Представление, что американцы достигли прогресса во всем, в то время как другие богатые страны стояли на месте, является ошибочным.
Нравится вам Wal-Mart или нет, неоспоримо то, что он — типичный пример соотношения издержек и выгод современной глобализации. Потребители платят там значительно меньше, чем в традиционных магазинах. Например, продукты питания в Wal-Mart стоят на 25% дешевле, чем в обычной крупной сети супермаркетов. Разница в ценах на большое число иных потребительских товаров еще существеннее.
Вместе с несколькими другими крупными сетями супермаркетов (Target, Best Buy и Home Depot) на долю Wal-Mart приходится приблизительно 50% хваленного американского преимущества в росте производительности перед Европой за последние десять лет. Еще 25% — на долю аналогичного прогресса в оптовых цепочках поставок. Таким образом, представление, что американцы достигли прогресса во всем, в то время как другие богатые страны стояли на месте, является ошибочным.
Я не против крупных сетей супермаркетов. Они стали огромным благом для потребителей с низким уровнем доходов. Как потребитель я считаю, что такие магазины — превосходная идея и благословение для торговых партнеров Америки. Только на долю Wal-Mart приходится более 10% всего импорта США из Китая.
Однако у меня есть несколько замечаний в отношении модели Wal-Mart как образца глобального роста. Прежде всего существует проблема его влияния на рабочих с низкой заработной платой и мелких розничных торговцев. Тогда как в его действиях нет ничего противозаконного, исследования показывают, что в своей политике в области трудовых ресурсов Wal-Mart использует регулятивные лазейки, которые, например, позволяют ему уклоняться от бремени расходов на здравоохранение для многих работников. Появление крупных супермаркетов также приводит к исчезновению других розничных торговцев, часто полностью изменяя характер целых районов.
В некоторой степени такова цена прогресса. Но потерю эстетики и чувства общины нелегко включить в простую статистику доходов и цен. Крупные супермаркеты нельзя назвать привлекательными. Если они продолжат свой стремительный рост в течение следующих 20 лет, сочтут ли когда-нибудь американцы их распространение ярким примером неспособности осуществить региональные программы сбалансированного роста?
Действительно, многим европейцам видеомодель распространения сети супермаркетов Холмса покажется фильмом ужасов. Возможно, французы и изобрели гипермаркеты — предшественников крупных супермаркетов, но они никогда не собирались допускать их неконтролируемый рост. Существенным вопросом для европейцев является то, смогут ли они найти способ использовать некоторые из преимуществ в области эффективности модели Wal-Mart, не будучи полностью поглощенными ею.
Для американцев актуальна еще один проблема: что делать, когда феномен крупных супермаркетов исчерпает себя. Если такая доля преимущества США в области производительности зависит от неконтролируемого роста Wal-Mart и других крупных сетей супермаркетов, что произойдет, когда этот источник роста иссякнет? Экономика США имеет множество других преимуществ, включая лучшую финансовую систему и ведущую роль в высокотехнологичных средствах производства. Но факт остается фактом, что преимущество Америки в этих областях даже близко не было столь потрясающим, как феномен Wal-Mart.
Те, кто стремится имитировать тенденции производительности США, должны составить четкое представление о своем отношении к крупным супермаркетам, возникающим повсеместно и вызывающим падение заработных плат, а также вытесняющим более мелких розничных торговцев. Американцы в свою очередь должны задуматься о том, где проходит баланс между эстетикой, чувством общины и низкими ценами.