Site icon Companion UA

Бизнес с дырками в подошве

Создать преуспевающую компанию за 13 лет несложно. Главное — даже, казалось бы, в тупиковых ситуациях не терять веры в собственную идею.


Марио Полегато — уникальный человек, который в середине 1990-х гг. решился бросить вызов лидерам обувной индустрии, объявив свою амбициозную программу «Мировая революция в обуви — ни больше ни меньше». О том, как эта революция происходила, — в эксклюзивном интервью «&».


«&»: Вы неоднократно признавались, что построить столь динамичную компанию за короткий срок просто. Нужно лишь поверить в свою идею.
М. П.:
Да, это так. В успехе Geox заложены два аспекта. Во-первых, это творческая часть. Есть люди более чувствительные и менее чувствительные, однако все мы в жизни что-то создаем. Во-вторых, каждая наша идея должна быть немедленно запатентована. Ведь если идею не защитить, ее сразу же скопируют. Затем каждая запатентованная идея должна быть проверена на практике методом эксперимента. Только в таком случае идея может стать проектом, продаваемым во всем мире.


Марио Полегато: «Мы представляем рынку даже не модель обуви, а новый образ жизни».

Я на собственном опыте доказал, что, отталкиваясь от определенной идеи, можно изменить мир. Идея «дышащей» обуви — это проект, интересующий все человечество. Нужно помнить, что 90% людей в мире носят обувь с резиновой подошвой и лишь 10% — с кожаной. Резиновую подошву используют в обуви для детей, молодежи, взрослых, для всех военнослужащих в мире, а также для спортсменов. Все эти люди сегодня имеют большие проблемы с гигиеной ног, потому что резиновая подошва не «дышит». Наша инновационная технология очень проста — мы сделали отверстия, через которые испарения пота выходят наружу. При этом во время дождя вода внутрь не проникает, потому что внутрь подошвы мы поместили специальный материал — мембрану. Она сделана с множеством каналов, диаметр каждого из которых в 700 раз меньше, чем у капли воды. Эта мембрана водонепроницаемая и «дышащая», позволяет ногам оставаться сухими при любой погоде. Теперь этот проект запатентован во всем мире, никто не имеет права его копировать. Таким образом, мы представляем рынку даже не модель обуви, а новый образ жизни.


«&»: Откуда у вас возникла такая непоколебимая вера в собственные силы?
М. П.:
Вера в себя является одним из обязательных условий. Когда я создал «дышащую» резиновую подошву, то не собирался производить обувь. На протяжении трех лет я предлагал этот проект ведущим мировым производителям обуви в Италии, Германии, Америке. Никто мне не поверил. Но это не заставило меня опустить руки, и сегодня я в числе лидеров обувного рынка.


В таком мире инноваций, как мой, очень важно, чтобы изобретатель сам был бизнесменом. Часто изобретатель является созидателем, тогда как сторонние предприятия используют его идеи. Мой случай уникален тем, что я изобретатель и бизнесмен одновременно. Однако любой мой коллега может утвердить себя в какой-то нише.


Geox — дважды везучий проект. Во-первых, это инновационная технология. Во-вторых — то, что я итальянец. Ведь Италия — мировой обувной центр с миллионами модельеров, наилучшим качеством кожи, самой высокой культурой производства обуви. Geox имеет возможность использовать все эти ресурсы. Наша обувь является продуктом моды, технологии в среднем и высоком ценовом сегменте. Следовательно, я представляю новый имидж итальянского продукта. Например, если спросить украинца, что он знает об Италии, он назовет итальянскую моду, итальянскую кухню и культуру. Но мало кто знает об итальянских технологиях — все сразу вспоминают о технологии немецкой, американской или японской. Именно поэтому национальные банки и биржи в 2003 г. присудили мне премию «Лучший итальянский предприниматель в мире», а президент Италии в 2005-м наградил титулом «Кавалера труда» (Cavaliere del Lavoro).


Geox сегодня — драгоценность итальянской экономики. Нас знают не только по темпам производства обуви, но и по тому, что мы являемся образцовым предприятием во всем том, о чем учат в американских и европейских университетах о корпоративной модели. Важна и этическая модель предприятия, потому что дает надежду всем людям. Я, например, начинал с нуля, а это может быть примером для украинской молодежи. Американский экономический журнал Forbes поставил меня на 350-е место в списке самых богатых людей мира и на 12-е — в Италии. Я себя спрашиваю: почему этот опыт не может повторить в другом секторе кто-нибудь из ваших граждан? Я трижды в месяц преподаю в университете курс «Интеллектуальной собственности», объясняя студентам, как с помощью идеи можно сделать успешный бизнес.


«&»: Кто служил вашей опорой в ходе реализации проекта Geox?
М. П.:
Чтобы реализовать этот проект, я создал группу из пяти менеджеров. Я нашел в Италии пятерых молодых людей, которых убедил в перспективности своей идеи. Я пообещал им, что если они пойдут со мной, то станут руководителями мирового уровня. В итоге один из них стал топ-менеджером по производству обуви, второй — по маркетингу, третий — по исследованиям, четвертый — по финансам, пятый — по продажам. Тем самым мы вместе основали предприятие исходя скорее из американской модели, чем итальянской, то есть работающее с помощью менеджеров.


