Британское консалтинговое агентство Bowen Craggs & Co совместно с газетой Financial Times обнародовало рейтинг эффективности корпоративных веб-сайтов крупнейших публичных компаний — FT Bowen Craggs Web Effectiveness Index 2011. Победители рейтинга 2011 года — сайты компаний Siemens, BP и Royal Dutch Shell.
В рейтингах FT Bowen Craggs Index дается комплексная оценка эффективности веб-ресурсов 75 крупнейших по размеру рыночной капитализации публичных компаний из списка FT Global 500 — по 25 из Европы, США и других регионов мира. Специалисты Bowen Craggs исследуют, а затем ранжируют корпоративные веб-ресурсы в итоговом рейтинге на основе двух групп критериев:
1. Общие критерии: структура, навигация, поиск, удобство для пользователей, информационная насыщенность, мультиформатность, глобализация, интеграция c аффилированными сайтами, имиджевое воздействие, передача ключевых сообщений, использование социальных медиа и другие параметры.
2. Специальные критерии: показывают, насколько эффективно сайт удовлетворяет потребности целевых аудиторий компании, таких как инвесторы, клиенты, СМИ, общественность, сотрудники и соискатели работы и так далее.
Итоговая таблица рейтинга отображает восемь критериев оценки веб-сайта и количество набранных баллов по каждому из них. Максимально возможная — «идеальная» — оценка, которую по шкале FT Bowen Craggs Index может получить корпоративный сайт, составляет 280 баллов. За всю историю рейтинга этой оценки не удостаивался ни один корпоративный ресурс. Рейтинг обновляется ежегодно. Авторы исследования уточняют, что в этом году на его создание потребовалось 1000 человеко-часов, а общий объем отчетов аналитиков составил 750 000 слов.
Общее количество баллов, полученных в этом году компаниями, выросло, но не так значительно, как в предыдущие годы. В прошлом году многие компании обновили свои сайты, но не все перезапуски были проведены удачно. По мнению экспертов Bowen Craggs, одна из причин этого — недопонимание руководством корпораций роли веб-ресурсов в современных коммуникациях.
ТОП-10 рейтинга эффективности веб-сайтов публичных компаний 2011 года, с указанием индекса
1 Siemens www.siemens.com 217
2 BP www.bp.com 216
3 Royal Dutch Shell www.shell.com 213
4 Eni www.eni.com 209
5 Unilever www.unilever.com 206
6 Roche www.roche.com 204
7 General Electric www.ge.com 200
7 Intel www.intel.com 200
9 British American Tobacco www.bat.com 199
9 Novartis www.novartis.com 199
9 Wal-Mart Stores www.walmartstores.com 199
Российские компании в рейтинге эффективности веб-сайтов публичных компаний 2011 года
46 Газпром www.gazprom.com 165
63 Роснефть www.rosneft.com 144
В сопроводительной записке к рейтингу анализируются общие и специфическиие тенденции развития корпоративных интернет-ресурсов и онлайн-коммуникаций. В частности отмечается, что при быстром развитии социальных сетей значение корпоративных сайтов не уменьшается, скорее наоборот. Отделы онлайн-коммуникаций ряда компаний успешно интегрируют социальные сети и новые мобильные устройства в свою работу. Корпоративные веб-ресурсы являются важнейшим стратегическим инструментом взаимодействия с обществом и заинтересованными группами в случае возникновения кризисных ситуаций, от которых не застрахована ни одна крупная компания. Пример — радикальная трансформация основного сайта BP после катастрофы на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе. Другой пример — General Electric, которая немедленно после природной катастрофы в Японии и последовавшей за ней аварии на атомной электростанции Фукусима (GE построила реакторы для этой АЭС) создала отдельный сайт, на котором подробно объясняла технические детали и поддерживала диалог с общественностью.
Веб-сайты крупнейших российских публичных компаний пока остаются в числе аутсайдеров. Российские позиции в рейтинге 2011 года представлены лишь двумя компаниями — «Газпром» и «Роснефть». Как отмечают эксперты, «Газпром» снова заметно улучшил свои позиции, набрав дополнительные 9 баллов против прошлого года и переместившись с 53 на 46 место. Это произошло, в том числе, за счет улучшения таких параметров как структура сайта и сервис для инвесторов. Негативно повлияли на положение компании в рейтинге, в частности, низкий балл за раздел социальной ответственности. «Роснефть» прибавив 1 балл, сохранила свою позицию и находится на 63 месте.
Справка:
Bowen Craggs & Co ведет исследования передовой практики в использовании корпоративных сайтов с середины 1990-х годов и обладает обширным опытом в области их аудита. Агентство проводит ежегодную конференцию по вопросам эффективности корпоративных веб-ресурсов Web Effectiveness Conference и является организатором профессионального сообщества Website Effectiveness Networking Group, в рамках которого встречаются и обмениваются мнениями более 200 менеджеров крупнейших мировых компаний. Bowen Craggs консультирует крупнейшие компании и организации по широкому спектру вопросов, связанных с их присутствием в веб-пространстве. В то же время, агентство не принимает участия в создании сайтов и производстве программного обеспечения, и не ангажировано в своих оценках и рекомендациях.
По материалам GT.MARKET