Предложения депутата Глущенко по изменениям "правил игры" на рынке возобновляемой энергетики требуют дополнительного обсуждения – эксперты

Эксперты считают необходимым, провести дополнительное обсуждение предложений депутата от Партии регионов Игоря Глущенко к законопроекту №10183 по изменению условий работы на рынке возобновляемой энергетики Украины.

Соответствующее мнение они высказали в ходе пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" в четверг.

Международная торговая палата (ICC Ukraine), Украинская ветроэнергетическая ассоциация (УВЭА), Биоэнергетическая ассоциация Украины направили совместное письмо к главе парламентского комитета по ТЭК Николаю Мартыненко с просьбой отклонить ряд предложений И.Глущенко к законопроекту №10183.

Эксперты, в частности, просят комитет по ТЭК оставить в документе коэффициент "зеленого тарифа" для электроэнергии из биогаза на уровне 2,7, а не 2,3, как предлагает И.Глущенко.

"Мы категорически против уменьшения коэффициента до 2,3. Считаем, что это недопустимо. Если при коэффициенте 2,7 срок окупаемости биогазового проекта составляет 7-10 лет, то при 2,3 – 15-20 лет. Это уже неинтересно для инвесторов", – отметил глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины Георгий Гелетуха.

По мнению экспертов, несправедливым также будет, если ранее запущенные биогазовые проекты не смогут получить "зеленый тариф", как это предлагает депутат.

"Считаем необходимым сохранить в законопроекте коэффициент "зеленого тарифа" для электроэнергии, производимой из бытовых отходов, как минимум, на уровне 3,0 (как в версии, принятой в первом чтении)", – добавляют в ICC Ukraine.

Г.Гелетуха пояснил, что при установлении такой величины "зеленого тарифа" на электроэнергию, производимую из бытовых отходов, и увеличении коммунальных тарифов на вывоз мусора вдвое срок окупаемости современного мусоросжигательного завода составит 10 лет. В отсутствие же "зеленого тарифа" на электроэнергию из бытовых отходов для достижения приемлемых сроков окупаемости мусоросжигательных заводов, которых Украине катастрофически не хватает, тарифы на вывоз мусора необходимо повысить в среднем в шесть раз, что неприемлемо для большинства граждан.

В свою очередь глава УВЭА Андрей Конеченков выступает за отсрочку ужесточения правила "местной составляющей" до 50% уже в 2014 году для ветроэнергентики.

"Существующие в Украине, на сегодняшний день, производственные мощности не смогут удовлетворить потребности рынка", – сказал он.

В то же время эксперты в целом одобряют предложения И.Глущенко по конкретизации правила местной составляющей непосредственно на уровне самого закона, а не подзаконных актов.

"Депутат предлагает унифицировать порядок определения "местной составляющей" … Подход правильный, хотя и требует некоторой доработки, детализации", – считает Г.Гелетуха.

Как сообщалось, Верховная Рада Украины поручила Комитету по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) подготовить ко второму чтению 16 октября законопроект №10183, существенно изменяющий условия работы на рынке возобновляемой энергетики.

С инициативой о рассмотрении законопроекта №10183 во втором чтении 16 октября выступил Владимир Литвин. Он отметил, что, если, профильный комитет вовремя не справится со своей задачей, то Верховная Рада рассмотрит документ без его выводов.

Законопроект №10183 разработан депутатами Николаем Романюком, Юлией Левочкиной и Юрием Мирошниченко (Партия регионов).

Документом, принятом в первом чтении 5 июля, предлагается ввести с 1 января 2013 года "зеленый тариф" на электроэнергию, производимую из биогаза и твердых бытовых отходов (ТБО).

Согласно законопроекту, коэффициент "зеленого тарифа" для электроэнергии из биогаза составит 2,7, из ТБО – 3. Электростанции на ТБО должны придерживаться установленных норм выбросов загрязняющих веществ.

Документом также предусмотрено снижение "зеленого тарифа" для солнечных электростанций, вводимых в эксплуатацию с 2013 года. Так, для наземных станций коэффициент уменьшится с 4,8 до 3,5, крышных (настенных) мощностью более 100 кВт – с 4,6 до 3,6, крышных (настенных) мощностью менее 100 кВт – с 4,4 до 3,7.

Законопроектом предлагается также обязать энергоснабжающие компании выкупать у домохозяйств избыточную электроэнергию, производимую крышными солнечными модулями мощностью до 16 кВт. При этом домохозяйствам не придется получать лицензию на производство электроэнергии.

Кроме того, законопроектом предлагается дифференцировать "зеленый тариф" для ГЭС, в зависимости от их мощности. Так, станции мощностью до 200 кВт получат наименование "микро" и коэффициент "зеленого тарифа" для них составит 2, мощностью от 200 кВт – до 1 МВт получают наименование "мини" и коэффициент 1,6, мощностью от 1 до 10 МВт – "малая" и коэффициент 1,2 (все – при введении в эксплуатацию с 2013 года). При введении в эксплуатацию всех перечисленных видов ГЭС в текущем году коэффициент "зеленого тарифа" для них составит 1,2.

Согласно законопроекту, государство гарантирует инвестору неизменность стимулирующих мер, по сравнению с действующими, на момент ввода в эксплуатацию объекта возобновляемой энергетики.

Авторы документа предлагают уменьшить тарифы на электроэнергию для предприятий, производящих сырье, материалы и комплектующие для возобновляемой энергетики до уровня января 2009 года (при условии, что создание соответствующих производств зарегистрировано как инновационный проект).

В случае принятия законопроекта в целом, он вступит в действие с 1 января 2013 года.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь