Две трети общемирового рынка потребительских товаров и услуг к 2050 году будут приходиться на страны, ныне именуемые развивающимися, против одной трети в настоящее время, считают аналитики британского банка HSBC, оценка которых приведена в обзоре "Потребитель в 2050 году: экспансия среднего класса в развивающихся странах" (Consumer in 2050. The rise of the EM middle class).
По прогнозам экспертов банка, к середине столетия почти 3 миллиарда людей – более 40% населения Земли – станут представителями среднего класса.
По мнению аналитиков банка, рост потребления в развивающихся странах является наилучшим способом устранении мировых циклических и структурных дисбалансов.
С точки зрения макроэкономики, процесс роста благосостояния населения развивающихся стран окажет влияние по трем основным направлениям.
Во-первых, в экономиках этих стран будет стремительно увеличиваться роль сектора услуг, что позволит им снизить свою зависимость от колебаний на мировом рынке товаров и услуг. Во-вторых, по крайней мере, на начальном этапе, большинство потребителей в развивающихся странах будут приобретать в основном недорогие товары с низкой добавленной стоимостью. Этот спрос будет удовлетворен другими странами с развивающимися экономиками, что будет способствовать развитию торговых отношений между ними и росту устойчивости мировой торговли.
Наконец, страны Запада также смогут извлечь выгоду от увеличения объемов экспорта и снижения мировых дисбалансов.
По предположениям HSBC, в ближайшие сорок лет в развитых странах темпы ежегодного роста потребления в среднем не превысят 2%, тогда как в таких странах, как Китай, Индия, Филиппины, Перу, Малайзия и Россия показатель будет повышаться не менее, чем на 4% ежегодно.
Рост потребления в таких категориях как одежда, высокотехнологичные устройства и рекреационные услуги окажется еще более стремительным – на уровне 5-8% в год.
Спрос также будет стремительно расти в финансовом секторе. В настоящее время на развивающиеся рынки приходится лишь около 18% общемирового рынка потребительских финансовых услуг. По прогнозам аналитиков HSBC, к 2050 году этот показатель вырастет до более чем 50%.
Эксперты HSBC отмечают что, этот прогноз может оказаться чересчур умеренным.
По мере упрощения доступа к банковским и страховым услугам, а также развития системы государственного социального обеспечения, будет падать норма сбережений, что позволит наращивать объемы потребления быстрее, чем предусматривает нынешний прогноз.
По данным HSBC, прогнозируемый сдвиг будет связан с особенностями изменения потребительских моделей по мере роста доходов, который в развивающихся странах обеспечивается повышением среднего уровня квалификации рабочей силы и обновлением средств производства. Так, с увеличением дохода изменяются предпочтения и возрастают расходы на товары не первой необходимости – с примерно одной трети всех потребляемых товаров при заработной плате всего в $1 тыс. в год до 60%, когда она достигает около $15 тыс. в год.
Кроме того, по данным HSBC, пик потребления в жизни человека приходится на период с 16 до 40 лет, когда средний уровень дохода постоянно повышается, человек создает семью, обзаводится собственным жильем и до того, как он начинает откладывать деньги на пенсию.
В то время как средний возраст жителей планеты увеличивается, демографическая ситуация в развивающихся странах продолжает оставаться относительно благоприятной. Так, в настоящее время средний возраст населения Филиппин, Индии, Пакистана, Египта и Саудовской Аравии составляет всего около 25 лет.
HSBC дает прогнозы для 17 развивающихся рынков, которые к 2050 году предположительно войдут в тридцатку крупнейших экономик: Аргентина, Бразилия, Китай, Колумбия, Египет, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Пакистан, Перу, Филиппины, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Таиланд и Турция.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».