Honda демонстрирует амбиции
Самым дорогостоящим окажется японский проект — постройка первого за последние 25 лет завода в стране обойдется ему в $640 млн. С помощью новой площадки Honda повысит объемы производства в Японии на 15,4% (до 1,5 млн. авто в год). Еще $155 млн. концерн вложит в исследовательский центр, открытие которого запланировано на 2009 г.
Место для строительства американского завода пока не определено. Известно лишь, что проект оценивается в $400 млн., а его запуск намечен на 2008 г. Новое предприятие позволит нарастить производство в США на 14,3% (до 1,6 млн. авто в год). В $140 млн. оцениваются инвестиции в площадку по сборке двигателей в канадском Онтарио. Его мощность рассчитана на 200 тыс. моторов в год.
Сейчас Honda владеет пятью заводами в штатах Огайо, Джорджия, Алабама и канадской провинции Онтарио. При этом концерн всерьез рассчитывает повысить продажи в США — наиболее важном для себя рынке. Такие амбиции небезосновательны: в январе-апреле 2006 г. продажи малолитражного автомобиля Honda Civic в Штатах выросли на 22%. Повышение цен на бензин вынуждает потребителей отказываться от крупногабаритных машин марок GM и Ford. Как следствие — только за март объем продаж GM упал на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2005-го, а Ford — на 4,6%. Учитывая эту тенденцию, на новых заводах Honda скорее всего запустит конвейер по производству малолитражных моделей (Civic и Fit).
От российских ворот — поворот
Грузинская компания Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW) остановила основную линию по розливу минеральной лечебно-столовой воды «Боржоми», обеспечивающую около 60% общего объема продукции. Функционирующими остаются лишь конвейеры по выпуску 0,33-литровых бутылок и литровых ПЭТ.
Такой шаг руководство компании называет не иначе как «профилактической мерой», связанной с наладочными работами на второй производственной линии, вводимой в эксплуатацию. Однако у отраслевых аналитиков иное мнение на сей счет: временное приостановление розлива связано скорее с запретом на ввоз «Боржоми» на территорию России с 5 мая, а также на ее реализацию на российском рынке — с 7 мая. Данные решения приняты Россанэпиднадзором в связи с якобы учащающимися фактами продажи грузинской воды, не соответствующей установленным показателям качества, а также с маркировкой, не отвечающей требованиям к информации для потребителей.
В этой ситуации, как отмечают аналитики, сохранять традиционные объемы выпуска GG&MW попросту нерентабельно. Ведь на российском рынке ежегодно реализовывалось 111 млн. бутылок «Боржоми», то есть 70% общего объема производства. Партии минералки, от которых отказались российские потребители, будут перепроданы в другие страны. Следовательно, GG&MW несколько месяцев сможет удовлетворять потребности оставшихся клиентов исключительно реэкспортированным из России «Боржоми».
Помимо приостановления производства, руководство GG&MW заявило о намерении диверсифицировать географию продаж «Боржоми». В частности, компания уже ведет активные переговоры с рядом стран Центральной Азии по освоению новых рынков. В ближайшее время первые партии грузинской минеральной воды отправятся в Киргизию, Таджикистан и Монголию. Вскоре к ним присоединятся страны Ближнего Востока, Китай и Узбекистан.
Microsoft отправляет сотрудников на незаслуженный отдых
Старший вице-президент корпорации по кадровой политике Лиза Брумель заметила, что нынешнее решение призвано «лишний раз продемонстрировать, что Microsoft остается одним из лучших мест для работы с большими возможностями, лидерскими позициями и прекрасной рабочей обстановкой». По-другому эту ситуацию расценивает президент Вашингтонского альянса сотрудников технологической отрасли (WATW) Маркус Кортни. Он полагает, что политика вынужденных временных увольнений только по отношению к контрактникам отражает сильное неравенство условий внутри Microsoft. «Это демонстрирует тот факт, что между Microsoft и контрактниками существуют нечестные отношения», — заявил Кортни. Штат корпорации сейчас насчитывает 63 тыс. человек по всему миру, и сколько из них контрактников — неизвестно.
Между тем рынок воспринял нынешнюю инициативу компании как предвестницу будущих финансовых неудач. По итогам торгов 22 мая, акции Microsoft подешевели на 16%. Правда, снижение котировок связано также с заявлением об увеличении расходов корпорации в будущем году. По прогнозам аналитиков, Microsoft потратит в 2007 финансовом году на $2 млрд. больше, чем предполагала.
