G20 решила расшевелить банки

Страны «финансовой двадцатки» договорились к концу июня 2013 года разработать операционные планы урегулирования несостоятельности всех глобальных системнозначимых банков, говорится в коммюнике по итогам встречи министров финансов и глав центробанков стран G20, которая прошла в субботу в московском Манеже.

«Мы просим Совет финансовой стабильности (СФС) представить к саммиту в Санкт-Петербурге оценку хода работы по разрешению проблемы банков, которые «слишком велики, чтобы обанкротиться», – говорится в документе.

Говорили о необходимости надзора за глобальными системными институтами, а второй шаг будет – усиление надзора за национальными финансовыми институтами, пояснил министр финансов Антон Силуанов. «Двадцатка», по его словам, последовательна в этом вопросе: сначала надзор за институтами, которые оказывают влияние на глобальных рынках, а потом — локальных.

Надзор за «too big to fail» банками планируется осуществлять в двух направлениях, говорит источник, знакомый с ходом дискуссии в рамках «двадцатки». Либо уйти от таких структур, то есть сделать их меньше — раздробить, либо ограничить количество принимаемых ими рисков, сообщил он.

Осенью прошлого года еврокомиссар по финансовым рынкам Мишель Барнье уже выступал с предложением разделить крупнейшие финансовые структуры и даже поручил проработать возможные сценарии последствий.

Вопрос надзора за системообразующими финансовыми структурами рассматривался в рамках сессии по финансовому регулированию, рассказал источник. Помимо него в рамках сессии обсуждали введение требований Базеля-3, реформу рынка внебиржевых деривативов и регулирование теневого банковского сектора. На сессии также обсуждалось предложенное Россией создание при Совете по финансовой стабильности комитета по надзору за международными рейтинговыми агентствами.

«Наше предложение было в целом поддержано, думаю оно будет обсуждаться на дальнейших этапах по рассмотрении вопросов по финрегулированию», — уклончиво описал Силуанов отношение остальных членов G20 к инициативе.

Всего в субботней повестке было заявлено пять сессий. На первой, посвященной рамочному соглашению по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, самыми острыми темами стали так называемые «валютные войны» и выполнение обязательств по сокращению бюджетного дефицита, одобренных странами «двадцатки» в 2010 году на встрече в Торонто.

Торонтские соглашения предусматривали (к 2013 году) сокращение госдолга в два раза по сравнению с уровнем 2010-го года, напомнил Силуанов на пресс-конференции. «Многие страны справились, некоторые нет», — констатировал министр. «Мы договорились, что к саммиту наших глав мы подготовим среднесрочные перспективы такой политики», — сообщил он. Это будет сигнал инвесторам, как та или иная страна видит дальнейшую политику в отношении своего бюджета, пригрозил министр. Ранее он сообщал, что дедлайн по выполнению обязательств может быть отложен до 2016 года.

По вопросу «валютных войн» министр проявил гибкость, которая не соотносилась с риторикой последних месяцев. Если раньше Силуанов и его коллеги категорично высказывались за сохранение рыночного определения валютных курсов, то после субботних консультаций тональность был менее однозначной. «Исключительно рынок сам определяет уровень той или иной валюты, если государство или центральный банк будет вмешиваться в это ценообразование, то будут возникать диспропорции», — сказал он. Но когда разговор зашел о действиях японского правительства, ослабляющего курс иены, то Силуанов сообщил, что «двадцатка отнеслась с пониманием к такой позиции». «Мы договорились, что это внутреннее дело самой страны», — сказал он.

Единого мнения не было и у участников дискуссии, сообщает источник, знакомый с ее содержанием. Против манипулирования курсами нацвалют в том числе за счет программ стимулирования экономического роста высказывались развивающиеся страны, в особенности члены БРИК. Противоположную позицию заняли США, Япония и некоторые члены ЕС, рассказал он.

Вторая сессия посвящалась долгосрочному финансированию инвестиций – теме, введенной в повестку дня по инициативе России. Дисбаланс между краткосрочными вкладами населения и потребностью в долгосрочном финансировании Силуанов предложил решать привлечением денег из пяти источников: от пенсионных фондов и институциональных инвесторов, с фондовых рынков, институтов развития, прямых иностранных инвестиций и госфинансирования. В коммюнике указано, что участники договорились создать новую исследовательскую группу по финансированию инвестиций, которая должна будет заняться активизацией частного сектора и официальных источников финансирования.

Источник, близкий к обсуждавшейся теме, отметил, что участники дискуссии были недовольны работой банков развития. «Им сказали, чтобы те расшевелились – их потенциал еще не исчерпан», — пояснил он. Позиция частично отражена и в коммюнике: международным банкам развития было поручено оптимизировать предоставление кредитов и услуг.

Следующая сессия была посвящена реформе международной финансовой архитектуры. Ключевым вопросом здесь стала реформа квот МВФ. «Целый ряд стран, теряющих свои доли, выступают против снижения», — сказал Силуанов, добавив, что дата принятия новой формулы расчета квот просрочена еще в январе. Вопрос с новыми квотами должен решиться к концу года, пообещал министр. При этом он отметил, что к саммиту в сентябре страны должны выйти с согласованным решением по реформе.

Последняя сессия (следовала за конференцией по финансовому регулированию) была посвящена энергетике, сырьевым товарам и изменению климата. Панель ограничилась докладом сопредседателя группы по устойчивой энергетике в рамках G20, после чего Силуанов выступил с предложением не открывать дискуссию, которое поддержали все остальные. Заседание закончилось еще одним предложением — уменьшить повестку на предстоящей встрече министров финансов и глав центробанков в Вашингтоне, его участники тоже поддержали аплодисментами.

Газета.ру

Залишити відповідь