В то же время в Италии большинство предприятий — с семейным типом ведения бизнеса, где хозяин хочет заниматься всем: исследованиями, производством обуви, маркетингом, финансами. Но на сегодняшнем глобализированном рынке очень сложно, чтобы один человек охватывал все поле деятельности. Именно в этом причина того, что многие европейские предприятия переживают кризис.


«&»: Не раз приходилось слышать, что в бизнесе есть только две проблемы: люди и деньги. Согласны ли вы с этим?
М. П.:
Мое видение бизнеса более оптимистическое. Если у тебя сегодня есть серьезный проект, зарегистрированный и подтвержденный необходимыми патентами, проект, который интересует многих людей, ты обязательно найдешь на рынке того, кто тебя профинансирует. Это будут либо частные банки, либо финансовые общества, либо партнеры. Самое главное — создать проект.


Между тем мы много инвестируем в людские ресурсы. Штат нашего головного офиса неподалеку от Венеции составляют 650 служащих. 70% из них имеют высшее образование. Еще 5 тыс. сотрудников работают за границей. Мы открыли четыре профессиональные школы — политехническую, для менеджеров среднего и высшего звена, и курсы для выпускников вузов. Кроме того, у нас есть курсы дистанционного обучения один раз в год — для инженеров, химиков и экономистов. В прошлом году мы получили 3 тыс. заявок на стажировку от людей со всего мира, выбрали 20 и пригласили этих людей к нам. Они приезжают на 4-6 месяцев для прохождения теоретического курса у наших профессоров и производственной практики. Тем самым мы растим таланты, которые впоследствии экспортируем по всему миру, точнее в 68 стран, где работает Geox. Таким образом, мы создали не обувную фабрику, а культурную корпорацию, как Microsoft Билла Гейтса.


«&»: Несмотря на многочисленные предложения со стороны обувных компаний, вы отказываетесь продать патент на «дышащую обувь». Это уже дело принципа?
М. П.:
Нет. С самого начала я решил производить не подошвы, а обувь. На сегодня технологию «дышащей» обуви во всем мире использует только Geox, и если мы введем на рынок новую марку, то потеряем часть клиентов. Сейчас у нас 10 тыс. независимых потребителей. Мы открыли 450 монобрендовых магазинов — вы можете их увидеть в Сиднее, Пекине, Нью-Йорке, Париже. Наши новые торговые точки открываются практически ежедневно. Если вы приедете в Милан, Рим, Флоренцию, то увидите, что три человека из десяти обуты в Geox. Такую же ситуацию мы будем наблюдать и в Украине. Потому что во всех странах мира люди очень внимательно относятся к технологиям и своему здоровью.


На вашем рынке было продано 30 тыс. пар обуви в 2004 г., 70 тыс. — в 2005-м, а в текущем году планируем реализовать 180 тыс. пар. Следовательно, рост составляет 150% в год. На данный момент обувь Geox продается еще в 70 мультибрендовых магазинах по всей Украине. Мы также с большим успехом открыли три собственных магазина в Одессе, Киеве и Днепропетровске.


«&»: Как воспринимаете критику со стороны конкурентов? Считаете, что она зачастую является внешним проявлением зависти?
М. П.:
Такую простую вещь критиковать просто невозможно! Это то же самое, что критиковать двигатель автомобиля, который работает на воде вместо бензина. Ведь если изобретатель вырабатывает из воды водород для двигателя, то такая энергия не будет стоить ничего. Следовательно, все марки автомобилей, которые работают на нефтепродуктах, будут хуже продаваться. Geox сделала то же на обувном рынке. Недавно в Соединенных Штатах я беседовал с журналистами о том, что проблема неприятного запаха ног решена. И тут все рассмеялись. Но через две минуты стали серьезными, потому что это правда.


«&»: Достигнута ли сегодня та первоначальная цель, которую вы себе поставили в тот день, когда придумали «дышащую» обувь?
М. П.:
Нет. Я очень амбициозный человек и недоволен тем, что Geox является производителем обуви №1 в Италии, а хочу стать одним из ведущих производителей обуви на мировом рынке. Думаю, данный проект сможет изменить мир, он заслуживает такого успеха. Сегодня на рынке нет компании, которая растет такими темпами. Год назад Geox провела IPO в Милане. Сейчас капитализация Geox составляет около 3 млрд. евро. Заметьте, мы говорим об обуви, а не о компьютерах или нефтепродуктах. За последний год, после IPO, акции Geox возросли в цене на 160%. Потому что наши акционеры — американские и английские фонды — ожидают, что Geox станет одним из мировых лидеров в производстве обуви. И хотя сейчас мы производим миллионы пар обуви, акционеры уверены, что мы находимся лишь в начале своего пути. 







От виноделия к дыропроизводству


Марио Моретти Полегато — основатель, президент, главный акционер компании Geox S.p.A. (85% капитала).


Родился в 1952 г. Семья Полегато вот уже три поколения создает вино под маркой La Gioiosa (ежегодный объем продаж — около 40 млн. евро). После окончания обучения на факультете сельского хозяйства по специальности энология управлял семейным бизнесом. В 1995 г. основал компанию Geox. Женат. Супруга Anna Lucia Balzan — почетный консул Венеции в Монако. Сыну Энрико Полегато 25 лет.

Exit mobile version