Учебный процесс
Чтобы найти ответ на вопрос, что мотивирует людей, профессор Гарвардского университета Тереза Амабайл провела опрос среди более тысячи руководителей и рядовых сотрудников предприятий. По результатам исследования было выявлено, что в ряду компонентов, наиболее способных мотивировать человека, на первом месте находится «одобрение». Получивший положительную оценку сотрудник выполняет свои обязанности с большим усердием и воодушевлением.
Однако для верификации данного показателя используется другой метод. Согласно ему, каждый сотрудник в течение месяца ведет дневник и фиксирует свои чувства. По окончании месяца эти записи собираются, и начинается анализ. Данный метод выявляет, как часто и в какое время сотрудники испытывают положительные эмоции.
Возникает интересное открытие. Наиболее позитивные чувства были зафиксированы не в случае получения сотрудниками одобрения, а при развитии каких-либо собственных навыков или приобретения новых знаний, умений.
Одобрение, несомненно, делает людей счастливыми, однако не так очевидно, как обучение или процесс развития навыков.
Почему процесс обучения делает человека счастливым?
Все образцы поведения, которые призваны обеспечить выживание и сохранение жизни человека, приносят ему удовольствие и счастье. Например, с удовольствием для людей связан процесс приема пищи.
Человечество рождается в тесной связи со своей семьей, хотя большинство других живых существ могут начать самостоятельную, взрослую жизнь сразу при рождении или через непродолжительное время после него.
Зависимость человечества от семьи сохраняется достаточно длительный период, поскольку, будучи ребенком, индивид еще не владеет навыком обеспечения своего существования. В этой ситуации для выживания ребенку необходимо приобретение определенных умений и познание культуры. Иными словами, учебный процесс — это механизм сохранения жизни человека. Поэтому, как и другие механизмы выживания, процесс познания доставляет человеку удовольствие и делает его счастливым.
В учебных заведениях и на рабочих местах мотивация находится на низком уровне в том случае, если отсутствует система, сосредоточенная на обучении и приобретении инновационных навыков. Вместе с тем, регулярно познающий новое и преуспевающий в своей профессии человек испытывает гораздо больший энтузиазм и счастье. В этой связи необходимо создание возможностей для повышения квалификации сотрудников и поддержки их в этом направлении.
Получение одобрения
Разве положительная оценка не мотивирует людей? Не стоит трактовать это утверждение ошибочно. Определенно мотивирует, но не так, как учебный процесс. Каждый человек желает вносить определенный вклад в какое-либо общее дело. А одобрение подразумевает, что «вклад в единое целое вносится», и таким образом формирует систему мотивации людей.
Но оценка должна быть сосредоточена не на внешнем механизме одобрения (хотя иногда и это возможно), а представлять собой определенный критический анализ, основанный на знаниях или очевидных фактах.
Что еще мотивирует человека?
Чувство принадлежности
Немаловажным мотивирующим элементом является ощущение сопричастности. Если у индивида отсутствует самоидентификация с учреждением, профессией, коллективом, то едва ли можно ожидать, что он проявит трудовое рвение. Поэтому, без построения глубоких межличностных отношений как в трудовых, так и учебных коллективах, достаточно непросто создать чувство принадлежности и, следовательно, — мотивацию.
Необходимо обеспечить процесс совместного времяпрепровождения сотрудников друг с другом и инициировать глубокий диалога между ними. Именно это и повышает как чувство доверия, так и профессиональную самоидентификацию.
Право выбора
Значительную роль в процессе мотивации людей также играет наличие права выбора. Сложно говорить о мотивации, если, например, учащиеся выполняют принудительные задания, а преподаватели вынуждены вести учебный процесс на основе навязываемых учебных планов.
После того, как сформулированы ожидаемые от учащихся результаты освоения учебной программы, в действительности мотивировать их будут способны или самостоятельное право выбора метода обучения, или предоставление свободы в том, чтобы превзойти требуемые результаты освоения.
Эти четыре принципа, а именно — постоянное обучение, одобрение, самоидентификация и право выбора -всегда мотивируют человека и делают его счастливым.