Госкомпредпринимательства отказал Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) в согласовании проекта закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения прозрачности деятельности страховщиков)".
Как сообщается на сайте комитета, данным документом предлагаются ограничения относительно функционирования страховых компаний только в виде акционерного общества.
Кроме того, документ предусматривает, что страховщики, созданные в форме полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью, обязаны в течение трех лет со дня вступления в силу указанного закона, должны привести свою организационно-правовую форму в соответствие с его требованиями. Госфинуслуг считает: предложенные изменения позволят обеспечить прозрачность и надежность деятельности страховых учреждений, а также адаптировать украинское законодательство к европейским стандартам ведения страхового бизнеса.
По мнению комитета, такой подход ограничивает действующие права и возможности украинских субъектов хозяйствования при создании страховых компаний, которые определены в положениях Гражданского и Хозяйственного кодексов, закона "О хозяйственных обществах".
В частности, закон "О хозяйственных обществах" предусматривает существование в стране пяти организационно-правовых форм хозяйственных обществ: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные общества.
Кроме того, Хозяйственным кодексом Украины определяется, что запрет на создание новых предприятий или других организационных форм хозяйствования в любой сфере хоздеятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции признается дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти.
То есть, введение единой организационно-правовой формы для страховых компаний является ограничением их действующих законных прав и дискриминационным по отношению к другим субъектам хозяйствования (например, фондовых бирж, кроме АО, могут образовываться также и в форме общества с ограниченной ответственностью), считает Госкомпредпринимательства.
Кроме того, приведенный в анализе регуляторного влияния законопроекта пример трех стран Европы (Польши, Болгарии, Словакии) не достаточно показателен для страхового рынка Украины. В большинстве экономически развитых и стабильных государствах Европы и США, где страховой бизнес – устойчив и разветвлен, параллельно существует несколько возможных организационно-правовых образований страховых компаний (акционерных общества, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью, кооперативы и т. п.), что дает возможность выбора и страховщикам, и потребителям таких услуг.
Такой позиции придерживается и большинство украинских страховщиков, по данным которых (в частности, Лиги страховых организаций Украины) на рынке можно насчитать 40-50 страховых компаний в форме общества с дополнительной ответственностью. При этом многие из них ведут себя достаточно публично и не вызывают сомнений с точки зрения платежеспособности.
Кроме того, процедуры реорганизации достаточно затратны для страховщиков, так же как и содержание акционерного общества является более дорогим, чем содержание того же общества с дополнительной ответственностью. В конечном итоге все это может лечь на плечи потребителей, что не согласуется с основной целью предлагаемого регулирования – усиление защиты прав и интересов страхователей путем обеспечения большей прозрачности деятельности страховщиков, считает в комитете.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».