Австрийцы построили энергетические баррикады
В случае удачного завершения сделки объединенная OMV Verbund станет крупнейшей энергетической группой в Центральной Европе. При этом она потеснит позиции итальянской Enel, немецкой E.ON и российского монополиста «Газпром» (основного поставщика газа в Австрию), которые также ищут объекты для поглощения в регионе. Австрийская госкомпания получит в распоряжение 116 электростанций суммарной мощностью 8,3 тыс. МВт. Сама же OMV работает в 18 странах и ежегодно продает до 41 млрд. куб. м газа. Рыночная капитализация новой компании достигнет 29 млрд. евро, что поставит ее в один ряд с испанской Iberdrola и российским PAO ЕЭС в мировой энергетической табели о рангах.
Решение о поглощении аналитики называют своевременным: OMV Verbund сможет составить серьезную конкуренцию европейским концернам после либерализации энергетических рынков Евросоюза с 1 июля 2007 г. В то же время газовое противостояние между Киевом и Москвой, которое сказалось на характере поставок российского голубого топлива в ЕС, вынудило правительства западноевропейских стран всерьез задуматься над обеспечением надежности своих поставщиков газа. Так, нынешнее слияние приведет к укрупнению энергетического сектора Австрии на базе национальной компании, а значит, уменьшит шансы крупных иностранных холдингов занять рынок. Подобную цель преследуют власти Испании и Франции. В частности, испанская Endesa стала объектом поглощения со стороны государственной Gas Natural, выигравшей судебные баталии у E.ON. Французский Suez при поддержке властей заключил договор на покупку Gaz de France для предотвращения его враждебного поглощения со стороны Enel.
MTV «поймала волну» цифровой музыки
Ценовая политика URGE будет миксом «пофайлового» подхода Apple iTunes и месячной подписки, реализованной на таких популярных сервисах, как Rhapsody (1,7 млн. подписчиков) и Napster (0,5 млн.). С одной стороны, URGE предложит возможность платить $0,99 за каждый скачанный сингл или $9,95 — за альбом. С другой — месячная подписка на сервис даст возможность пользователям загружать неограниченное количество аудиокомпозиций на свои персональные компьютеры и MP3-проигрыватели за $9,95 и 14,95 соответственно. К своему финальному выходу онлайновый магазин будет предлагать для загрузки около 2 млн. файлов от 110 тыс. исполнителей. Основным же недостатком URGE называют его несовместимость с Macintosh, и главное — с МР3-плеерами Apple iPod (с начала 2001 г. их было продано 50 млн.).
Эксперты пророчат URGE успешное продвижение на рынке. «Существенным их преимуществом перед конкурентами станет популярный у меломанов бренд MTV, что поможет URGE успешно продавать цифровую музыку», — отмечает аналитик из Inside Digital Media Фил Лей. В связи с этим эксперты уже поспешили назвать совместный выход MTV и Microsoft на музыкальный рынок событием, способным внести существенные коррективы в нынешнее соотношение сил в этой сфере. Например, всерьез потеснить нынешнего безоговорочного лидера Apple iTunes (за последние три года с сайта было скачано 1 млрд. синглов). Хотя, по заверениям руководства кабельного оператора, нынешний проект никак не повлияет на сотрудничество с Apple. Сегодня MTV продает на iTunes Music Store восемь своих телешоу.
Boeing откупился-таки от прокуратуры
Boeing стал объектом расследования со стороны департамента юстиции в связи с двумя нарушениями. Во-первых, речь идет о противоправных действиях по приобретению конфиденциальных документов, касающихся разработки новой ракетной программы своего конкурента Lockheed Martin в 1998 г. Эти материалы, по данным следствия, помогли Boeing выиграть 21 из 28 правительственных тендеров на запуск военных спутников, являющихся частью программы американских ВВС. Общая стоимость контрактов на участие в программе тогда составила $2 млрд. Во-вторых, Boeing обвинялся в попытке подкупа сотрудника министерства ВВС США, ответственного за принятие решений по контрактам корпорации.
Скандал, начавшийся в 2003 г., вызвал ряд увольнений в Boeing. В частности, свой пост вынуждены были покинуть исполнительный и финансовый директора компании. Кроме того, в результате этого скандала Boeing на несколько месяцев потерял право принимать участие в конкурсах на получение заказов Пентагона, тем самым уступив первое место субподрядчика Lockheed.