Банковский союз предусматривает создание единого надзорного органа в банковской сфере еврозоны, в которую на данный момент входят 17 из 27 стран ЕС, однако сейчас обсуждается возможность распространить полномочия такого регулятора на все банки Европы, в том числе на некоторые за пределами не только валютного блока, но и союза в целом.
Великобритания не будет участвовать в предложенной ЕС схеме, многие британские банки с международными операциями, работающие в частности и в еврозоне, подпадут под надзор единого регулятора, которым, как ожидается, с 1 января станет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Поэтому Лондон настаивает на необходимости дополнительной защиты банков тех стран, которые не входят в еврозону.
Несмотря на то, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заверяет, что он "не хочет стоять на пути банковского союза" в еврозоне, британские дипломаты в кулуарах проявляют все большую настойчивость, желая получить ответы, которые разрешили бы их сомнения в целесообразности такого союза для Лондона.
По данным информированных источников FT, присутствовавших на недавних переговорах, посол Великобритании в Брюсселе жестко заявил о том, что его правительство не сможет согласиться на предложение о едином надзоре в банковской отрасли, пока не будет устранена вероятность того, что решения банковского союза потенциально будут преобладать над принятием правил в рамках ЕС.
Призывы Великобритании к скорейшему прогрессу в этой сфере поддержали еще 7 стран союза.
На континенте, однако, тоже нет полного согласия по вопросу о банковском регуляторе. Так, серьезные споры вызывает вопрос о сфере его компетенции: блок во главе с Францией требует, чтобы в эту сферу входили все банки, тогда как Германия и ее сторонники хотят исключить небольшие финансовые организации из общеевропейского ведения, оставив их под национальным надзором.
В Брюсселе все чаще можно услышать мнения о том, что сомнения Великобритании могут потопить всю идею. Банковский союз – одно из серьезнейших испытаний потенциала эффективного сотрудничества между еврозоной и ЕС в целом.
Между тем эксперты считают, что создание банковского союза без Великобритании может изолировать Лондон от большинства его торговых партнеров и подорвать статус британской столицы как ведущего финансового центра мира, сообщает агентство Bloomberg.
По данным британского банковского лобби TheCityUK, в Лондоне сейчас работает 251 иностранный банк и больше международных финансовых компаний, чем в любом другом МФЦ мира, включая Нью-Йорк, Франкфурт, Гонконг. На лондонские деловые районы – Сити и Кэнэри-Уорф – приходится три четверти валютной торговли Евросоюза, в том числе 42% операций в евро.
Лондон обеспокоен тем, что новый банковский союз, в который войдут не менее 17 стран (еврозона целиком), а, возможно, и больше, будет выступать единым фронтом в рамках Европейского банковского управления (EBA), которое согласовывает технические правила и решает споры, и сможет продавить все необходимые ему решения. Изначально предложение Еврокомиссии о банковском союзе содержало ряд компромиссных мер по процедурам голосования в EBA, однако в пылу дискуссий о них быстро забыли.
Летом Лондон предлагал проводить голосование по принципу двойного квалифицированного большинства: по запросу национального надзорного органа EBA организует два раздельных голосования по спорной теме – между странами еврозоны и странами, не входящими в валютный блок. Решение считается принятым только в случае достижения квалифицированного большинства в обеих группах.
С 1 ноября 2014 года квалифицированное большинство в ЕС будет определяться как не менее 55% голосов, представляющих не менее 15 стран союза, которые, в свою очередь, представляют не менее 65% населения ЕС.
Однако в таком случае Великобритания, население которой превышает 63 млн человек, сможет эффективно блокировать все решения в группе государств, не входящих в еврозону.
О том, что отношения между Лондоном и континентом в очередной раз обостряются, свидетельствуют и разногласия по вопросу о бюджете Евросоюза на следующие несколько лет.
Ранее этой осенью британский премьер в попытке достичь компромисса со своими сторонниками по партии, выступающими против проекта бюджета ЕС, предложил после определения обновленного формата сотрудничества страны с ЕС вынести соглашение на референдум.
Аналитики, узнав об этом предложении, предупредили, что, учитывая настроения обывателей, этот референдум может закончиться для страны выходом из ЕС, а для самого Д.Кэмерона концом политической карьеры, как это ранее случилось с известными евроскептиками и предшественниками Д.Кэмерона на посту главы правительства – Маргарет Тэтчер и Джоном Мейджором.
Как показали результаты опроса, проведенного компанией YouGov, почти половина британцев выступила за выход страны из ЕС, тогда как против этой идеи высказались менее трети респондентов.
По данным YouGov, в случае вынесения вопроса о членстве Великобритании в ЕС на референдум, 49% населения проголосовали бы за выход из ЕС, 28% – против и 17% не определились с решением. Остальные участники опроса заявили, что вообще не стали бы принимать участие в голосовании.
В опросе компании YouGov, проведенном в конце октября, приняли участие более 1,5 тыс. человек.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».