Site icon Companion UA

Французская модель не работает

Автор: Бриджит Гранвилль


Хроническое недомогание Франции характеризуется периодическими взрывами протеста. Кажется, что между двумя последними эпизодами – беспорядками и поджогами во французских городах осенью прошлого года и успешной студенческой кампанией против нового закона, регулирующего вступление молодых людей на рынок труда, в начале текущего года – мало общего. Но связывающей нитью между ними являются молодежь, безработица, неопределенность будущего, а также удушающий патернализм государства, лежащий в основе самого французского недомогания.


Рассмотрим, например, такую желанную цель, как гарантия занятости. Французское правительство постаралось достичь ее единственным известным ему способом – дополнительным регулированием. Те, кто имеют рабочие места, пользуются чрезмерной защитой, в то время как препятствия к вступлению на рынок труда для миллионов людей являются практически непреодолимыми.


В результате средний уровень безработицы в текущем десятилетии составил 10% и не опускался ниже 8% за последние 20 лет. И в то время как общий уровень безработицы остается на стабильном, хотя и шокирующе высоком уровне, уровень безработицы среди молодых людей (в возрастной группе от 16 до 24 лет) подскочил с 15,3% в 1990 году до 21,4% в 2005.


Но эта общая стабильность маскирует сдвиги в распределении доходов в пользу более старших возрастных групп. Доля тех, кто находится ближе к пенсионному возрасту (от 51 до 65 лет), в общем доходе выросла на три процентные точки за последние десять лет, в то время как доля представителей более молодых возрастных групп, особенно молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, упала на более чем пять процентных точек. К 1995 г. относительная бедность резко возросла среди молодых людей, в то время как среди людей пожилого возраста наблюдалась обратная тенденция. В 1970-х годах четверть всех пенсионеров жили в бедности, сегодня эта цифра составляет всего 4%.


Основная причина бедности — безработица, и лучшая защита против нее – доход от зарплаты, которому даже щедрые французские платежи по соцобеспечению не являются адекватной заменой. Более того, высокие налоги на заработную плату, необходимые для того, чтобы финансировать эти пособия, являются еще одним препятствием для найма новых работников, равно как и минимальная заработная плата, имеющая тенденцию оценивать неквалифицированный труд выше его потенциальной продуктивности. Относительно щедрое пособие по безработице и перспектива высоких налогов при наличии работы уменьшают стимул соглашаться на низкооплачиваемую работу. В результате 40% всех трансфертов идут бедным, но трудоспособным людям рабочего возраста.


Логическим ответом было бы равно сократить гарантии занятости для всех участников рынка труда. Но ни одно французское правительство в последние десятилетия не было достаточно сильным для того, чтобы подавить оппозицию (часто включающую противозаконные действия, остающиеся безнаказанными) любым сокращениям укоренившихся привилегий.


Наверное, единственным выходом из сложившейся тупиковой ситуации во Франции является не менее традиционный французский путь революции. Согласно этой точке зрения реформировать существующую систему невозможно, и провести реальные изменения можно будет только после ее окончательного крушения, возможно, по причине фискальной слабости, поскольку поддерживать сочетание трансфертов, финансируемых за счет дефицита, медленного роста и низкого уровня участия на рынке труда может оказаться невозможным. В конце концов какими бы ни были более глубокие причины Французской революции 1789 г., непосредственным ее инициатором стал кризис государственного бюджета.


 Социальная напряженность, вызванная высоким уровнем безработицы, особенно среди молодых людей, может заставить правительство провести реальные изменения, не дожидаясь финансового кризиса. Но эволюционный прогресс всегда предпочтительнее революционного переворота, и, несмотря на все сложности постепенных реформ, перспектива не является абсолютно безнадежной.


Декуа столкнулся с сильной (и часто обоснованной) оппозицией. Но динамика всех реформ необратима, когда даже убедительные аргументы меркнут перед срочной необходимостью изменений. Для Франции в целом долгосрочная стоимость воздержания от приема сильнодействующего лекарства будет гораздо выше, чем краткосрочная болезненность реформирования финансово неустойчивого и духовно истощающегося государства всеобщего благосостояния.


Молодые люди во Франции вновь обретут доверие и надежду, когда им покажут мир, где справедливость заключается не только в эгалитарном и безусловном перераспределении, а в усердном труде и хорошем поведении. Изменения к лучшему должны базироваться на основополагающем убеждении того, что человек должен получать, что заслуживает, и заслужить то, что получает.


Бриджит Гранвилль – профессор международной экономики и экономической политики Школы бизнеса и управления колледжа Queen Mary Лондонского университета.


 

Exit mobile version