Сегодняшнее украинское образование переживает те же болезни роста, что и само государство. Предыдущие модели ощутимо устарели, новые еще не внедрены, и все это на фоне стремительно меняющегося мира. Корни образовательной проблемы хорошо известны: устаревшая материально-техническая база, слишком большой перекос в пользу теории, а не практики, отсутствие прикладной науки… Но самое главное – это, пожалуй, не адекватные времени подходы и методы обучения.
Здесь мы, правда, не уникальны. С кризисом традиционной образовательной модели столкнулся весь мир – объем знаний удваивается каждые пять лет, технологии изменяются и того быстрее. Раньше в школах можно было годами учить язык программирования бейсик, а сегодня связь 2G уже является вчерашним днем. Запад работает с этой проблемой в том числе и через развитие дистанционного, то есть онлайн-образования. Это разумно, правильно и своевременно. Я давно не был в Парламентской библиотеке – незачем. Несравненно больший объем современных знаний теперь доступен через интернет. Американцы, европейцы и даже китайцы с индийцами юзают эти возможности вовсю. Не надо никуда ехать, записываться, ждать, искать нужные материалы и ксерокопировать их s– все есть в онлайн-библиотеках и подобных ресурсах. У студентов высвобождается масса времени, которое можно использовать действительно для учебы.
Необходимо понять: современное образование обладает двумя важными чертами. Это децентрализация и континуальность (непрерывность). Сегодня все больше зависит от самого студента. Во-первых, преподаватель больше не является истиной в последней инстанции, а тем более надзирателем. Хочешь знать больше – вот тебе направление, ищи! Во-вторых, образование не заканчивается. Если ты остановился в развитии – все, через несколько лет ты не в теме. Естественно, обеспечить такую мобильность образования традиционными инструментами – школами, колледжами, университетами – невозможно. А вот с помощью онлайн-средств – вполне.
В Украине вопрос развития онлайн-образования важен вдвойне. Дистанционное обучение не только помогает обойти имущественные цензы наших учебных заведений, но и открывает доступ к актуальным мировым знаниям. Все, что для этого нужно, – знание английского и мобильные технологии.
Оставляя вопрос английского языка преподавателям-лингвистам, хочу сказать несколько слов со своей колокольни о мобильных технологиях. Если вы спросите меня как президента Киевстара, готовы ли мы поддержать массовую интернетизацию образования, я отвечу: «Мы готовы. Но сделать этого на данном этапе не можем». Препятствие – отсутствие государственной воли.
Инфраструктурно и организационно мы готовы к запуску онлайн-образования.
Технически все упирается в отсутствие лицензий на 3G. Семь лет мы пытаемся получить лицензию, и все эти годы у госчиновников находится масса поводов ее не выдавать. Дистанционное обучение – это большой объем данных, передающихся большему количеству людей. Достаточно попробовать загрузить с помощью мобильного модема, скажем, чертеж двигателя в разрезе, чтобы увидеть, какую массу времени это потребует, и понять суть проблемы. А посмотреть с мобильного устройства лекцию в режиме реального времени и вовсе нельзя. Что украинский студент ответит преподавателю Массачусетского технологического о невыполненном задании: «Простите, сэр, у меня медленный коннект?». Не уверен, что американец даже поймет, в чем дело.
В обывательском сознании сложилось представление о телекоме как о чем-то развлекательном. Поболтать, скинуть сообщение, закачать модный рингтон или игру. Но возможности телекома несравненно шире. Одна из них, безусловно, дистанционное образование, которое способно сделать наших специалистов конкурентными в мире, повышая тем самым и общее качество жизни в Украине.
Мы можем поддержать начинания в сфере онлайн-образования хоть сегодня. Но пусть и государство поддержит телеком-отрасль. Ведь в итоге выиграют от этого все.