фестивалях, говорят на английском языке и не имеют существенных ментальных отличий, а при обсуждении мировых проблем используются общие критерии, понятные всем. Считаю, что это правильно. Все-таки будущее человечества связано с исчезновением всяких границ.


Таким образом, общая тенденция — полнейший космополитизм. Может быть, это проявление глобализации в искусстве. Очевидно, человечество на пути к некоему общепланетарному разуму, о котором говорил Вернадский. И чтобы вносить в него свою лепту, необходимо понимать общие тенденции. В укор многим нашим художникам можно поставить диагноз: отсутствие стремлений в этом направлении. 







Оксана Мась. Паспорт художника


Образование:
1986 г. — школа искусств г. Ильичевска.
1992 г. — Одесское государственное художественное училище имени М. Грекова.
2003 г. — получение степени бакалавра философии в Одесском государственном университете им. И. Мечникова.


География выставок:
галерея «Айдан» (Москва, Россия), FIAC (Париж, Франция), галерея «Ирис» (Барселона, Испания), Hall Galery (Амстердам, Нидерланды), М-Galery (Прага, Чехия), Golden-Art-Gallery (Кельн, Германия) и др.


Оксана Мась — автор пяти патентов на изобретения в области техники живописи.


Проект «Точка сборки» состоит из серий работ: «Время по Гринвичу», «Феномен (явление) эпидермизма», «АЛЕФ», «Ч/б реверс», «Пересадка сердца» (инсталляция).


С 16 по 21 мая 2006 г. «Точка сборки» принимает участие в Международном фестивале «Арт-Москва».


Финишная точка маршрута арт-проекта — март 2008 г.

Exit mobile version