О финансовой пользе счастья

Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 16 февраля 2010 г

Чтобы предугадать поведение своих сотрудников или подчиненных, копните глубже — выясните, что делает их счастливыми.

Как курильщики отреагируют на повышение акциза на сигареты? Негативно, наверняка скажете вы, и будете не совсем правы. Исследование, проведенное в 2002 г. в США и Канаде, показало: если средний акциз на табачные изделия будет поднят с 31,6 до 50 центов за пачку, то потребители воспримут это одобрительно. Точнее, уровень удовлетворенности жизнью среди курильщиков после этого не снизился бы, а наоборот, вырос на 7,5 процентных пункта. Причина в том, что резкое подорожание сигарет, наконец, заставило бы многих слабовольных курильщиков избавиться от пагубной привычки. Хотя в случае с полезными для здоровья продуктами вроде хлеба или молока ситуация была бы противоположной.

Измерение счастья и всего, что с ним связано, — одно из наиболее многообещающих направлений экономических исследований последних лет. Оно исходит из того, что главным объектом экономической науки должно быть личное благополучие, а потому важно проследить, каким образом на него влияют такие факторы, как уровень доходов, занятость, инфляция, образование и проч. Можно двигаться и в обратном направлении. «Как получить, сберечь и вернуть счастье — это во все времена считалось скрытым мотивом всего того, что делают люди», — написал в начале 1900-х президент Американской ассоциации психологов Уильям Джеймс. То есть, поняв, что делает людей (читайте «потребителей», «сотрудников» и др.) счастливыми, станет возможным предугадать их поведение и просчитать вероятность принятия того или иного решения. К тому же, как отметила Сабина Алькир из Оксфордского университета, «счастливые люди — не те, кто больше зарабатывает, а те, кто больше тратит». Сделайте людей счастливыми, и вы получите более «доходных» покупателей. В общем, наука об измерении счастья — это вроде смеси когнитивной и бихевиористской теорий, только с финансовой направленностью.

Пожалуй, один из самых растиражированных результатов такого рода исследований таков. В целом по стране состоятельные граждане более счастливы, чем бедные, однако уровень удовлетворенности жизнью в развитых и развивающихся странах остается примерно одинаковым. Это происходит потому, что, оценивая уровень собственного благополучия, человек в первую очередь сравнивает себя с окружающими. Так, несмотря на то что сейчас люди на Западе в четыре раза обеспеченнее, чем 40 лет назад, уровень их субъективного благополучия практически не изменился. «В условиях общего роста ВВП в стране мое удовлетворение собственным заработком расти не будет, — пояснил Эндрю Кларк из Парижской школы экономики, выступая на конференции GDN в Праге. — Удовлетворенность возникнет лишь тогда, когда доходы остальной части населения будут падать или хотя бы оставаться на прежнем уровне». В данном случае людьми руководит банальное стремление к превосходству. «Скажем, у меня есть перспективная работа, большой дом и дорогая машина, — приводит пример Кларк. — Но это будет приносить мне радость лишь до тех пор, пока всего этого будут лишены мои коллеги или друзья. Так что, к примеру, выбирая себе новое авто, я подсознательно захочу купить лучшее, чем у соседа».

«Экономисты счастья» вроде Кларка также уверены: качество жизни зависит даже не столько от таких поддающихся вычислению переменных, как статус, здоровье или образование, сколько от психологии, менталитета или индивидуальных процессов, происходящих в голове человека. К примеру, женский труд до сих пор оплачивается в среднем ниже, чем мужской. Несмотря на это, женщины в силу сложившихся традиций не высказывают недовольства своей жизнью или работой, а в западных странах даже более довольны положением вещей, нежели мужчины. Эти результаты, полученные американскими учеными в 1995-2000 гг., фактически делают неуместным использование термина «дискриминация» в вопросе гендерных различий в заработной плате. Куда сильнее расовые предрассудки. Опрос, проведенный в 2003 г. среди британцев, показал: белые мужчины тем чаще выражают недовольство работой, чем больше среди их коллег представителей национальных меньшинств. И это при том, что в таких компаниях зарплаты обычно высокие.

Конечно, результаты подобного рода исследований зачастую противоречивы. Но, возможно, в этом и состоит их ценность — они позволяют взглянуть на традиционные и, казалось бы, давно решенные проблемы с неожиданной стороны. Стоит учесть также еще одно «но». Как написал в своем блоге лауреат Нобелевской премии по экономике Гари Бэккер, «люди в целом хотят стать счастливее, но иногда они готовы поменять счастье на другие блага».

Залишити відповідь